Ведущая деятельность в младенческом возрасте

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности -

непосредственного эмоционального общения ре­бенка и матери.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденное™. Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показы­вает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непо­средственно-эмоциональное общение со взрослым со­здает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отста­ют в психическом развитии, даже при хорошем гигиени­ческом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают инте­реса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.

Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Ли­синой, специфическая особенность ведущего типа дея­тельности состоит в том, что предмет этой деятельно­сти - другой человек. Но если предмет деятельности -другой человек, то эта деятельность и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности стано­вится другой человек. Общение этого типа в младенче­ском возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрос­лого ребенок становится предметом деятельности. Со

t

Развитие психических функций

И процессов в течение первого года жизни

Развитие сенсорики: совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжи­тельность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы.

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятиядетей - константность, правиль­ность, предметность, системность. Появление этих свойс т в связано с развитием локомоций детей, перемещением в пространстве, благодаря чему они научаются видеть предмет под разным углом зрения.

В этом периоде формируются все генетические виды памяти- эмоциональная, моторная, образная, вербаль­ная. Эмоциональная память помогает младенцу ориенти­роваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоцио­нальном отношении объекты. В 7-9 недель появляется и моторная память, ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться опре­деленные привычные жесты, начало будущих операций. В 4 месяца у детей появляется образная память - сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 месяцев и воспроизведение того, что ребенок видел ранее. С раз­витием узнавания ребенок начинает дифференцировать окружающих взрослых, узнает приятных и неприятных людей. А развитие воспроизведения стимулирует появле­ние первых мотивов, или мотивирующих представле­ний ребенка, которые способствуют становлению его личности, развитию независимости от окружающей си­туации.





%?-

Основные психологические

новообразования младенческого периода

Основными новообразованиями младенческого перио­да являются хватание и ходьба.Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с воз­никновением акта хватания - первого организованного, направленного-действия. Первоначально кисть руки ре­бенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хвата­ние осуществляется под контролем зрения: ребенок рас­сматривает свои ручки, следит за тем, как рука прибли­жается к предмету.

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психи­ческого развития ребенка, так как активно развивается восприятие. На основе акта хватания расширяются воз­можности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им, извлече­ние из него звуков. В возрасте 7—10 месяцев формиру­ются соотносимые действия: ребенок может манипули­ровать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап функ-циональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, теперь ребе­нок пытается воспроизвести действие на всех возмож­ных объектах.

Хватание, направление к предмету стимулирует воз­никновение сидения - когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недося­гаемому предмету руки возникает указательный жест.

*■

-9j£

Кризис первого года

Меж д у младенческим возрастом (0-1) и ранним дет­ством (1-3) существует перех одный период, который на­зывается «кризис первого года».

Развитие восприятия, мышления, становление эмоцио­нальных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на но­вый уровень. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитно­сти ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней по­являются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризи­са первого года жизни.В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: по­являются первые слова, ребенок начинает ходить, разви­ваются действия с предметами.

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспо­койным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоре­чия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удов­летворения потребностей.

Во-первых, речь носит автономный характер: слова си­туативны, они лишь осколки наших слов, слова много­значны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство об­щения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.



Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или на­глядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых са­мостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки - реакций на новые предметы, стремление их обследовать.

Развивается и речь, прежде всего пассивная - ребе-нок слушает и различает звуки. В первом полугодии фор­мируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочета­ния. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произ­носимых взрослыми, и сам произносит одно или несколь­ко своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.

стороны ребенка можно наблюдать возникновение пер­вых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро го­лосовые реакции ребенка приобретают характер эмоцио­нально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого челове­ка. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит призна­ком физического и психического здоровья.

М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрос­лым, с развитием действий общение становится ситуа­тивно-деловым (между ребенком и взрослым встает предмет - игрушка).



Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присут­ствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует путем конструирования предметов, с которыми ребенок манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, ука­зывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребле­ния, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, ко­торые своими физическими свойствами определяют спо­соб действия детей. Манипулируя с предметами, ориен­тируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Это противоречие разрешается в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого) предметной деятельности.

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок ста­новится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раз­дробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходь­ба - первое из основных новообразований младенческо­го возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Другое основное новообразование этого возраста -появление первого слова.Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.



38. Развитие предметно-орудийной I I деятельности в раннем детстве |Ведущей деятельностью в раннем детстве является I I предметная деятельность. i IПереход от младенчества к раннему детству связан I с развитием нового отношения к миру предметов - они I начинают выступать для ребенка не просто как объекты, ' ,удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие I |определенное назначение и определенный способ упо- [ |требления. Функции предметов не могут быть выявлены | Iпутем простого манипулирования, их раскрывает ребенку ■ Iвзрослый. | 'На первых ступенях развития предметной деятельности I действие и предмет очень жестко связаны между собой: ' ребенок способен выполнить усвоенное действие лишь I с тем предметом, который для этого предназначен. Только : ,постепенно происходит отделение действия от предмета, I |в результате которого дети раннего возраста приобретают | Iвозможность выполнить действие и с не соответствующи- | Iми ему предметами или использовать предмет не по пря- I Iмому назначению. I Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного I действия в раннем детстве по двум основным направле- . Iниям: | |1) развитие действия от совместного с взрослым до са- i |мостоятельного исполнения; I I2) развитие средств и способов ориентации самого ре- I Iбенка в условиях осуществления действия. ' 'Линия развития ориентации в системе свойств объекта I и действий с ними проходит ряд этапов. ( ■/ этап. От неспецифического употребления орудий | |к попыткам специфического использования орудий при _*— __----------------- __-__ , I 40. ФормирОНиie личностной сферы • 4 в раннем детстве I Общение со взрослым имеет большое значение не ■ |только для формирования познавательной сферы, но и | |для развития личности детей раннего возраста. Окружаю- I щим надо помнить, что представление о себе, первая са- ' мооценка детей в это время является на самом деле инте- I риоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные j замечания, игнорирование пусть даже не всегда успеш- 1 ных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недо- . оценка их стараний могут привести уже в этом возрасте | к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех | в осуществляемой деятельности. I В исследованиях Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и дру- Iгих психологов подчеркивается, что к концу раннего дет- ства у детей появляются первые представления о себе как I о личности, отличающейся от других самостоятельностью * собственных действий. | Этапы развития личности I Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка Jтесно связано с зарождающимся в это время самосо- знанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать 1 себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная . форма самосознания. Новый этап в развитии самосозна- | ния начинается, когда ребенок называет себя - сначала | по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем I годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребен- I ка появляется и первичная самооценка - осознание " не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень I хороший», «я хороший и больше никакой». Сознание «я», [ «я хороший», «я сам» и появление личных действий про- \

I Глямб

] РАННЕЕ ДЕТСТВО

Социальная ситуация

| развития детей раннего возраста

.Новообразования, которые возникают к концу первого

Iгода жизни, с необходимостью вызывают построение но-

Iвой социальной ситуации развития. Это ситуация совмест-

Iной деятельности со взрослым человеком. Содержание

Iэтой совместной деятельности - усвоение общественно

Iвыработанных способов употребления предметов, кото-

Iрые ребенку открылись и затем стали его миром. Со-

.циальная ситуация развития в раннем возрасте такова:

|«ребенок - ПРЦЦМБГ - взрослый». В этом возрасте ре-

■бенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже го-
|ворил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это
Iпроявляется, например, в том, как ребенок садится на
Iстульчик или возит за собой машину - ребенок все время
Iсмотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок

еще не видит взрослого человека, однако без взрослого

Iон не может овладеть человеческими способами употреб-

■ления предметов.

1Социальная ситуация совместной деятельности ребен-

Iка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой си-

[туации способ действия с предметом, образец действия

[принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен

•выполнять индивидуальное действие. Это противоречие
|решается в новом типе деятельности, который рождается
Iв период раннего возраста. Это предметная деятель-
I ность,направленная на усвоение общественно вырабо-
Iтанных способов действия с предметами. Прежде всего

она предметная, потому что мотив деятельности заключа-

* -

Наши рекомендации