Занятие 7. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит особое значение работы с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми?

2. Каковы возможности социализации для детей, страдающих аутизмом?

3. Какие существуют специфические отклонения во взаимоотношениях детей, страдающих аутизмом со сверстниками и близкими людьми?

Задания:

1. Перечислите основные принципы коррекционной работы с детьми с РДА.

2. Обоснуйте особое значение работы с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми.

Занятие 8. Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии.

Контрольные вопросы:

1. Объясните различия между понятиями «сложный дефект» и «сложная структура нарушения развития» у ребенка.

2. Какие причины могут привести к сложному нарушению развития у ребенка?

3. В чем различие сложного и осложненного нарушения развития?

Задания:

1. Опишите причины личностного отставания в развитии слепоглухих детей.

2. Охарактеризуйте особенности ощущений и восприятия у детей с ДЦП и нарушением зрения.

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1. 1. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы психолого-педагогической диагностики.

2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Дифференциальная диагностика ЗПР.

3. Психологические особенности детей с умственной отсталостью (УО). Дифференциальная диагностика УО.

4. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха.

5. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения.

6. Психологические особенности детей с синдромом раннего детского аутизма. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.

7. Психологические особенности детей со сложными нарушениями в развитии при ДЦП.

8. Личностные особенности педагога специального образования и его роль в работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении.

9. Проблемы социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии и поведении.

10. Программа социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии дефицитарного вида дизонтогинеза.

11. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания слепоглухонемых детей.

12. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей общим недоразвитием речи (ОНР).

13. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей.

14. История становления и развития коррекционно-педагогической науки в истории развития человеческого общества.

15. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции.

16. Основные направления работы с родителями воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

17. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями устной речи.

18. Личность и особенности её развития при слепоте и слабовидении.

19. Психологическая готовность к школьному развитию детей с задержкой психического развития.

20. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями письменной речи.

21. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в условиях массовой общеобразовательной школы и в специальных учреждениях.

22. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Специфика работы специальных школ для детей с нарушениями речи.

23. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Специфика работы специальных коррекционных школ для детей с нарушениями зрения.

6.3. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Контрольная работа по дисциплине «Дефектология» выполняется с целью проверки и оценки усвоения теоретических знаний студентов по данной дисциплине, формирования умений проводить анализ научной и учебной литературы, отработки навыков диагностики и проведения профилактических и коррекционных мероприятий, обогащения навыками взаимодействия с «особыми» детьми и подростками.

Тематика самостоятельной работы студентов ориентирована на проблемы специальной педагогики и психологии несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями, на специфику коррекционной работы и последующей адаптации этих категорий детей в социуме.

Студент должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и уметь применять их для решения конкретных задач в реальной ситуации, владеть навыками психологической диагностики и педагогической коррекции различных видов отклонений в развитии и поведении. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данным видам работ.

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента.

Таблица 6

Последняя цифра номера зачетной книжки студента Вариант контрольной работы
1 или 6
2 или 7
3 или 8
4 или 9
5 или 0

К контрольной работе предъявляются следующие требования:

Оформлениетитульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении. Пример приведен в приложении 1.

Оглавлениевключает перечень разделов работы и нумерацию страниц.

Введение предполагает определение актуальности одной из предложенных тем и обоснование мотива ее выбора с учетом реально существующих проблем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Определяются цель и задачи теоретической части работы.

Перед выполнением работы студентам необходимо внимательно ознакомиться с методическими указаниями, изучить теоретический материал, представленный в учебной и научной литературе, рекомендуемой для освоения данной дисциплины.

Теоретическая (первая) часть контрольной работы носит реферативный характер и предполагает ответ на один из теоретических вопросов, предложенных в перечне тематики, соответствующих одному из 5-ти вариантов. Данная часть работы должна содержать развёрнутое содержание исследуемого социально-психологического феномена, включать развернутое описание причин возникновения определенного вида нарушения развития, классификации изучаемого вида дизонтогенеза, характеристику особенностей развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, особенностей общения лиц при данном конкретном виде нарушения развития. Необходимо рассмотреть содержание данного вопроса с точки зрения различных авторов, используя несколько научных источников, материалы из периодических изданий по дефектологии, коррекционной педагогике и психологии. Необходимо рассмотреть особенности коррекционно-педагогической деятельности, особенности обучения и воспитания детей данной категории.

Во второй части работы разработать программу психолого-педагогической диагностики психического развития ребёнка с описанным в первой части виде дизонтогенеза.

Заключениедолжно содержать общие выводы по изучаемой теме и пути педагогической помощи в процессе социальной адаптации лиц с данным видом психического дизонтогенеза.

Варианты контрольных работ

1. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости в зависимости от тяжести повреждения.

2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Методы дифференциальной психолого-педагогической диагностики умственной отсталостии детей с ЗПР.

3. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Этиология и классификация нарушений слуха. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха.

4. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Причины нарушений зрения, их классификация. Основные категории детей с нарушениями зрительного анализатора. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения.

5. Психологические особенности детей с синдромом раннего детского аутизма. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с ранним детским аутизмом.

6. Психологические особенности детей со сложными нарушениями в развитии при ДЦП. Программа и методы психолого-педагогической диагностики личности детей со сложными нарушениями в развитии при ДЦП.

7. Личностные особенности педагога специального образования и его роль в работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении. Методы профилактики и коррекции профессиональной деформации специалиста в сфере специального образования.

8. Проблемы социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии и поведении. Методы и диагностика социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии дефицитарного вида дизонтогинеза.

9. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания слепоглухонемых детей. Особенности и методы психолого-педагогической диагностики слепоглухонемых детей.

10. Психологические особенности, детей общим недоразвитием речи (ОНР). Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с ОНР.

11. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с сенсорной алалией.

12. История становления дефектологии как науки. Современное развитие дефектологии. Цели и задачи ПМПК. Содержание деятельности и состав ПМПК

13. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с умственной отсталостью и нарушением зрения.

14. Основные направления работы с родителями воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Организация и методы психологической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

15. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями устной речи. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями устной речи.

16. Личность и особенности её развития при слепоте и слабовидении. Особенности профилактики вторичных нарушений развития детей с нарушениями зрения.

17. Психологическая готовность к школьному развитию детей с задержкой психического развития. Программа и методы психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению.

18. Психологические особенности, этиология и классификация нарушений письменной речи. Особенности диагностических мероприятий при дисграфией.

19. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в условиях массовой общеобразовательной школы и в специальных учреждениях. Методы профилактики вторичных нарушений в развитии при НОДА.

20. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Специфика работы специальных школ для детей с нарушениями речи. Методы дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей.

21. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Специфика работы специальных коррекционных школ для детей с нарушениями зрения. Система специального образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, специальные образовательные условия.

22. Вклад Л.С. Выготского в дефектологию как науку и практику. Современные подходы к диагностике нарушений в развитии.

6.4. Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие «дети со сложными нарушениями развития». Проблемы организации психолого-педагогической помощи детям и их семьям.

2. Система специального образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, специальные образовательные условия.

3. Методы и диагностика социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии дефицитарного вида дизонтогинеза.

4. Роль Л.С. Выготского в разработке теоретико-методологических основ дефектологии.

5. Методы дифференциальной диагностики речевых нарушений.

6. Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта и его методологическое значение.

7. Понятие «психического дизонтогенеза». Виды психического дизонтогенеза.

8. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения.

9. Параметры психического дизонтогенеза.

10. История становления и развития дефектологии в России.

11. Виды психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика (ПМПК), углубленное изучение ребенка в образовательном учреждении.

12. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха.

13. Цели и задачи ПМПК. Содержание деятельности и состав ПМПК.

14. Понятие «умственная отсталость». Причины умственной отсталости: эндогенные и экзогенные факторы.

15. Степени умственной отсталости. Особенности психического развития детей с умственной отсталостью.

16. Методы психолого-педагогической диагностики детей с ОНР.

17. Специальные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью: дошкольные, школы VIII вида, специальные классы для умственно отсталых детей.

18. Понятие «задержка психического развития». Современные представления о ЗПР. Причины задержки психического развития, классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власовой.

19. Классификация задержки психического развития К.С. Лебединской.

20. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: школы VII вида, классы выравнивания, классы коррекционно - развивающего обучения, классы компенсирующего обучения.

21. Причины речевых нарушений: эндогенные и экзогенные факторы.

22. Программа и методы психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению.

23. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения речевого аппарата: дисфония, дислалия, ринолалия. Направления коррекционной работы.

24. Тифлопедагогика, их цели и задачи. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

25. Причины нарушений зрения. Психологические особенности детей с нарушениями зрения. Специальные коррекционные образовательные учреждения.

26. Сурдопедагогика, цели и задачи. Причины нарушений слухового анализатора.

27. Категории детей с нарушениями слуха: неслышащие (глухие), позднооглохшие, слабослышащие. Особенности развития детей, основные направления коррекционной работы.

28. Организация и содержание дошкольного и школьного образования детей с нарушениями слуха.

29. Понятие «нарушение опорно-двигательного аппарата». Причины нарушений. Особенности психического развития детей с НОДА.

30. Система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные направления коррекционной работы.

31. Понятие «ранний детский аутизм». Основные признаки РДА, причины возникновения.

32. Группы детей с РДА в зависимости от нарушения взаимодействия с внешней средой. Основные направления психолого-педагогической коррекции детей с РДА.

33. Методы дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей.

34. Объект, предмет, цели и задачи дефектологии.

35. Понятия «норма» и «отклонения» в психическом развитии. Виды норм развития: среднестатистическая, функциональная, идеальная.

36. Политика государства в области социальной поддержки людей с отклонениями в развитии и поведении.

37. Методы дифференциальной диагностики РДА.

38. Эндогенные и экзогенные вредности как причины отклонений в развитии.

39. Социальная и психологическая депривация как одно из условий нарушения развития личности ребенка.

40. Работа с семьей, имеющей ребёнка с нарушениями развития.

41. Основные направления психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития.

42. Методы дифференциальной диагностики умственной отсталости в и ЗПР.

43. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития.

44. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу, работающему с детьми, имеющими нарушения развития и поведения.

45. Система методов обучения детей с особыми образовательными потребностями. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении.

46. Категории и принципы дефектологии.

47. Взаимосвязь дефектологии с другими отраслями знаний.

48. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости в зависимости от тяжести повреждения.

49. Сущность коррекционно-педагогической деятельности.

50. Проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) Основная литература

1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 267 с.

2. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / [Б. П. Пузанов и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Владос, 2011. - 439 с.

3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебник для вузов по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [В. В. Ткачева и др.] ; под ред. В.В. Ткачевой. - Москва : Академия, 2014. - 271 с.

4. Специальная дошкольная педагогика: учебник для вузов [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [Е. А. Стребелева и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 350 с.

б) Дополнительная литература

1. Аксенова Л.И.Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; ред. Н. М. Назарова. - 9-е изд. - М. : Академия, 2009. – 395 с.

2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2007. – 272 с.

3. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - 5-е изд. - М. : Академия, 2008. – 480 с.

4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Щипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова ; ред. Л. М. Щипицына. - М. : Владос, 2003. - 527 с.

5. Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М. : Академия, 2008. – 507 с.

6. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб. : Питер, 2006 – 304 с.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.

Поскольку ряд практических занятий предполагает использование мультимедийных технологий, это предполагает наличие следующих технических средств и оборудования: персональный компьютер или ноутбук, мультимедийный проектор, экран.


 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Дефектология»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Наши рекомендации