Анализ родительских оценок и эмоционального фона в текстах сочинений
Дисгармоничные семьи (ДС) | Гармоничные семьи (ГС) |
Количество оценок в условных баллах | |
Положительные оценки (отношение к ребенку, деятельность ребенка, родительское воздействие на ребенка) | |
Отрицательные оценки | |
Временные планы сочинений | |
Прошлое 38 Настоящее 54 Будущее 11 | Прошлое 28 Настоящее 47 Будущее 31 |
Эмоциональный фон сочинений (количество) | |
Негативный 38 Позитивный 6 Формальный 6 | Негативный 2 Позитивный 44 Формальный 4 |
Таким образом, анализ текстов сочинений наглядно показывает преобладание негативного эмоционального фона, а также негативных оценок ребенка в текстах сочинений родителей из дисгармоничных семей.
Однако такое прямое сопоставление может обладать некоторой неточностью, так как обращение в консультацию по поводу неблагополучия в поведении ребенка как бы наталкивает родителей на припоминание всего того, что им в ребенке не нравится, что их беспокоит. Было бы странно, если, обратившись в консультацию, родители говорили только хорошее о своих детях. Более достоверно изучение восприятия родителями психического облика детей с помощью экспериментальных процедур. Такого рода эксперимент был разработан в дипломном исследовании Ю. В. Баскиной (1984).
Методика построена по принципу «включенного конфликта». Родителю предлагается включиться в несколько конфликтных ситуаций, героем которых как бы является его ребенок. В процессе эксперимента зачитываются незаконченные рассказы с описанием конфликта, который можно решить разными способами. В них излагаются ситуации, в которых возникают проблемы, характерные для детей 6— 7 лет. Методика проводится сначала с родителями, потом с ребенком.
Родитель сначала должен вообразить, как поведет себя в подобных обстоятельствах его ребенок,
Затем поставить на место героя рассказа самого себя и, наконец, представить, как бы он помог решить ребенку эту ситуацию в собственной роли — роли родителя. Конфликтный сюжет предлагается потому, что именно в противоречивой ситуации наиболее отчетливо проявляются личностные особенности ребенка и типичные для него способы поведения.
Родитель ставится перед сложной задачей. Ему надо как можно точнее предсказать поведение ребенка, ведь он знает, что потом его ответы будут сравниваться с ответами сына или дочери. Однако чтобы это сделать, надо очень хорошо знать разные проявления ребенка, чувствовать его переживания, понимать его проблемы.
Пытаясь представить, как поступит ребенок, и, сравнивая это со своим вариантом поведения в подобной ситуации, родитель невольно проецирует на моделируемую ситуацию свое отношение к ребенку, отдельные моменты которого им актуально не осознаются.
Когда родитель рассказывает, как бы он помог ребенку решить конфликтную ситуацию, то проявляются наиболее характерные для него формы общения с ребенком.
Таким образом, методика моделирует ситуацию, в которой проявляются следующие особенности (компоненты) отношения родителя к ребенку.
1. Степень родительского понимания поступков ребенка, знание его проблем, а следовательно, способность адекватно предсказать его поведение в каждой конкретной ситуации (когнитивный компонент РП).
2. Преобладающий оттенок в эмоциональном отношении к ребенку, способность чувствовать его переживания (эмоциональный компонент РП).
3. Степень диалогичности родителя в воспитании ребенка, способность учитывать его мнение, точку зрения, желания, намерения (поведенческий компонент РП).
4. Способность воспринимать ребенка в перспективе, учитывать изменение его личностных особенностей в процессе развития (динамичность и прогностичность РП).
По своей процедуре предлагаемая методика напомйнает проективные. Испытуемым даются незаконченные рассказы, завершая которые, родители проецируют разные аспекты своего отношения к ребенку. Однако в полной мере проективной ее назвать нельзя, так как испытуемому дается довольно точная инструкция, а после прочтений с ним ведется целенаправленная беседа. Это облегчает интерпретацию данных. При обработке результатов субъективное отношение экспериментатора влияет меньше, чем в классических проективных приемах.
Методика выполняется сначала родителем, лотом ребенком, после чего их ответы сравниваются. В этом ее сходство с теми опросниками, в которых дублируются вопросы для родителей и детей. Но в отличие от этого диагностического приема она воссоздает реальную жизненную ситуацию, позволяющую выявить разные стороны родительского отношения к ребенку в конкретных обстоятельствах. При интерпретации проводится как качественный, так и количественный анализ данных.
Экспериментальный материал состоял из 6 специально составленных рассказов, в которых описаны типичные конфликтные ситуации для детей 7— 8 лет.
Главный герой во всех трех рассказах — ребенок. Он является композиционным центром сюжета. Это облегчает испытуемому (ребенку) отождествление себя с героем. Рассказы не закончены. Во всех ситуациях герой ставится перед выбором.
Каждый рассказ написан в двух вариантах (для девочек и для мальчиков).
Особенность данного эксперимента состоит в том, что создаются условия для сравнения ответов родителя и ребенка. Рассказ читался вслух сначала родителю, потом — ребенку. Перед прочтением давалась следующая инструкция.
Инструкция для родителей
Сейчас Вы услышите рассказы. В них описаны конфликтные ситуации, часто встречающиеся в жизни детей. Рассказы не закончены. Вам предлагается их закончить так, как Вам кажется, закончил бы Ваш ребенок.
Инструкция для ребенка
Сейчас я прочту тебе три рассказа. Они написаны одним автором для детей. Рассказы не закончены: автор хотел, чтобы конец придумали сами ребята. Слушай внимательно, а потом я задам тебе несколько вопросов.
После прочтения каждого рассказа родителям (каждому отдельно) задавались следующие вопросы.
1. Как поступил бы в подобной ситуации Ваш ребенок?
2. Что бы он чувствовал? (Дополнительный вопрос.)
3. Почему Вы считаете, что он поступит именно так? (Дополнительный вопрос.)
4. Как Вам кажется, что ответит мне сам ребенок?
5. Трудно ли Вам было отвечать на вопросы? (Дополнительный вопрос.)
6. Что Вы посоветовали бы ребенку в подобной ситуации?
7. Что бы Вы сказали ребенку, если бы он поступил иначе? (Дополнительный вопрос.)
8. Как Вы относитесь к выбору ребенка? (Дополнительный вопрос.)
9. Как бы Вы повели себя, если бы сами были на месте ребенка?
10. Чем объясняется сходство (или различие) в решении конфликтной ситуации Вами и Вашим ребенком? (Дополнительный вопрос.)
После прочтения каждого рассказа ребенку задавались такие вопросы:
1. Как бы ты повел себя в этой ситуации на месте героя рассказа?
2. Ты стал бы советоваться с мамой, как тебе поступить?
3. Что тебе посоветовала бы мама?
4. Как тебе кажется, как мама повела бы себя на месте героя рассказа?
При интерпретации данных фиксировались качественные и количественные показатели выполнения задания.
Выполнение задания интерпретировалось по следующим параметрам:
I. Адекватность предсказания ответов ребенка.
II. Уверенность родителя в знании своего ребенка.
III. Отношение к недостаткам ребенка (как к изменяемым либо как к статичным).
IV. Преобладающий эмоциональный оттенок в отношении к ребенку.
V. Форма подачи совета ребенку.
VI. Количество обращений родителя к собственным проблемам.
VII. Решение конфликта.
При этом ответы родителя по I параметру сравнивались с ответами ребенка. Выполнение задания ребенком интерпретировалось (отдельно от родителя) только по VII параметру.
Был составлен словарь индикаторов для определения категории ответов, соотносимых с теми или иными параметрами интерпретации. Индикаторы — это те единицы содержания текста, которые служат качественными признаками соответствующих параметров.
Для определения степени валидности и надежности выделенных параметров интерпретации и индикаторов использовался метод экспертных оценок. Эта работа была проведена под руководством А. Г. Шмелева. Экспертами выступали психологи-консультанты высокой квалификации, имеющие опыт практической консультативной и психокоррекционной работы не менее 4 лет. Проведенная проверка показала примерно сходную высокую надежность большинства выделенных параметров и адекватность индикаторов, валидность параметров интерпретации оказалась несколько более низкой, что определяется ограниченностью выборки.
Уровни надежности и валидности показали возможность применения методики для оценки различных компонентов родительской позиции.
В экспериментах по методике «включенного конфликта» принимали участие 20 пар (мать и ребенок) из гармоничных семей (ГС) и 20 пар (мать и ребенок), обратившихся в семейную консультацию (ДС). Результаты интерпретировались отдельно по каждому параметру и одновременно по всем параметрам для каждой пары и для группы в целом.
Параметр «адекватность предсказания поведения ребенка» показывает, насколько хорошо родитель способен представить себе поведение ребенка в различных ситуациях. Мы предлагали рассказы, описывающие разные сферы жизни детей. Поэтому точность предсказания поведения ребенка зависела от того, насколько хорошо родитель знает его проблемы, личностные особенности, способен понять его поступки и стоящие за ними мотивы. Те особенности испытуемых, которые выявляет этот параметр, можно отнести к когнитивному компоненту родительской позиции.
Оказалось, что испытуемые из группы ДС редко могли правильно предсказать поведение ребенка. Испытуемые из группы ГС чаще оказывались правыми в своих прогнозах. Можно предположить, что родители из группы ГС лучше знают своих детей. Однако следует ли из этого, что они лучше способны понять их проблемы, переживания, способны поставить себя на их место? Иными словами, способны ли они к эмоциональной децентрации, либо это «знание» рационально? Ведь может быть так, что родитель представляет себе, как должен вести себя ребенок в том или ином случае, но не сочувствует ему, не сопереживает, не способен увидеть ситуацию его глазами.
Определить, какой психологический феномен стоит за адекватностью предсказания поведения ребенка, в известной степени помогает сравнение этого параметра с параметром «преобладающий эмоциональный оттенок в отношении к ребенку». Как показывают результаты, полученные на группе ГС, у родителей позитивные оценки ребенка в основном преобладают над негативными, что говорит об эмоциональном принятии. Эти испытуемые, как правило, верно предсказывают поведение ребенка во всех трех ситуациях.
Однако в группе ГС у нескольких родителей число негативных оценок ребенка превышало позитивные или совпадало с ними. Обнаружилось, что эти испытуемые хуже могли предсказать поведение своих детей. В группе ДС у большей части испытуемых преобладает эмоциональное непринятие ребенка. Результаты, полученные по первому параметру, говорят о том, что эти родители неверно предсказывают поведение детей. Те же испытуемые из группы ДС, у которых позитивные оценки ребенка несколько превышают негативные, лучше могут предвидеть, как поведут себя их дети. Можно сделать вывод, что данные, полученные в эксперименте — об эмоциональном принятии и правильном предсказании поведения ребенка,— показывают способность родителей к эмоциональной децентрации.
Безусловно, что преобладание негативных эмоций в отношении к ребенку, а также неспособность понять его появляются и при непосредственном общении, т. е. влияют на поведенческий компонент родительской позиции.
Предлагаемая методика не предполагает реального взаимодействия родителя и ребенка: она лишь условно как бы создает ситуацию общения между ними. При этом, как правило, выявляются типичные для родителя формы взаимодействия с ребенком, а более конкретно — степень его диалогичности в воспитании ребенка. Иными словами, становится понятным, насколько родитель ему доверяет, способен учитывать его мнение, воспринимать его как самостоятельного человека со своими намерениями, желаниями. Эти данные выявляются по параметру «форма подачи совета ребенку». Испытуемые из группы ГС в основном дают детям советы с разъяснением того или иного варианта поведения. В отдельных случаях они стараются вообще не давать советов, прислушиваться к мнению ребенка и предоставляют ему самому выбрать вариант поведения. Можно сказать, что эти родители проявляют высокую степень диалогичности в воспитании детей. Интересно, что по параметру «преобладающий эмоциональный оттенок» в отношении к ребенку у этих родителей принятие оказалось сильнее, чем у остальных испытуемых той же группы.
Родители из группы ДС в основном дают детям жесткие указания, требуют следовать определенным нормативам. При этом они мало учитывают личностные особенности ребенка и воспринимают его не как самостоятельного собеседника, а как объект воспитания. Только двое родителей из этой группы оказались более диалогичными в воспитании детей. Они дают детям советы, стараются объяснить, почему тот или иной вариант поведения в конфликтной ситуации будет наиболее предпочтительным. Интересно, что у этих родителей в меньшей степени по сравнению с другими проявилось непринятие ребенка, и они лучше смогли предсказать его поведение.
Этот факт, а также особенности, выявленные у группы ГС, можно объяснить тем, что способность матери к эмоциональной децентрации часто влияет на степень диалогичности в воспитании ребенка. Однако мы наблюдали и исключения. У одной испытуемой из группы ГС подобную зависимость установить не удалось. В двух случаях она правильно предсказала, как поведет себя ее ребенок. Кроме того, у нее проявилось эмоциональное принятие его. Однако степень диалогичности в воспитании оказалась низкой. При общении с дочкой мать давала ей в основном жесткие указания, требовала следовать определенным нормативам.
Таким образом, можно сказать, что в эксперименте проявилась взаимосвязь между эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентами родительской позиции. Однако при искажениях в родительской позиции соотношение этих компонентов в каждом отдельном случае может быть различным. Этот вывод согласуется с результатами исследования родительско-детских отношений, проведенного А. Я. Варгой (1987).
Кроме эмоциональных, когнитивных и поведенческих особенностей РП, с помощью методики можно определить степень прогностичности РП. Иными словами, удается выявить, насколько хорошо матери могут учитывать изменения ребенка в процессе его развития, а, следовательно, насколько они способны варьировать методы воздействия на него и формы общения с ним.
Для этого при интерпретации результатов эксперимента были введены два параметра: «отношение родителей к недостаткам ребенка» и «уверенность в знании ребенка». У родителей из группы ДС степень уверенности в знании ребенка оказалась достаточно высокой. В большинстве случаев она проявилась при ответах на вопросы ко всем трем рассказам. Однако субъективное представление о знании ребенка, как правило, сильно расходится с реальным, т. е. с данными по параметру: «адекватность предсказания поведения ребенка». Подобное расхождение говорит о том, что картина представлений испытуемого о ребенке искажена. Эти мамы чаще всего не осознают, что их ребенок — живой человек и в его поведении есть много непредсказуемого.
В группе ГС данные по этим двум параметрам находятся в большем соответствии. Как правило, матери из этой группы не проявляют полной уверенности в знании ребенка. Наибольшие сомнения у них вызывает II ситуация, в которой описан конфликт в Детском коллективе. Это и понятно, ведь они меньше видят, как их дети контактируют со сверстниками.
По параметру «отношение родителя к недостаткам ребенка» также были получены расхождения между группой ДС и группой ГС. Матери из группы ГС в большинстве случаев воспринимают недостатки ребенка как изменяемые. Матери из группы ДС в основном склонны относиться к недостаткам ребенка как к статичным.
На наш взгляд, сочетание абсолютной уверенности в знании ребенка с отношением к его недостаткам как к статичным может говорить о ригидности и непрогностичности родительской позиции.
При интерпретации выполнения методики родителем был введен еще один параметр (VII), который помогает определить, в какой степени личностные проблемы испытуемых влияют на их отношение к ребенку. Оказалось, что матери из обеих групп, отвечая на вопросы о ребенке, иногда обращаются к себе, к своим проблемам. Правда, родители из группы ДС обращаются к своим проблемам несколько чаще, чем из группы ГС. Однако это расхождение нельзя считать значимым.
Очевидно, здесь необходим содержательный анализ родительских проблем, которые выявляются при проведении методики в каждом конкретном случае. В целом можно отметить, что родители из группы ДС редко говорят собственно о проблемах самого ребенка. Они, как правило, переходят к обсуждению своих личных проблем, лишь косвенно связанных с детскими.
В задачу данной работы не входило изучение личностных особенностей ребенка и его отношения к родителю. Однако оказалось необходимым выделить самостоятельный параметр — «решение конфликта» (сходство ответов ребенка «за себя» и «за родителя»). Этот параметр, по-видимому, в какой-то мере выражает степень зависимости ребенка от родителя. Оказалось, что около половины детей из группы ДС считают, что во всех трех ситуациях родители поведут себя по-другому, нежели они сами. Трудно предположить, чтобы у ребенка 6—7 лет такая независимость объяснялась бы социальной зрелостью. Тут напрашивается другое объяснение: ребенок привык к тому, что с точки зрения родителя он всегда бывает неправ и всегда ведет себя не так, как повел бы себя родитель. Сопоставив эти данные с результатами по параметру «преобладающий оттенок в эмоциональном отношении к ребенку», можно увидеть, что именно у тех родителей, дети которых ведут себя «не так», обнаруживается наибольшая степень эмоционального непринятия ребенка.
Таким образом, методика «включенного конфликта» позволяет выявить некоторые особенности родительской позиции по каждому из семи параметров в отдельности. Кроме того, сопоставление результатов по разным параметрам позволяет в каждом отдельном случае сделать заключение о соотношении эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов родительской позиции, а также о степени гибкости и прогностичности родительской позиции.
Резюмируем все данные, полученные при исследовании родительских позиций в дисгармоничных семьях.
Анализ всех экспериментальных данных сочинений позволил сделать вывод о том, что родительские позиции в дисгармоничных семьях приобретают целый ряд специфических качеств по тем параметрам, которые были выделены в РП.
Неадекватность позиции. Родители как бы не видят своего ребенка, их социальная перцепция по отношению к детям искажена, поэтому, взаимодействуя с ребенком, родители не учитывают присущих ему качеств. Адекватность восприятия заменяется приписыванием качеств: особенной эмоциональной чуткости, доброты или, наоборот, «врожденного упрямства», «эгоизма с рождения». Распространены ошибочные оценки умственного развития, переоценка способностей или указание на мнимое отставание в интеллектуальном развитии, недооценка эмоциональных переживаний детей, специфическое игнорирование реальных и закономерных трудностей ребенка при подчеркивании странностей поведения, что особенно выявляется в реакциях на детские страхи.
Неадекватность РП приобретает иногда характер тотального непринятия личности ребенка: «Хотелось бы написать о своем сыне многое. Но я могу сказать только одно, нет в моем сыне ничего хорошего».
Ригидность позиции. Выработанные в семье способы воздействия годами применяются по отношению к уже изменившимся детям. Это относится к формам наказания, контроля за поведением, использования речевых штампов. Не изменяются формы взаимодействия ни в зависимости от различных ситуаций, ни в зависимости от возраста ребенка.
Непрогностичность родительских позиций. Воспитательные воздействия не ориентируются на будущее, на задачи, которые предстоит детям решать. Усилия родителей направлены главным образом на решение сиюминутных проблем послушания, дисциплины.