Стадия жизненного цикла продукта.

Снижение спроса на товары, производимые ООО «Челябстройматериалы», вызвано в первую очередь снижением объемов строительства. Однако, снижение объемов строительства не свидетельствует о каком-либо пресыщении гражданами. Значит, такой показатель, как товарооборот продукции не может служить в качестве определяющего фактора стадии жизненного цикла товара в данной ситуации, кризисной ситуации.

Таким образом, более целесообразным в данной случае будет обращение к данным статистики прошлых лет. Согласно этим данным, кирпич как товар находится на стадии роста. Кирпич - один из старейших строительных материалов, и несмотря на большое количество разработанных товаров-заменителей, обладает большим спросом, благодаря его основным качествам – прочности, долговечности и экологичности. Спрос на кирпич продолжает постоянно расти, он имеет достаточно высокие показатели, которые держатся на стабильно высоком уровне (рис. 2).

Стадия жизненного цикла продукта. - student2.ru

Рисунок 2. Динамика объемов производства строительного кирпича за 1998-2015 гг, млн. усл. кирпичей

Производство ячеистого блока – направление достаточно новое. На ООО «Челябстройматериалы» его производство ведется с 1994 года. Это уникальный материал который одновременно обладает свойством древесины (низкой теплопроводностью, легкостью, отличной обрабатываемостью) и искусственного камня (прочностью, огнестойкостью, стойкостью к биологическим повреждениям, морозостойкостью). Многие называют ячеистый блок материалом будущего. Спрос на него растет также продолжает расти, поэтому можно предположить, что данный товар занимает стадию роста.

2. Сила конкурентных позиций фирмы:

- относительная рыночная доля:

Как уже было отмечено ранее, в 2012 году Челябстройматериалы покрывало более 65% потребности Челябинского рынка стеновых панелей.

По итогам 2012 года основной объем реализуемого на рынке Челябинской области блока из ячеистого бетона произведен именно на ООО «Челябстроматериалы». Однако, недавно был открыт завод ячеистого блока ИНСИ, который разделил долю ООО «Челябстройматериалы» на рынке ячеистого блока.

По производству как силикатного, так и керамического кирпича, ООО «Челябстройматерилы» занимает также далеко не самое последнее место по области. Производством силикатного кирпича в области кроме рассматриваемого завода занимается ЗАО «Афина». Производством керамического кирпича занимается около десятка заводов.

- относительное качество продукта;

Производимый товар соответствует требованиям ГОСТ, регулярно проходит необходимую сертификацию. Образцы продукции отсылаются на экспертизу, протоколы которой доступны всем посетителям сайта, посвященного ООО «Челябстройматериалы». Кроме того, на сайте содержится санитарно-эпидемиологическое заключение по каждому виду продукции.

При этом силикатный кирпич ООО «Челябстройматериалы» производится из экологически чистого песка, а силикатный кирпич ЗАО «Афина» - из золы.

- относительная ширина продуктовой линии.

Для того, чтобы определить относительную ширину продуктовой линии, необходимо сопоставить производственную номенклатуру предприятия с номенклатурой конкурентов. Для сравнения примем ООО «Кемма», ЗАО «Афина» и Копейский кирпичный завод.

Кемма – предприятие, занимающееся помимо производства кирпича, металлодекорированием, выпуском ферротитана и другое. Поэтому для наиболее адекватного сравнения будем рассматривать только производство стеновых материалов, в данном случае – кирпича. ЗАО «Афина» выпускает только силикатный кирпич, Копейский кирпичный завод – только керамический кирпич.

Кемма – 12 наименований кирпича керамического и силикатного (включая возможность выпуска фасонного кирпича под заказ)

ЗАО «Афина» - 7 наименований силикатного кирпича

Челябстройматериалы - 10 наименований кирпича силикатного и керамического

Копейский кирпичный завод – 12 наименований кирпича керамического.

Таким образом, предприятие Челябстройматериалы в основном не уступает конкурентам по ширине продуктовой линии.

3. Эффективность использования инвестиций:

- интенсивность инвестиций (суммарные инвестиции, отнесенные к объему продаж, и суммарные инвестиции, отнесенные к добавленной стоимости);

Сейчас испытывая финансовые трудности, предприятие не ведет инвестиционной деятельности.

- процент использования производственных мощностей.

В период запуска производства оборудование используется на 25%.

4. Использование бюджета по следующим направлениям:

- затраты на НИОКР по отношению к объему продаж;

ООО «Челябстройматериалы» не ведет НИОКР.

- затраты на новые продукты по отношению к объему продаж.

Новые продукты ООО «Челябстройматериалы» не выпускает.

5. Текущие изменения в положении на рынке:

- изменение рыночной доли.

Поскольку предприятие производит диверсифицированную продукцию, в целом по всем видам производства даже в период разразившегося кризиса, ООО «Челябстройматериалы» было самым крупным предприятием строительных материалов.

Наши рекомендации