Механизмы коррекционного действия в тактике психолога, ведущего группу
Как уже было отмечено, механизмы коррекционного действия в родительской группе обеспечиваются, в числе прочих факторов, тактикой психолога-ведущего. Можно выделить три основных направления коррекционной работы ведущего в группе:
1. Опосредствованное воздействие на участников через создание группы.
2. Непосредственное воздействие на каждого участника.
3. Непосредственное воздействие на семейную пару. Остановимся на механизмах, за счет которых ведущий реализует каждое из этих направлений коррекционной работы.
Представляется целесообразным рассматривать механизмы коррекционного воздействия в тактике ведущего в соответствии с динамикой группового процесса. Как показывает анализ, тактика ведущего изменяется от фазы к фазе. На первых двух фазах развития группы основное внимание психологом уделяется созданию группы как коррекционного целого. На третьей фазе, когда группа начинает функционировать как единая рабочая единица, оказывая коррективное воздействие на участников, акцент переносится на непосредственную работу с каждым участником и с семейной парой в целом.
1) Механизмы опосредствованного воздействия ведущего. Одной из задач психолога-ведущего является обеспечение условий конструктивной работы группы, которая осуществляется за счет функционирования собственно групповых коррекционных механизмов. На первой фазе, когда члены группы еще не знакомы друг с другом, групповое напряжение настолько сильно, что создает опасность распада группы. Задача психолога в этот момент заключается в консолидации группы. С этой целью применяется ряд приемов, направленных на:
а) разъяснение и демонстрацию правил общения в группе (обращение по имени и на «ты», отказ от оценочных суждений, достижение прямого, несдерживаемого проявления чувств, подчеркивание недирективной позиции ведущего);
б) создание атмосферы эмоциональной близости к группе (акцентирование чувства принадлежности к группе, поддержание интереса к другим участникам,
знакомство и отработка первых впечатлений).
Приведем выдержки из протоколов, иллюстрирующие особенности тактики психолога на первой фазе.
Из протокола занятия 1:
Б2 (к А — психологу). Я хотел спросить: правило о том, что надо обращаться друг к другу на «ты», распространяется только на эту комнату или на всю квартиру?
А. У кого ты хочешь об этом спросить?
Б2. У всех... В основном у Вас, хотя я пока еще не могу сказать.
А. У кого ты хочешь об этом спросить?
Ир (смеясь, подсказывает). Скажи: «У тебя, А».
* *
А (психолог) ...Давайте обменяемся первыми впечатлениями
* *
А (психолог). Лена, какие у тебя ощущения от нашего начала? Какие чувства?
Ин. Можно откровенно говорить?
А. Нужно!
Ин. Меня раздражают Сашины... бесконечные какие-то эти...
С (перебивая). Я должен отметить, что меня это мало тревожит.
А. Саша, не надо всякий раз отвечать. Давайте еще вот о таком моменте договоримся. Это для всех. Давайте. Ведь ее ощущения — это ее ощущения. Она имеет на них право в любых ситуациях. И здесь нет ничего объективного...
Из протокола занятия 2:
А (психолог, обращаясь к Ир). Что ты сейчас чувствуешь?
Ир. Просто какие-то воспоминания мелькают. А еще я чувствую смущение, потому что я в центре внимания оказалась опять.
Пауза.
А. Человек открыто говорит, что ему неловко! Надо оказать какую-то поддержку?
* *
А. Центр группы — это наше групповое единство. На какой дистанции от центра вы находитесь?
Группа выстраивается по отношению к центру.
На второй фазе, когда заинтересованность и сплоченность участников группы возрастает, тактика ведущего направлена на обострение конфронтации между ними. Такая конфронтация, основанная на несходстве индивидуальных взглядов и жизненных позиций, усиливается в момент «здесь и теперь», создавая тем самым основу для получения обратной связи, и, следовательно, делает возможной дальнейшую конструктивную работу группы. Поскольку попытки поддержания негативных чувств по отношению к ведущему терпят неудачу (вследствие специфической динамики родительской группы, описанной выше), психолог ориентируется на обострение конфронтации между отдельными участниками или между образующимися подгруппами.
Из протокола занятия 4:
Ан. ...Еще мне было обидно за Лену, что человек был откровенен, а это не нашло понимания у большей части группы...
Во всяком случае, по-моему, здесь и проявилось, что мы пока не являемся единомышленниками. Точка зрения Лены неприемлема, она оскорбительна для нас. А (психолог). Для кого, например?
Ан. Для Тани, для Исака. Они почувствовали себя при этомявно оскорбленными.
А (к Ис). У тебя было что-нибудь подобное?
Ис. Да, та форма, в которой было выражено неуважение к толпе. Что-то безликое, какая-то масса, а ведь это все-таки люди.
* *
С. Я примерил всех присутствующих женщин к своей семейной жизни, ситуации. Кто бы мог не спасовать в довольно сложных жизненных условиях, которые сопутствуют такому явлению, как я? Кто бы мог работать так хорошо, как Лида (жена)? Таня, Ира, Наташа. Может быть, но очень сомневаюсь, Аня. И совершенно не смогла бы ни ты (к А), ни Лена. Вы бы двух минут со мной не были.
Пауза.
Ир (к А — психологу). Вот это — то, что надо? А. Это — да! Тем, что ты сказал (к С), ты подчеркнул те ценные качества в Лиде, которых нет у меня и у Лены. Вот это нужный разговор. С моей точки зрения, Ира и Лида стоят на разных полюсах по женским качествам. А для тебя они похожи. Почему ты видишь так, а я по-другому? Вот это самое интересное...
* *
Ир ...Это первый коллектив людей, где его (Б2) приняли таким образом. Я не навязываю своего мужа, но у незнакомых людей он сразу вызывает симпатию. Везде на него одинаковая реакция. Его принимают сразу.
Ин. А кто здесь его не принимает?
Ир. Не так, как обычно.
А (психолог). Кто воспринял твоего мужа не так, как ты ожидала?
Ир. На первом занятии его не восприняли совсем Борис1 и Рамиль.
2) Механизмы непосредственного воздействия ведущего на каждого участника группы. Проведение коррекционной работы в родительской группе предполагает в качестве необходимого компонента оказание строго индивидуализированного воздействия на каждого члена группы. Для его осуществления психолог, ведущий группу, использует следующие механизмы:
а) Проверка гипотез, возникающих в процессе наблюдения за проявлениями каждого участника.
б) Создание условий для переоценки негативно го опыта. Психолог побуждает участника откровенно изложить свои проблемы, что вызывает у последнего эмоциональную разрядку и тем самым открывает для него возможность рациональной переоценки накопленных травмирующих переживаний; далее психолог дает интерпретацию проблематики участника, разрушая стереотипные представления и намечая пути ее рациональной переработки.
в) Поддержка — повышение самооценки, чувства уверенности, снижение тревожности и позитивных моментов в рассматриваемой ситуации.
Рассмотрим конкретный пример коррекционной работы психолога над индивидуальной проблематикой.
Из протокола занятия 7:
А (к Ин). Какие впечатления от выбора Рамиля?
Ин. Мне было неприятно, что он сказал, что я буду ходить к нему за хлебом. Я вообще ни за чем не хожу.
А. Еще какие эмоции?
Ин. Ну, нету!
А. Лена, ты допускаешь, что твои эмоции, о которых ты не хочешь говорить, видны?..
Ин. Я не могу...
Групповое обсуждение.
А (к Ин). У тебя страх перед эмоциями? Твои ответы — когда тебе что-то говорят, ты сразу пытаешься уйти от этого.
Ин. Я не могу публично о себе говорить.
А. Лена, используй этот шанс. Иначе ты будешь неудовлетворенной после окончания группы. Что заставило тебя перестать чувствовать?
Ин. Мать. Я всю жизнь не жила, а старалась на нее не походить. (Рассказывает о матери.) И сейчас жуткие проблемы, потому что она осталась одна. Пока был жив отчим, она не так притесняла меня... Я не могу ее любить и не могу заставить себя ее уважать... Я боюсь, что это окажет дурное влияние на Катю (дочь)...
После рассказа группа невербально выражает Ин поддержку; она плачет.
Ин. Эти эмоции всегда при мне и всегда дают осадок. Ситуация не меняется.
А. Стало быть, тебе придется заботиться о двух домах. Как ты собираешься это решать?
Ин. Для меня не самое сложное — уход за двумя старушками. Меня беспокоят психологические отношения. Я прихожу ее навестить и молчу. Враждебно молчу. Она это чувствует.
3) Механизмы непосредственного воздействия ведущего на семью в целом. Коррекция семейных отношений не ограничивается коррекцией отдельных членов семьи, а стремится охватить влиянием также взаимоотношения в семейной паре. В этом случае психологом-ведущим применяются следующие механизмы коррекционного действия.
а) Выявление конфликтных взаимоотношений в семье (следуя за их спонтанным проявлением в ходе групповых занятий, или с помощью разыгрывания и
обсуждения конфликта).
б) Заострение конфликтной проблематики, придание ей гротескной формы.
в) Поддержка — усиление чувства «мы» данной семьи акцентированием позитивных сторон взаимоотношений и качеств партнеров. Приведем пример коррекции супружеских отношений.
Из протокола занятия 8:
Н. Мне кажется, что он (муж) даже стал хуже ко мне относиться... В пятницу он разозлился на меня, а за что, я не поняла. (К Ис — мужу.) Может, здесь скажешь?
А (психолог). Как это было?
Н и Ис разыгрывают конфликт в своих ролях, поменявшись ролями, снова в своих ролях.
* *
А. Наташа, а почему ты так сказала? Может быть, тебе не понравилось, что он без тебя сюда приходил? (На предыдущем занятии Н отсутствовала в связи с болезнью матери.)
Н. Мне не понравилось, что он не поинтересовался, как здоровье моей матери.
А (к Ис). Что ты чувствуешь в такой ситуации (подобной разыгрываемой)? Может быть, Наташа и не подозревает,
Ис. Отвращение, что мы не понимаем друг друга. Хотя я понимаю, что это временно. Но в тот момент — это на пике отрицательного отношения к Наташе. И я с удовольствием ушел бы и пожил отдельно. Такие отношения (конфликты) сильно отбрасывают семейные отношения вниз. Как можно так наплевательски относиться к человеку, хоть он и муж!
А (к Н). А у тебя какие чувства?
И. Опять получается, что Исак несчастный, а я плохая.
* *
А. Я чувствую к Исаку огромное уважение за то, что он пытается строить жизнь с любимой женщиной.
А. (к Н). Но тебя же это не может волновать! Ведь Исак сейчас сказал, что иногда не хочет быть твоим мужем — даже уединиться на время. Что вызвало раздражение Исака?
Н. Фраза, что меня от него тошнит. Но мне и в голову не могло прийти... Я настолько не придавала ей значения, что даже не помню.
Групповое обсуждение
А (к Н) ...Тебе повезло с таким мужем, который строит отношения в семье! Больше доверять мужу, не контролировать. Положись на него — это муж, мужчина!
А (к Н) ...ты хочешь сказать, что в семье плохо не только из-за тебя, но из-за Исака тоже. Скажи теперь прямо Исаку, чего ты от него хочешь.
Н (плачет). Не могу.
А. Тогда ты, Исак, скажи, что бы сказала Наташа. Исак высказывает требования к нему Н.
А. Наташа, а ты как считаешь, правильно Исак сказал?
Н. Да.
А. Значит, он понимает, чего тебе недостает. Чем ты можешь пойти ему навстречу, помочь?
Н. Наверное, я должна больше стать женой, чем дочерью. Пока я не знаю, как это будет выглядеть.
Таким образом, динамика родительской группы, коррекционные механизмы, действующие вней, тактика психолога-ведущего обладают определенной спецификой, если сравнивать их с теми же характеристиками иных групповых методов.
§ 5. БЛОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ