I 39. Становление познавательной сферы
| ребенка в раннем детстве
IРазвитие восприятияопределяется тремя параметра-
fми: перцептивными действиями, сенсорными эталонами
Iи действиями соотнесений. Таким образом, становление
•восприятия заключается в выделении наиболее характер-
1ных для данного предмета или ситуации качеств (инфор-
t мативных точек), составлении на их основе устойчивых
|образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих обра-
■зов-эталонов с предметами окружающего мира. Дей-
Iствия восприятия, которые вначале являются внешними и
Iразвернутыми (ребенок должен не только посмотреть на
Iпредмет, но и потрогать его руками, действовать с ним),
|затем переходят во внутренний план и автоматизируют
ся. Развитие перцептивных действий помогает формиро-
Iванию обобщения, так как выделение наиболее значимых
Iкачеств каждого предмета дает возможность в дальней-
Iшем объединить их в классы и понятия.
IВ раннем возрасте, кроме наглядно-действенного
• мышления, начинает формироваться и наглядно-образ-
Iное мышление.
jНаглядно-действенное мышление возникает к концу
|первого года жизни и является ведущим видом мышле-
■ ния до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление возника-\ ет в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Таким Iобразом, в раннем возрасте основным (и практически до 'конца этого возраста единственным) видом мышления Iявляется наглядно-действенное, предполагающее непо-jсредственный контакт ребенка с предметами и поиск |правильного решения задачи путем проб и ошибок. В то
■ же время к концу раннего возраста при решении простых, Iсвязанных с прошлым опытом задач дети должны уметь I
отсутствии сформированного способа его применения и, наконец, к овладению специфическим способом употребления орудия.
// этап. Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Наблюдаются два типа переноса. 1 - перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Здесь происходит обобщение функции. 2 - перенос действия по ситуации. Ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях.
/// этап. Возникновение игрового действия. Взрослый не навязывает ребенку способ действия с игрушками. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все, что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной, в ориентацию включается и ситуация. Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого, что способствует отделению ребенка от взрослого. Социальная ситуация здесь начинает распадаться.
ется в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.
По Д. Б. Эльконину, развитие ребенка в раннем детстве имплицитно содержит в себе распад этой ситуации. Совместное действие уже потому, что оно предметно, содержит в себе свою гибель.
двигают ребенка на новый уровень развития. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, которые являются симптомами кризиса трех лет. Это один из самых значимых эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. В это время наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним.
Э. Эриксон считает, что в этом возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от взрослого. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «я сам» в отечественной ПСИХОЛОГИН.
ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами; т. е. решать задачи на основе образного мышления.
Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т. е. нерасчлененность-ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена прежде всего на анализ и выделение отдельных деталей из ситуации, из которых потом ребенок (может быть, также при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные. Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей.
*
Ж------------------------------------------ %--------------------------------------- |
----------------------------------------- &------------------------------------------ |
сосредоточиваясь на ег о губах, присматривается к арти-
куляции. Появляются первые попытки произнести слово. В этих попытках ребенок строит артикулярно-произноси-тельный образ слова. Неадекватные речевые пробы исчезают, и ребенок произносит требуемое слово - название предмета.
Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. Он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко.
После полутора лет ребенок становится инициативным. Появляется вопрос «Это что?». Темп развития речи сразу
Глава 7
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ