Механизмы коррекционного действия в тактике психолога, ведущего группу

Как уже было отмечено, механизмы коррекционного действия в родительской группе обеспечивают­ся, в числе прочих факторов, тактикой психолога-ве­дущего. Можно выделить три основных направления коррекционной работы ведущего в группе:

1. Опосредствованное воздействие на участников через создание группы.

2. Непосредственное воздействие на каждого участника.

3. Непосредственное воздействие на семейную пару. Остановимся на механизмах, за счет которых ведущий реализует каждое из этих направлений кор­рекционной работы.

Представляется целесообразным рассматривать механизмы коррекционного воздействия в тактике ве­дущего в соответствии с динамикой группового про­цесса. Как показывает анализ, тактика ведущего из­меняется от фазы к фазе. На первых двух фазах раз­вития группы основное внимание психологом уделя­ется созданию группы как коррекционного целого. На третьей фазе, когда группа начинает функциони­ровать как единая рабочая единица, оказывая кор­рективное воздействие на участников, акцент перено­сится на непосредственную работу с каждым участ­ником и с семейной парой в целом.

1) Механизмы опосредствованного воздействия ведущего. Одной из задач психолога-ведущего явля­ется обеспечение условий конструктивной работы группы, которая осуществляется за счет функциони­рования собственно групповых коррекционных меха­низмов. На первой фазе, когда члены группы еще не знакомы друг с другом, групповое напряжение на­столько сильно, что создает опасность распада груп­пы. Задача психолога в этот момент заключается в консолидации группы. С этой целью применяется ряд приемов, направленных на:

а) разъяснение и демонстрацию правил общения в группе (обращение по имени и на «ты», отказ от оценочных суждений, достижение прямого, несдержи­ваемого проявления чувств, подчеркивание недирек­тивной позиции ведущего);

б) создание атмосферы эмоциональной близости к группе (акцентирование чувства принадлежности к группе, поддержание интереса к другим участникам,
знакомство и отработка первых впечатлений).

Приведем выдержки из протоколов, иллюстрирую­щие особенности тактики психолога на первой фазе.

Из протокола занятия 1:

Б2 (к А — психологу). Я хотел спросить: правило о том, что надо обращаться друг к другу на «ты», распространяется только на эту комнату или на всю квартиру?

А. У кого ты хочешь об этом спросить?

Б2. У всех... В основном у Вас, хотя я пока еще не могу ска­зать.

А. У кого ты хочешь об этом спросить?

Ир (смеясь, подсказывает). Скажи: «У тебя, А».

* *

А (психолог) ...Давайте обменяемся первыми впечатлениями

* *

А (психолог). Лена, какие у тебя ощущения от нашего начала? Какие чувства?

Ин. Можно откровенно говорить?

А. Нужно!

Ин. Меня раздражают Сашины... бесконечные какие-то эти...

С (перебивая). Я должен отметить, что меня это мало тре­вожит.

А. Саша, не надо всякий раз отвечать. Давайте еще вот о таком моменте договоримся. Это для всех. Давайте. Ведь ее ощу­щения — это ее ощущения. Она имеет на них право в лю­бых ситуациях. И здесь нет ничего объективного...

Из протокола занятия 2:

А (психолог, обращаясь к Ир). Что ты сейчас чувствуешь?

Ир. Просто какие-то воспоминания мелькают. А еще я чувствую смущение, потому что я в центре внимания оказалась опять.

Пауза.

А. Человек открыто говорит, что ему неловко! Надо оказать какую-то поддержку?

* *

А. Центр группы — это наше групповое единство. На какой дистанции от центра вы находитесь?

Группа выстраивается по отношению к центру.

На второй фазе, когда заинтересованность и спло­ченность участников группы возрастает, тактика ве­дущего направлена на обострение конфронтации между ними. Такая конфронтация, основанная на не­сходстве индивидуальных взглядов и жизненных позиций, усиливается в момент «здесь и теперь», со­здавая тем самым основу для получения обратной связи, и, следовательно, делает возможной дальней­шую конструктивную работу группы. Поскольку по­пытки поддержания негативных чувств по отноше­нию к ведущему терпят неудачу (вследствие специ­фической динамики родительской группы, описанной выше), психолог ориентируется на обострение кон­фронтации между отдельными участниками или меж­ду образующимися подгруппами.

Из протокола занятия 4:

Ан. ...Еще мне было обидно за Лену, что человек был открове­нен, а это не нашло понимания у большей части группы...

Во всяком случае, по-моему, здесь и проявилось, что мы пока не являемся единомышленниками. Точка зрения Лены неприемлема, она оскорбительна для нас. А (психолог). Для кого, например?

Ан. Для Тани, для Исака. Они почувствовали себя при этомявно оскорбленными.

А (к Ис). У тебя было что-нибудь подобное?

Ис. Да, та форма, в которой было выражено неуважение к тол­пе. Что-то безликое, какая-то масса, а ведь это все-таки люди.

* *

С. Я примерил всех присутствующих женщин к своей семейной жизни, ситуации. Кто бы мог не спасовать в довольно слож­ных жизненных условиях, которые сопутствуют такому яв­лению, как я? Кто бы мог работать так хорошо, как Лида (жена)? Таня, Ира, Наташа. Может быть, но очень сомнева­юсь, Аня. И совершенно не смогла бы ни ты (к А), ни Лена. Вы бы двух минут со мной не были.

Пауза.

Ир (к А — психологу). Вот это — то, что надо? А. Это — да! Тем, что ты сказал (к С), ты подчеркнул те цен­ные качества в Лиде, которых нет у меня и у Лены. Вот это нужный разговор. С моей точки зрения, Ира и Лида стоят на разных полюсах по женским качествам. А для тебя они похожи. Почему ты видишь так, а я по-другому? Вот это самое интересное...

* *

Ир ...Это первый коллектив людей, где его (Б2) приняли таким образом. Я не навязываю своего мужа, но у незнакомых людей он сразу вызывает симпатию. Везде на него одинако­вая реакция. Его принимают сразу.

Ин. А кто здесь его не принимает?

Ир. Не так, как обычно.

А (психолог). Кто воспринял твоего мужа не так, как ты ожи­дала?

Ир. На первом занятии его не восприняли совсем Борис1 и Рамиль.

2) Механизмы непосредственного воздействия ведущего на каждого участника группы. Проведение коррекционной работы в родительской группе пред­полагает в качестве необходимого компонента ока­зание строго индивидуализированного воздействия на каждого члена группы. Для его осуществления пси­холог, ведущий группу, использует следующие меха­низмы:

а) Проверка гипотез, возникающих в процессе наблюдения за проявлениями каждого участника.

б) Создание условий для переоценки негативно го опыта. Психолог побуждает участника откровенно изложить свои проблемы, что вызывает у последнего эмоциональную разрядку и тем самым открывает для него возможность рациональной переоценки на­копленных травмирующих переживаний; далее пси­холог дает интерпретацию проблематики участника, разрушая стереотипные представления и намечая пу­ти ее рациональной переработки.

в) Поддержка — повышение самооценки, чувст­ва уверенности, снижение тревожности и позитивных моментов в рассматриваемой ситуации.

Рассмотрим конкретный пример коррекционной работы психолога над индивидуальной проблемати­кой.

Из протокола занятия 7:

А (к Ин). Какие впечатления от выбора Рамиля?

Ин. Мне было неприятно, что он сказал, что я буду ходить к нему за хлебом. Я вообще ни за чем не хожу.

А. Еще какие эмоции?

Ин. Ну, нету!

А. Лена, ты допускаешь, что твои эмоции, о которых ты не хо­чешь говорить, видны?..

Ин. Я не могу...

Групповое обсуждение.

А (к Ин). У тебя страх перед эмоциями? Твои ответы — когда тебе что-то говорят, ты сразу пытаешься уйти от этого.

Ин. Я не могу публично о себе говорить.

А. Лена, используй этот шанс. Иначе ты будешь неудовлетворен­ной после окончания группы. Что заставило тебя перестать чувствовать?

Ин. Мать. Я всю жизнь не жила, а старалась на нее не похо­дить. (Рассказывает о матери.) И сейчас жуткие проблемы, потому что она осталась одна. Пока был жив отчим, она не так притесняла меня... Я не могу ее любить и не могу заставить себя ее уважать... Я боюсь, что это окажет дур­ное влияние на Катю (дочь)...

После рассказа группа невербально выражает Ин поддержку; она плачет.

Ин. Эти эмоции всегда при мне и всегда дают осадок. Ситуация не меняется.

А. Стало быть, тебе придется заботиться о двух домах. Как ты собираешься это решать?

Ин. Для меня не самое сложное — уход за двумя старушками. Меня беспокоят психологические отношения. Я прихожу ее навестить и молчу. Враждебно молчу. Она это чувствует.

3) Механизмы непосредственного воздействия ве­дущего на семью в целом. Коррекция семейных от­ношений не ограничивается коррекцией отдельных членов семьи, а стремится охватить влиянием также взаимоотношения в семейной паре. В этом случае психологом-ведущим применяются следующие меха­низмы коррекционного действия.

а) Выявление конфликтных взаимоотношений в семье (следуя за их спонтанным проявлением в ходе групповых занятий, или с помощью разыгрывания и
обсуждения конфликта).

б) Заострение конфликтной проблематики, придание ей гротескной формы.

в) Поддержка — усиление чувства «мы» данной семьи акцентированием позитивных сторон взаимо­отношений и качеств партнеров. Приведем пример коррекции супружеских отношений.

Из протокола занятия 8:

Н. Мне кажется, что он (муж) даже стал хуже ко мне отно­ситься... В пятницу он разозлился на меня, а за что, я не поняла. (К Ис — мужу.) Может, здесь скажешь?

А (психолог). Как это было?

Н и Ис разыгрывают конфликт в своих ролях, поменявшись ролями, снова в своих ролях.

* *

А. Наташа, а почему ты так сказала? Может быть, тебе не по­нравилось, что он без тебя сюда приходил? (На предыдущем занятии Н отсутствовала в связи с болезнью матери.)

Н. Мне не понравилось, что он не поинтересовался, как здо­ровье моей матери.

А (к Ис). Что ты чувствуешь в такой ситуации (подобной ра­зыгрываемой)? Может быть, Наташа и не подозревает,

Ис. Отвращение, что мы не понимаем друг друга. Хотя я пони­маю, что это временно. Но в тот момент — это на пике отрицательного отношения к Наташе. И я с удовольствием ушел бы и пожил отдельно. Такие отношения (конфликты) сильно отбрасывают семейные отношения вниз. Как можно так наплевательски относиться к человеку, хоть он и муж!

А (к Н). А у тебя какие чувства?

И. Опять получается, что Исак несчастный, а я плохая.

* *

А. Я чувствую к Исаку огромное уважение за то, что он пыта­ется строить жизнь с любимой женщиной.

А. (к Н). Но тебя же это не может волновать! Ведь Исак сей­час сказал, что иногда не хочет быть твоим мужем — даже уединиться на время. Что вызвало раздражение Исака?

Н. Фраза, что меня от него тошнит. Но мне и в голову не мог­ло прийти... Я настолько не придавала ей значения, что даже не помню.

Групповое обсуждение

А (к Н) ...Тебе повезло с таким мужем, который строит отноше­ния в семье! Больше доверять мужу, не контролировать. По­ложись на него — это муж, мужчина!

А (к Н) ...ты хочешь сказать, что в семье плохо не только из-за тебя, но из-за Исака тоже. Скажи теперь прямо Исаку, чего ты от него хочешь.

Н (плачет). Не могу.

А. Тогда ты, Исак, скажи, что бы сказала Наташа. Исак высказывает требования к нему Н.

А. Наташа, а ты как считаешь, правильно Исак сказал?

Н. Да.

А. Значит, он понимает, чего тебе недостает. Чем ты можешь пойти ему навстречу, помочь?

Н. Наверное, я должна больше стать женой, чем дочерью. Пока я не знаю, как это будет выглядеть.

Таким образом, динамика родительской группы, коррекционные механизмы, действующие вней, так­тика психолога-ведущего обладают определенной спецификой, если сравнивать их с теми же характе­ристиками иных групповых методов.

§ 5. БЛОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Наши рекомендации