Исследование соматосенсорного гнозиса | | | |
симптомы | нет | слабо | сильно |
Проба на локализацию прикосновения | | | |
● одного | | | |
● двух (на одной руке, на двух, на лице) | | | |
Проба на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два) | | | |
Кожно-кинестетическое чувство (на правой и левой руке) | | | |
● чувство Ферстера (определение фигур, цифры, написанной на коже) (на правой и левой руке) | | | |
Перенос позы руки и кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами | | | |
Определение правой и левой стороны у себя и у напротив сидящего человека | | | |
Называние пальцев рук | | | |
Узнавание объектов на ощупь (ключ, расческа и т.п.) | | | |
● правой рукой / левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и др.) | | | |
Исследование слухового гнозиса и слухо-моторных координаций | | | |
симптомы | нет | слабо | Сильно |
Звуковысотные отношения | | | |
● оценка | | | |
● повторение | | | |
Мелодии | | | |
● узнавание | | | |
● повторение | | | |
Локализация звука в пространстве | | | |
Исследование дихотического слуха | | | |
Оценка и воспроизведение ритмов | | | |
оценка ритмов | | | |
● выполнение ритмов по образцу | | | |
● непосредственное воспроизведение | | | |
● отсроченное (после пустой паузы) | | | |
● после интерференции | | | |
● выполнение ритмов по речевой инструкции «по 2» «по 3» «по 4» | | | |
● непосредственное воспроизведение | | | |
● отсроченное (после пустой паузы) | | | |
● после интерференции (оценивается характер затруднений: персервации, распад ритмических структур | | | |
Исследование действий и движений | | | |
симптомы | нет | слабо | сильно |
Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой) | | | |
● сжимание руки | | | |
● перебор пальцев | | | |
Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой) | | | |
● в горизонтальной плоскости | | | |
● в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) | | | |
● перенос позы с одной руки на другую | | | |
Пространственный праксис | | | |
● одноручные пробы (рука – подбородок) | | | |
● двуручные – (рука – рука) | | | |
● пробы Хэда: ● односторонние ● перекрестные | | | |
Динамический праксис (кулак-ребро-ладонь, ребро-ладонь-кулак, 1-2-1-5) | | | |
Реципрокная координация | | | |
Асиметрическое постукивание (2-1; 1-2) | | | |
Выполнение двигательных программ | | | |
● рисование серий геометрических фигур | | | |
● графические пробы | | | |
Конструктивный праксис | | | |
● копирование | | | |
● перевертывание | | | |
Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо) | | | |
● самостоятельный | | | |
● срисовывание | | | |
● обведение | | | |
Предметные действия: | | | |
● застегивание пуговиц | | | |
● завязывание узла, банта | | | |
● зажигание спички | | | |
Символический праксис | | | |
● погрозить, поманить, размешать чай и т.д. | | | |
Движения взора | | | |
● фиксация взора (прочная, неустойчивая) | | | |
● движение взора | | | |
● перевод взора по инструкции | | | |
● перевод взора за движущимся объектом | | | |
● ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз) | | | |
● нарушение плавности движений | | | |
● локализация объекта в пространстве | | | |
Оральный праксис | | | |
● по подражанию | | | |
● по инструкции | | | |
● праксис губ (оскал, вытягивание) | | | |
● праксис языка (поднять, убрать, вправо, влево) | | | |
● праксис щек (надуть, втянуть) | | | |
● праксис лицевой мускулатуры поднять брови нахмурить брови | | | |
● условные оральные движения пощелкать посвистеть поцокать показать как плюют, целуются | | | |
Условные реакции, действия | | | |
● простые условные выбора (на один стук поднять руку) | | | |
● условные реакции выбора (на один стук поднять правую руку, на два стука – левую руку) | | | |
● с ломкой стереотипа 111222121211 | | | |
● конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П) – поднять кулак; в ответ на сильный удар (1) – поднять слабо, в ответ на слабый удар (1) – поднять сильно) (оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программы, персервации, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.) | |
● повторение фраз мальчик спит девочка плачет мальчик ударил собаку девочка пьет чай | | | |
● повторение скороговорок «Из под топота копыт пыль по полю летит» «Сшит колпак не поколпаковски, надо его переколпаковать и никто его не переколпакует» | | | |
Называние предметов | | | |
● по картинкам (10) яблоко лампа чайник бутылка чернильница и т.д. | | | |
● частей тела нос глаз рука палец локоть плечо (отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски, отказы; литеральные, вербальные, парафазии и т.д.) | | | |
Понимание речи | | | |
Понимание слов (с опорой на картинку) | | | |
● по одному элементу (10) | | | |
● по два элемента (5 пар) | | | |
● по три элемента (5 троек) | | | |
Понимание значения слов (без зрительной опоры частей тела) | | | |
● показать ухо-нос-глаз | | | |
● по одному элементу (ухо и т.д.) | | | |
● по два элемента (ухо-глаз и т.д.) | | | |
● по три элемента (ухо-нос-глаз и т.д.) | | | |
● понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница) | | | |
● понимание обиходных конструкций и предложений откройте рот, откройте глаза, закройте рот, закройте глаза, положите левую руку в карман халата | | | |
Понимание логико-грамматических конструкций | | | |
● показать: карандашом – ключ и т.д. ключом – карандаш, карандашом – ключ. | | | |
● показать или выполнить инструкцию: книга под тетрадью, тетрадь под книгой, книга над тетрадью и т.д., треугольник под крестом, крест под треугольником и т.д. | | | |
● показать какой предмет более светлый, более темный, менее светлый, менее темный | | | |
● показать или разъяснить значение: мамина дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата; я позавтракал после того как прочел газету; что я делал раньше? | | | |
Спонтанная развернутая речь | | | |
● рассказ по сюжетной картинке | | | |
● устное сочинение на тему «Отдых», «Север» и др. | | | |
(отмечается активность, развернутость, связанность передачи, наличие аграмматизма, телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.) | | | |