Заочная форма с ускоренным сроком обучения
Таблица 4
Наименование тем и разделов дисциплины | Всего аудитор. часов | В том числе | |
лекции | практич. занятия | ||
Тема 1. Предмет, задачи, принципы, основные категории дефектологии | - | ||
Тема 2. Понятие нормативности развития. Виды дизонтогенеза. Диагностика отклонений в развитии | |||
Тема 3. Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии | - | ||
ВСЕГО: |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины
Тема 1. Предмет, задачи, принципы, основные категории дефектологии.
Дефектология в системе педагогических наук. Определение, предмет, задачи, принципы, основные категории. Значение дефектологии для специальной психологии специальной педагогики. Связь дефектологии со смежными дисциплинами — педагогикой, возрастной психологией, патопсихологией, детской психиатрией, коррекционной педагогикой. Основные принципы и методы исследования в дефектологии.
Тема 2. История становления и развития дефектологии.
История изменения в обществе взглядов на отклонение в развитии с древних времён до середины XIX века. История специального образования с конца VIII века до 20-х годов XX века. Формирование и развитие дефектологии как науки в СССР. Выделение в рамках дефектологии специальной психологии и педагогики.
Тема 3. Понятие нормативности развития. Виды дизонтогенеза. Диагностика отклонений в развитии.
Понятие и виды норм развития. Понятие «аномальный ребёнок», особенности аномального развития, причины аномалий развития. Дизонтогенез, виды дизонтогенеза, и классификации видов дизонтогинеза. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков (классификация В.В.Лебединского, Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина). Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Дефект развития –этиология, теория Л.С. Выготского о дефектах развития. Психолого-педагогическая диагностика как важнейшее направление дефектологии. Основные теоретико-методологические положения современной психодиагностики детей с нарушениями развития. Виды психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.
Тема 4. Дети с нарушениями познавательной деятельности.
Понятие «умственной отсталости», олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте. Причины возникновения и классификация умственной отсталости по степени тяжести дефекта. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого ребенка.
Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитии ребенка. Классификация ЗПР по степени тяжести и этиологическому принципу: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического происхождения. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Психологические особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.
Дифференциальная диагностика умственной отсталости и ЗПР.
Тема 5. Дети с сенсорными нарушениями в развитии.
Предмет и задачи сурдопедагогики. Причины нарушений слуха, их классификация. Основные категории детей с нарушениями слухового анализатора. Специфика развития познавательных процессов, личностные особенности детей с нарушениями слуха.
Предмет и задачи тифлопедагогики. Виды нарушений зрения, их причины и последствия. Особенности формирования личности у детей с нарушениями зрения.
Особенности проведения диагностических мероприятий детей с нарушениями зрения.
Тема 6. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Общая характеристика ДЦП. Классификация двигательных расстройств по степени тяжести нарушения. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП. Особенности развития познавательной сферы детей с ДЦП. Основные виды помощи детям с нарушениями ДЦП.