Юность как стадия жизненного пути

Юность - период жизни после отрочества до взросло­сти (возрастные границы условны - от 15-16 до 2 1 -25 лет). В юности у молодого человека возникает пробле-ма выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к се­бе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

Выбор внутренней позиции - весьма многотрудная ду­ховная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориента­ции, предстоит сознательно разрушить или принять исто­рически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллек­туально готова к осмыслению всего сущего, многого она не зна е т - ещ е нет опыта реальной практической и,ной жизни среди близких и других людей. Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу.

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

Развитие человека в период юности может идти не­сколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, свое­го места в этом мире могут стать особенно напряженны-

Flju

75. Когнитивные изменения ■ ЮНОСТИ

Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логиче­ских операций и особенностями эмоционального мира ранней юности.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систе­мы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможно­стей.

Развитие внимания характеризуется противоречивы­ми тенденциями. Объем внимания, способность длитель-но сохранять его интенсивность и переключать его с од­ного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избиратель­ным, зависящим от направленности интересов.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием твор­ческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации-, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Важнейший интеллектуальный компонент творчества -преобладание дивергентного мышления, которое пред­полагает, что на один и тот же вопрос может быть мно­жество одинаково правильных и равноправных ответов (в противоположность конвергентному мышлению).

Творческие достижения по результатам многих иссле­дований статистически не связаны с успешностью учеб­ной деятельности в школе.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индиви­дуального стиля умственной деятельности.

76. Учебно-професс!ЫШЯЫ1ая деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное про­изводство, в трудовую деятельность. Поиск профессии -важнейшая проблема юности. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование по­знавательных интересов и профессиональной направлен-ности личности.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, пред­ставляют собой основу для формирования профессио­нальной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направ­ленность имеет достаточно выраженную половую специ­фику: у мальчиков чаще встречается техническая направ­ленность, у девочек - социальная и художественная.

Этапы становления профессионального само­определения

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок проигрывает разные профессиональные роли.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной профессии.

Третий этап - предварительный выбор профессии (подросток и юноша), виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки зрения ценностей.

Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии - включает два главных компонента: определение уровня квалификации будуще-





ми. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем от­носительно легко включаются в новую систему отноше­ний. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, ко­торые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

Выбор профессии и типа учебного заведения неизбеж­но дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и ин­дивидуально-психологических различий. Учебная дея­тельность становится учебно-профессиональной, реали­зующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и под­готовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим обра­зованием и самообразованием.

рессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настрое­нии - как гипертимные.

7.Демонстративное™. Люди, у которых сильно вы­ражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодуш­ными»). Склонны носить яркую, экстравагантную одежду.

8.Возбудимость. Склонность к повышенной импуль­сивной реактивности в сфере влечения.

9.Дистимичность. Склонность к расстройствам на­строения. Противоположность гипертимности. Настрое­ние пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной
экзальтации (близко к демонстративное™, но там из-за
характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне
эмоций, т. е. от темперамента).



го труда, объема и длительности необходимой подготов­ки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. п.

Важнейшими психологическими предпосылками ус­пешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекват­ная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуля­ция личности.

Характерное приобретение ранней юности - форми­рование жизненных планов. Жизненный план как со­вокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывает­ся не только конечный результат, но и способы его дости­жения. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.

Индивидуальный стиль деятельности, по опреде-

лению Е. А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознатель­но или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность инди­видуальных вариаций в способах восприятия, запомина­ния и мышления, за которыми стоят различные пути при­обретения, накопления, переработки и использования информации (Коган Н.).

Развитие различных учебных умений при работе с текс­тами, литературой, отработка формально-логических операций и т. п. дает возможности интеллектуального продвижения в юношеском возрасте.



 
  Юность как стадия жизненного пути - student2.ru

■-f

Г________________________ • од.

77. Становление самосознания в юношестве '

Самосознание не изначальная данность, присущая че­ловеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только от­крываются все новые стороны бытия, но происходит бо­лее или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь чело­века, образует самое сокровенное и основное содержа­ние его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переори­ентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост по­требности в достижении конкретных результатов.

Одним из механизмов формирования самосознания яв­ляется самооценка. Юношеская самооценка, отличаю­щаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенно­сти: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность.

Одно из достижений юношеского периода - новый уро­вень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами:

-открытие своего внутреннего мира во всей его инди­видуальной целостности и уникальности;

-стремление к самопознанию;

-формирование личной идентичности, чувства инди­видуальной самотождественности, преемственности и единства;

- самоуважение;
-становление личностного способа бытия, когда во

многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»

Наши рекомендации