I 39. Становление познавательной сферы

| ребенка в раннем детстве

IРазвитие восприятияопределяется тремя параметра-

fми: перцептивными действиями, сенсорными эталонами

Iи действиями соотнесений. Таким образом, становление

•восприятия заключается в выделении наиболее характер-
1ных для данного предмета или ситуации качеств (инфор-
t мативных точек), составлении на их основе устойчивых
|образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих обра-

■зов-эталонов с предметами окружающего мира. Дей-
Iствия восприятия, которые вначале являются внешними и
Iразвернутыми (ребенок должен не только посмотреть на
Iпредмет, но и потрогать его руками, действовать с ним),
|затем переходят во внутренний план и автоматизируют­
ся. Развитие перцептивных действий помогает формиро-

Iванию обобщения, так как выделение наиболее значимых

Iкачеств каждого предмета дает возможность в дальней-

Iшем объединить их в классы и понятия.

IВ раннем возрасте, кроме наглядно-действенного

• мышления, начинает формироваться и наглядно-образ-
Iное мышление.

jНаглядно-действенное мышление возникает к концу

|первого года жизни и является ведущим видом мышле-

■ ния до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление возника-\ ет в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Таким Iобразом, в раннем возрасте основным (и практически до 'конца этого возраста единственным) видом мышления Iявляется наглядно-действенное, предполагающее непо-jсредственный контакт ребенка с предметами и поиск |правильного решения задачи путем проб и ошибок. В то

■ же время к концу раннего возраста при решении простых, Iсвязанных с прошлым опытом задач дети должны уметь I

отсутствии сформированного способа его применения и, наконец, к овладению специфическим способом употреб­ления орудия.

// этап. Ребенок начинает употреблять действие в не­адекватной ситуации. Наблюдаются два типа переноса. 1 - перенос действия с одного предмета на другой, функ­ционально тождественный. Здесь происходит обобщение функции. 2 - перенос действия по ситуации. Ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных си­туациях.

/// этап. Возникновение игрового действия. Взрослый не навязывает ребенку способ действия с игрушками. Иг­рушки полифункциональны, с ними можно делать все, что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной, в ори­ентацию включается и ситуация. Ребенок начинает срав­нивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрос­лого, что способствует отделению ребенка от взрослого. Социальная ситуация здесь начинает распадаться.




ется в самом предмете, в способе его употребления. Об­щение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельно­стью в собственном смысле слова, так как мотив переме­щается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в ран­нем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмо­циональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

По Д. Б. Эльконину, развитие ребенка в раннем детстве имплицитно содержит в себе распад этой ситуации. Со­вместное действие уже потому, что оно предметно, со­держит в себе свою гибель.



двигают ребенка на новый уровень развития. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, которые являются симптомами кри­зиса трех лет. Это один из самых значимых эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. В это время наблю­даются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать само­стоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним.

Э. Эриксон считает, что в этом возрасте у детей фор­мируется чувство самостоятельности, автономности ли­бо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от взрослого. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием форми­рования новообразования «я сам» в отечественной ПСИХОЛОГИН.




ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами; т. е. решать задачи на основе образного мышления.

Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т. е. нерасчленен­ность-ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют оди­наковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена прежде всего на анализ и выделение от­дельных деталей из ситуации, из которых потом ребенок (может быть, также при помощи взрослого) выделит глав­ные и второстепенные. Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей.



*

       
  I 39. Становление познавательной сферы - student2.ru
    I 39. Становление познавательной сферы - student2.ru
 

Ж------------------------------------------ %---------------------------------------
----------------------------------------- &------------------------------------------

сосредоточиваясь на ег о губах, присматривается к арти-

куляции. Появляются первые попытки произнести слово. В этих попытках ребенок строит артикулярно-произноси-тельный образ слова. Неадекватные речевые пробы исче­зают, и ребенок произносит требуемое слово - название предмета.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. Он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко.

После полутора лет ребенок становится инициативным. Появляется вопрос «Это что?». Темп развития речи сразу

Глава 7

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Наши рекомендации