Этап – учебно-развивающий (2 год обучения)
Пояснительная записка
"Шахматы - это борьба", - говаривал великий Эммануэль Ласкер. Психология шахматной борьбы, нервное напряжение которой зачастую превышает мыслимые пределы, представляет собой загадку не только для психологов, но и для самих шахматистов.
…Для шахмат, для шахматной борьбы, прежде всего необходимо знание человеческой натуры, понимание психологии противника.
Александр Алехин
Хочешь быть умным, научись разумно
спрашивать, внимательно слушать,
спокойно отвечать и переставать
говорить, когда нечего больше сказать.
И. Лафатер
Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Этими понятиями обозначается «лесенка» в шахматном деле, ведущая к вершинам познания. На первой её ступеньке неизбежно оказываются все дети: и одарённые, и неодарённые. Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной шахматной психологии ещё и как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого способного ребёнка.
В практической работе обучающегося увеличивается поток задач, требующих принятия срочных творческих, эвристических, нестандартных решений в условиях дефицита времени и информации.
Для совмещения этих противоречивых требований и предлагается курс «Шахматная психология», направленный на решение нестандартных задач, требующих использования уже полученных знаний. Обучение воспитанников различным психологическим умениям позволяет не только развивать потенциал обучающегося, но и позволяет заложить основу их мировоззрения.
Решение и разбор специально подобранных и систематизированных заданий, требующих не накопления новых знаний, но исследовательской работы обучающегося, призваны привести также к обнаружению и развитию скрытой одарённости личности:
· Быстрое освоение новой деятельности;
· Изобретательность в условиях поиска решения в шахматном деле;
· Новое видение шахматной ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
· Способность ухватить наиболее существенную деталь;
· Структурированность полученных ранее знаний.
Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.
Психология шахматного творчества давно привлекает к себе внимание исследователей. Ведь несмотря на существование объективных законов шахматной теории, необходимо учитывать, что эти законы постигаются, изучаются и используются живыми людьми – шахматистами. Всегда - в процессе обучения шахматам, при подготовке к соревнованиям, во время игры за доской – неизбежно проявляется индивидуальность шахматиста.
В процессе обучению шахматам, и при подготовке к соревнованиям, и во время игры за доской – неизбежно проявляется индивидуальность шахматиста. Шахматист любого ранга – от начинающего до гроссмейстера – сознательно и неосознанно, открыто или завуалировано учитывает свои возможности и особенности личности противника. Возможности сознательного применения психологии в шахматах широки и разнообразны. Это, например, отыскание рациональных приёмов обдумывания, изучение возрастных особенностей игры, исследование специфики шахматных способностей и многое другое. Эм. Ласкер неоднократно говорил, что «на шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры». Действительно, в шахматах противостоят друг другу не столько группы белых и чёрных фигур, сколько два человек, которые решают условный конфликт между собой специфическими шахматными средствами. Поэтому основной задачей психологии шахмат, психологической подготовки шахматам состоит не только в отыcкивание приёмов для лучшего изучения теории, но и в использовании полученных знаний в борьбе двух личностей.
Большинство позиций, возникающих в шахматной партии, носит проблемный характер. Это значит, что не всегда можно найти единственный, самый лучший путь, и поэтому выбор хода в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности юного шахматиста: опыта, знаний, характера, темперамента, стиля мышления и т.д.
Отсюда следует, что знание противника, понимание целей, к которым он стремится, позволяют с большей вероятностью предугадать развитие игры и избрать соответствующую стратегию собственного поведения. Поэтому для достижения успеха юный шахматист должен не только хорошо знать теорию и владеть техникой игры, но и обладать умением проникать во внутренний мир соперника, понимать его намерения.
Целью программы: является формирование у юных шахматистов психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых воспитанниками необходимых в шахматном деле интеллектуальных и личностных знаний.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- Обеспечить в ходе занятия усвоение основных тем предмета;
- Обеспечить в ходе выполнения заданий закрепление изученных тем.
Воспитательные задачи:
· Содействовать в ходе занятий формированию нравственных качеств личности юного шахматиста;
· Способствовать воспитанию у детей эстетических взглядов, убеждений;
· Содействовать воспитанию трудолюбия и отзывчивости у детей вовремя игры;
· Закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
· Развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.
· Мотивировать шахматиста на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков.
Развивающие задачи:
- Развитие мыслительных операций анализа и сравнения (сопоставления) у юного шахматиста;
- Содействовать развитию восприятия, наблюдательности и мышления у шахматиста;
- Способствовать развитию смысловой памяти и воображения во время игры в шахматы;
- Содействовать развитию волевых качеств: настойчивость в достижении целей, доведение начатого до конца, решительность, целеустремленность;
- Способствовать развитию эмоций воспитанников: радость, удивление, игровых моментов;
- Развитие раскованности и одновременно сосредоточенности;
- Способствовать развитию произвольности, способности к сосредоточению, самоконтролю и вниманию;
- Содействовать развитию выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей;
- Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
- Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия внимания, памяти, мышления, воображения).
Этапы реализации программы:
Этап– (1 год обучения)
Первый этап предполагает изучение внутреннего мира юного шахматиста, развитие личностных и интеллектуальных способностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психологических заданий. Обучающиеся учатся строить личностный портрет.
Воображения)
Теоретическая часть:Приветствие. Слово психолога.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Тема 3.13. Цвета эмоций.
Теоретическая часть:Приветствие.Слово психолога.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Других.
Теоретическая часть:Приветствие. Слово психолога.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Тема 4.18. Ты и риск.
Теоретическая часть:Приветствие. Слово психолога.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Тема 4.19. А знаешь ли ты?
Теоретическая часть:Приветствие. Слово психолога.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Тема 1.3. Мы вместе.
Приветствие. Слово психолога.
Проведение психодиагностических методик: нарисуй как можно больше маленьких квадратов в большом квадрате.
Соедини точки по образцу.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Тема 1.4. Мы вместе.
Теоретическая часть:Знакомство. Слово психолога.
Игра для знакомства – каждый ребёнок называет своё имя и продолжает фразу «Никто из вас не знает, что я умею…», «Я пришёл на занятие, чтобы…». Настрой участников на работу по теме.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Практическая часть
Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала. Упражнения на развитие представлений о частях суток.
Упражнения на развитие цветоразличения.
Упражнение на развитие пространственных представлений.
Сказкотерапия.
Релаксация.
Рефлексия: подведение итогов.
Тема 2.9. Говорящие фигуры.
Теоретическая часть:Приветствие. Слово психолога.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Тема 2.10. Шахматный город.
Теоретическая часть:Приветствие. Слово психолога.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Тема 3.11. Какой я в игре?
Теоретическая часть:Приветствие. Слово психолога.
Значение детских фантазий. Определение самооценки: тест «Как у тебя с самооценкой?». Знакомство с правилами поднятия самооценки.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Тема 3.13. Я в команде.
Теоретическая часть:Приветствие. Слово психолога.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Тема 3.14. Распорядок дня.
Теоретическая часть:Приветствие. Слово психолога.
Утро. День. Вечер. Ночь. Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в школу? Что делаешь утром в школе? Чем ты занимаешься днем? Что ты делаешь в обед? Вечер. Распорядок дня юного шахматиста.
Шахматная физкультминутка «Встали пешки дружно в ряд».
Пояснительная записка
"Шахматы - это борьба", - говаривал великий Эммануэль Ласкер. Психология шахматной борьбы, нервное напряжение которой зачастую превышает мыслимые пределы, представляет собой загадку не только для психологов, но и для самих шахматистов.
…Для шахмат, для шахматной борьбы, прежде всего необходимо знание человеческой натуры, понимание психологии противника.
Александр Алехин
Хочешь быть умным, научись разумно
спрашивать, внимательно слушать,
спокойно отвечать и переставать
говорить, когда нечего больше сказать.
И. Лафатер
Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Этими понятиями обозначается «лесенка» в шахматном деле, ведущая к вершинам познания. На первой её ступеньке неизбежно оказываются все дети: и одарённые, и неодарённые. Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной шахматной психологии ещё и как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого способного ребёнка.
В практической работе обучающегося увеличивается поток задач, требующих принятия срочных творческих, эвристических, нестандартных решений в условиях дефицита времени и информации.
Для совмещения этих противоречивых требований и предлагается курс «Шахматная психология», направленный на решение нестандартных задач, требующих использования уже полученных знаний. Обучение воспитанников различным психологическим умениям позволяет не только развивать потенциал обучающегося, но и позволяет заложить основу их мировоззрения.
Решение и разбор специально подобранных и систематизированных заданий, требующих не накопления новых знаний, но исследовательской работы обучающегося, призваны привести также к обнаружению и развитию скрытой одарённости личности:
· Быстрое освоение новой деятельности;
· Изобретательность в условиях поиска решения в шахматном деле;
· Новое видение шахматной ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
· Способность ухватить наиболее существенную деталь;
· Структурированность полученных ранее знаний.
Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.
Психология шахматного творчества давно привлекает к себе внимание исследователей. Ведь несмотря на существование объективных законов шахматной теории, необходимо учитывать, что эти законы постигаются, изучаются и используются живыми людьми – шахматистами. Всегда - в процессе обучения шахматам, при подготовке к соревнованиям, во время игры за доской – неизбежно проявляется индивидуальность шахматиста.
В процессе обучению шахматам, и при подготовке к соревнованиям, и во время игры за доской – неизбежно проявляется индивидуальность шахматиста. Шахматист любого ранга – от начинающего до гроссмейстера – сознательно и неосознанно, открыто или завуалировано учитывает свои возможности и особенности личности противника. Возможности сознательного применения психологии в шахматах широки и разнообразны. Это, например, отыскание рациональных приёмов обдумывания, изучение возрастных особенностей игры, исследование специфики шахматных способностей и многое другое. Эм. Ласкер неоднократно говорил, что «на шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры». Действительно, в шахматах противостоят друг другу не столько группы белых и чёрных фигур, сколько два человек, которые решают условный конфликт между собой специфическими шахматными средствами. Поэтому основной задачей психологии шахмат, психологической подготовки шахматам состоит не только в отыcкивание приёмов для лучшего изучения теории, но и в использовании полученных знаний в борьбе двух личностей.
Большинство позиций, возникающих в шахматной партии, носит проблемный характер. Это значит, что не всегда можно найти единственный, самый лучший путь, и поэтому выбор хода в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности юного шахматиста: опыта, знаний, характера, темперамента, стиля мышления и т.д.
Отсюда следует, что знание противника, понимание целей, к которым он стремится, позволяют с большей вероятностью предугадать развитие игры и избрать соответствующую стратегию собственного поведения. Поэтому для достижения успеха юный шахматист должен не только хорошо знать теорию и владеть техникой игры, но и обладать умением проникать во внутренний мир соперника, понимать его намерения.
Целью программы: является формирование у юных шахматистов психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых воспитанниками необходимых в шахматном деле интеллектуальных и личностных знаний.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- Обеспечить в ходе занятия усвоение основных тем предмета;
- Обеспечить в ходе выполнения заданий закрепление изученных тем.
Воспитательные задачи:
· Содействовать в ходе занятий формированию нравственных качеств личности юного шахматиста;
· Способствовать воспитанию у детей эстетических взглядов, убеждений;
· Содействовать воспитанию трудолюбия и отзывчивости у детей вовремя игры;
· Закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
· Развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.
· Мотивировать шахматиста на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков.
Развивающие задачи:
- Развитие мыслительных операций анализа и сравнения (сопоставления) у юного шахматиста;
- Содействовать развитию восприятия, наблюдательности и мышления у шахматиста;
- Способствовать развитию смысловой памяти и воображения во время игры в шахматы;
- Содействовать развитию волевых качеств: настойчивость в достижении целей, доведение начатого до конца, решительность, целеустремленность;
- Способствовать развитию эмоций воспитанников: радость, удивление, игровых моментов;
- Развитие раскованности и одновременно сосредоточенности;
- Способствовать развитию произвольности, способности к сосредоточению, самоконтролю и вниманию;
- Содействовать развитию выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей;
- Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
- Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия внимания, памяти, мышления, воображения).
Этапы реализации программы:
Этап– (1 год обучения)
Первый этап предполагает изучение внутреннего мира юного шахматиста, развитие личностных и интеллектуальных способностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психологических заданий. Обучающиеся учатся строить личностный портрет.
этап – учебно-развивающий (2 год обучения)
Во втором этапе усилена практическая направленность шахматиста. Большое внимание уделяется личностной и интеллектуальной психодиагностике. Направленность каждого занятия на конечный результат. Поощрение обучающихся в ходе учебного процесса и по итогам работы за год.