Занятие 1. Тема 1. Предмет, задачи, принципы, основные категории дефектологии

Контрольные вопросы:

1. Какие направления можно выделить в истории развития дефектологии как науки?

2. Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?

Задания:

1. Определите место дефектологии в системе гуманитарного знания, ее взаимосвязь с другими отраслями знаний: физиологией, общей педагогикой, общей психологией, философией, социальной психологией и социальной педагогикой, возрастной психологией, психиатрией и психотерапией, медицинской психологией, патопсихологией.

2. Определите значение дефектологии для специальной психологии и специальной педагогики.

Занятие 2. История становления и развития дефектологии.

Контрольные вопросы:

1. Какой вклад в развитие дефектологии внёс Л.С. Выготский?

2. В чем актуальность изучения дефектологии как науки?

Задание:

1. Опишите историю изменений представлений о детях с аномалиями в развитии – от инфантицида к гуманизму.

Занятие 3. Понятие нормативности развития. Виды дизонтогенеза. Диагностика отклонений в развитии.

Контрольные вопросы:

1. Опишите виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие.

2. Определите основания классификаций ограниченных возможностей человека с отклонениями в развитии?

3. Какие основные факторы, влияющие на продвижение в развитии детей с отклонениями?

Задания:

1. Каковы современные классификации ограниченных возможностей человека?

2. Какие существуют принципы психолого-педагогической диагностики аномальных детей?

Занятие 4. Дети с нарушениями познавательной деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Выявите основные особенности образования лиц с нарушениями умственного развития.

2. Перечислите актуальные проблемы обучения умственно отсталых лиц.

3. Охарактеризуйте основные отличия детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников?

5. Проанализируйте особенности психических процессов у детей с ЗПР.

4. Как влияет психоэмоциональный фон семейных отношений на психическое развитие ребенка с ЗПР?

Задания:

1. Составьте рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы.

2. Опишите особенности деятельности умственно отсталых людей в аспекте социальной и трудовой адаптации.

3. Опишите особенности индивидуального подхода к детям с ЗПР в условиях коррекционно-развивающего обучения.

4. Опишите известные методы диагностики и коррекции межличностных отношений детей с ЗПР с различными представителями социального окружения.

Занятие 4. Дети с сенсорными нарушениями в развитии.

Контрольные вопросы:

1. На какие особенности поведения детей следует обращать внимание, если у них предполагается нарушение слуха или зрения?

2. Охарактеризуйте направления профпригодности людей с нарушениями зрительной и слуховой функции.

Задания:

1. Сформулируйте основные направления работы по развитию личности, совершенствованию межличностных отношений детей и подростков с нарушениями анализаторных систем.

2. Приведите различия организации учебно-воспитательной работы детей с нарушениями анализаторных систем.

Занятие 5. Дети с нарушениями речи.

Контрольные вопросы:

1. Сравните классификации нарушений речи. Выделите частное и общее.

2. Назовите формы и дайте клиническую характеристику нарушений разных компонентов (сторон) речи.

3. Укажите направления психокоррекционной и профилактической работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задания:

1.Опишите основные виды артикуляционных упражнений. Укажите их назначение и способы выполнения.

2. Приведите элементы использования психотерапии в работе логопеда.

Занятие 6. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Контрольные вопросы:

1. Каким образом соотносятся клинические симптомы и вторичные изменения при ДЦП?

2. Каковы особенности формирования деятельности у детей с ДЦП?

3. Каковы основные рекомендации по психологической коррекции личностной сферы детей с ДЦП?

Задания:

1. Составьте таблицу, в которой соотносите периоды течения ДЦП со степенью тяжести.

2. Проанализируйте систему специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.

Наши рекомендации