Занятие 1. Тема 1. Предмет, задачи, принципы, основные категории дефектологии
Контрольные вопросы:
1. Какие направления можно выделить в истории развития дефектологии как науки?
2. Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?
Задания:
1. Определите место дефектологии в системе гуманитарного знания, ее взаимосвязь с другими отраслями знаний: физиологией, общей педагогикой, общей психологией, философией, социальной психологией и социальной педагогикой, возрастной психологией, психиатрией и психотерапией, медицинской психологией, патопсихологией.
2. Определите значение дефектологии для специальной психологии и специальной педагогики.
Занятие 2. История становления и развития дефектологии.
Контрольные вопросы:
1. Какой вклад в развитие дефектологии внёс Л.С. Выготский?
2. В чем актуальность изучения дефектологии как науки?
Задание:
1. Опишите историю изменений представлений о детях с аномалиями в развитии – от инфантицида к гуманизму.
Занятие 3. Понятие нормативности развития. Виды дизонтогенеза. Диагностика отклонений в развитии.
Контрольные вопросы:
1. Опишите виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие.
2. Определите основания классификаций ограниченных возможностей человека с отклонениями в развитии?
3. Какие основные факторы, влияющие на продвижение в развитии детей с отклонениями?
Задания:
1. Каковы современные классификации ограниченных возможностей человека?
2. Какие существуют принципы психолого-педагогической диагностики аномальных детей?
Занятие 4. Дети с нарушениями познавательной деятельности.
Контрольные вопросы:
1. Выявите основные особенности образования лиц с нарушениями умственного развития.
2. Перечислите актуальные проблемы обучения умственно отсталых лиц.
3. Охарактеризуйте основные отличия детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников?
5. Проанализируйте особенности психических процессов у детей с ЗПР.
4. Как влияет психоэмоциональный фон семейных отношений на психическое развитие ребенка с ЗПР?
Задания:
1. Составьте рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы.
2. Опишите особенности деятельности умственно отсталых людей в аспекте социальной и трудовой адаптации.
3. Опишите особенности индивидуального подхода к детям с ЗПР в условиях коррекционно-развивающего обучения.
4. Опишите известные методы диагностики и коррекции межличностных отношений детей с ЗПР с различными представителями социального окружения.
Занятие 4. Дети с сенсорными нарушениями в развитии.
Контрольные вопросы:
1. На какие особенности поведения детей следует обращать внимание, если у них предполагается нарушение слуха или зрения?
2. Охарактеризуйте направления профпригодности людей с нарушениями зрительной и слуховой функции.
Задания:
1. Сформулируйте основные направления работы по развитию личности, совершенствованию межличностных отношений детей и подростков с нарушениями анализаторных систем.
2. Приведите различия организации учебно-воспитательной работы детей с нарушениями анализаторных систем.
Занятие 5. Дети с нарушениями речи.
Контрольные вопросы:
1. Сравните классификации нарушений речи. Выделите частное и общее.
2. Назовите формы и дайте клиническую характеристику нарушений разных компонентов (сторон) речи.
3. Укажите направления психокоррекционной и профилактической работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Задания:
1.Опишите основные виды артикуляционных упражнений. Укажите их назначение и способы выполнения.
2. Приведите элементы использования психотерапии в работе логопеда.
Занятие 6. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Контрольные вопросы:
1. Каким образом соотносятся клинические симптомы и вторичные изменения при ДЦП?
2. Каковы особенности формирования деятельности у детей с ДЦП?
3. Каковы основные рекомендации по психологической коррекции личностной сферы детей с ДЦП?
Задания:
1. Составьте таблицу, в которой соотносите периоды течения ДЦП со степенью тяжести.
2. Проанализируйте систему специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.