Практическое занятие по теме 8. Самоубийство как крайняя форма девиантного поведения

Цель: сформировать необходимые знания, умения и навыки в области профилактики и борьбы с суицидом.

Вопросы к обсуждению:

1) Охарактеризуйте состояние социального и психологического здоровья населения России.

2) Выделите причины самоубийств, характерные для различных социально-демографических групп.

3) Раскройте условия проявления суицидального поведения.

4) Раскройте типы самоубийств.

5) Выделите основные подходы к профилактике суицидального поведения.

Задания к практическому занятию:

Творческое задание:

Подготовить словарь по данной теме (работа с терминами).

Подготовить интеллект карту по теме исследования.

Разработать пакет диагностического инструментария, направленный на изучение склонности к суицидальному поведению.

Темы электронных проектов:

Проблемы социального и психологического здоровья населения России, причины суицидального поведения.

Суицидальное поведение: его типы и условия проявления.

Опыт работы с людьми, имеющими психологические отклонения, и по предупреждению самоубийств.

Возрастные особенности суицидального поведения.

Суицидальная мотивация.

Рекомендуемая литература:

1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издатель­ ский центр «Академия», 2006. — 288с.

2. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие/С.В. Книжникова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 363с.

3. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2007. — 185 с. — (Высшее образование).

6.2. Задания и упражнения для самостоятельной работы

1. В чём сущность девиации как общественного явления?

2. Какие основные формы девиации существуют?

3. В чём причины девиантного поведения?

4. В чем причины социальных отклонений в сфере морали?

5. Какие основные формы социальных отклонений в сфере морали существуют?

6. В чем заключается роль социального педагога по предотвращению социальных отклонений в сфере морали?

7. В чем причины наркомании и токсикомании?

8. Как происходит профилактика и борьба с наркоманией и токсикоманией?

9. В чём заключается роль социального педагога в профилактике токсикомании и наркомании?

10. В чем причины пьянства и алкоголизма?

11. Как происходит профилактика и борьба с пьянством и алкоголизмом?

12. В чём заключается роль социального педагога в профилактике алкоголизма и пьянства?

13. Как проходит работа по предотвращению правонарушений?

14. В чём роль социального педагога в работе по предотвращению правонарушений?

15. Какие существуют уровни воспитательно-профилактического воздействия на преступника? - В чём различие насилия, жестокости и агресси?

16. В чём причина насилия и преступности как форм поведения?

17. Как происходит профилактика насилия в обществе?

18. В чём причины социального паразитизма?

19. Каковы виды и последствия социального паразитизма?

20. Как происходит борьба с цоциальным паразитизмом?

21. В чем роль социального педагога в борьбе с паразитизмом?

22. В чём причины суицида?

23. Каковы признаки суицидальных наклонностей?

24. Как происходит профилактика и предотвращение суицида?

25. Какова роль социального педагога в профилактике суицида?

6.3. Перечень тем докладов и сообщений студентов

1. Содержание социальной работы с людьми, склонными к злоупотреблению алкоголем.

2. Насилие и агрессия: понятия, виды, их взаимоотношение.

3. Причины и последствия проявления насилия и агрессии.

4. Социально-политическое насилие.

5. Жестокость и насилие в семье.

6. Агрессия в молодежной среде.

7. Жестокость и насилие по отношению к детям: причины, формы, по­следствия.

8. Роль социальных служб по предупреждению распространения насиль­ственного поведения и в оказании помощи пострадавшим от насилия и агрессии.

9. Социальный паразитизм как общественное явление.

10. Причины социального паразитизма как формы девиантного поведения.

11. Социальные институты общества и их деятельность по преодолению социального паразитизма. Отечественный и зарубежный опыт: достижения, проблемы и перспективы.

12. Проблемы социального и психологического здоровья населения России.

13. Самоубийство как социальное явление.

14. Причины и мотивы суицидального поведения.

15. Особенности и причины суицидального поведения детей и подростков.

16. Особенности и причины суицидального поведения молодежи.

17. Опыт работы с людьми, имеющими психологические отклонения.

6.4. Перечень тем для рейтинговой работы и методические рекомендации по ее выполнению

Рейтинговая работа выполняется в форме реферата по следующим темам:

1. Обострение проблем девиантного поведения в условиях нестабильности, кризисного состояния, войн и других потрясений в обществе.

2. Девиантное поведение как отклонение от принятых норм в обществе.

3. Формы и виды девиантного поведения позитивного и негативного ха­рактера.

4. Зарубежные и отечественные исследователи о проблемах отклоняющегося поведения.

5. Причины девиантного поведения.

6. Роль государства в преодолении отрицательных форм отклоняющегося поведения в обществе.

7. Роль семьи в преодолении отрицательных форм отклоняющегося поведения в обществе.

8. Роль образования, культуры в преодолении отрицательных форм от­клоняющегося поведения в обществе.

9. Конкретизация взаимосвязи социальных институтов и девиантного поведения людей на материалах российской действительности.

10. Законодательная деятельность по предупреждению и смягчению форм отклоняющегося поведения.

11. Технологии борьбы с отклоняющимся поведением.

12. Организация деятельности социальных служб в центре и на местах, по преодолению и смягчению форм девиантного поведения.

13. Актуальные проблемы нравственного воспитания.

14. Типология личности потребителя наркотиков.

15. Деятельность по предотвращению и избавлению несовершеннолетних и молодежи от наркотической зависимости.

16. Причины и последствия употребления алкоголя в различных социально-демографических группах.

Требования к оформлению реферата

Тема для реферата выбирается студентом самостоятельно и согласуется с преподавателем. Для реферата обычно рекомендуют использовать 5-8 источников литературы.

Рекомендуют следующие этапы работы:

- Определите и выделите проблему, которая стоит в данной теме.

- Изучите поставленную проблему, используя первоисточники.

- Проведите обзор выбранной для чтения литературы.

- Изложите материал, соблюдая собственную логику.

Структура реферата:

Первая часть - это введение. Изложите цель и задачи своей работы. Выделите проблему, а также отразите ее актуальность. Предполагаемый примерный объем введения составляет 1-2 страницы.

- Основная часть - это второй блок в структуре реферата. Отразите свою точку зрения по проблеме, которая основана на анализе научной литературы. Предполагаемый объем основной части - 12-15 страниц.

- Заключение - третья структурная единица реферата. В заключении необходимо сделать выводы и предложить свои рекомендации по проблеме. Самое главное - это четкость и ясность мысли. Содержание заключения рекомендуют разбить на понятные пункты. Объем заключения обычно составляет 1-3 страницы.

- Список используемой в работе литературы располагается в алфавитном порядке.

Оформление реферата: работа с текстом

- Размер шрифта - 12-15 пунктов.

- Шрифт - Times New Roman (обычный).

- Междустрочный интервал - 1,5-2.

- Размер левого поля - 30мм

- Размер правого поля - 10мм

- Размер верхнего и нижнего полей - 20мм

Не ставьте точку в конце заголовка. Все заглавия принято выделять жирным шрифтом. Заголовок первого уровня - 16 шрифт. Заголовок второго уровня - 14 шрифт. И заголовок третьего уровня - 14 шрифт, курсив.

Расстояние между концовкой главы или параграфа и следующим заголовком составляет три интервала. После завершения работы необходимо составить автоматическое оглавление, так как это сэкономит ваше время и будет соответствовать требованиям к оформлению реферата. Чтобы сделать автоматическое оглавление, необходимо проставить все главы в вашей работе, как заголовки разного уровня. Это правильное оформление реферата.

Текст печатают на одной стороне страницы. Ссылки, примечания обозначают или в самом тексте, или внизу страницы. Для оформления ссылок можно использовать стандартные средства Microsoft Word.

Все страницы без исключения должны быть пронумерованы. В том числе и титульный лист. Цифры, обозначающие страницы, принято ставить вверху и по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставится.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Фонд оценочных средств, включая тестовые оценочные задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) приведен в Приложении 1 к рабочей программе дисциплины.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает следующие разделы:

- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Для обеспечения непрерывного контроля освоения обучающимися элементов основных профессиональных образовательных программ, комплексной оценки результативности учебной деятельности обучающихся в течение семестра в университете применяется балльно-рейтинговая система.

Учебный рейтинг по дисциплине в семестре складывается из рейтинга текущего контроля успеваемости (далее – Rтк) и рейтинга промежуточной аттестации (далее – Rпа) и рассчитывается по формуле: Rуд = Rтк X 0,4+ Rпа X 0,6, где 0,4 - весовой коэффициент Rтк; 0,6 – весовой коэффициент Rпа.

Rтк определяется своевременностью, количеством и качеством, выполненных рейтинговых мероприятий, в которые входят: посещаемость (далее – Rп), активность на семинарских/практических занятиях (далее – Rспз), контроль самостоятельной работы (далее – Rср) и рубежный контроль освоения учебного материала по модулям учебной дисциплины (далее – Rрк).

Выставление баллов обучающимся за каждое рейтинговое мероприятие в ходе Rтк осуществляется раздельно по 100-балльной шкале (от 0 до 100) и рассчитывается по формуле:

Rтк = Практическое занятие по теме 8. Самоубийство как крайняя форма девиантного поведения - student2.ru , где n - количество рейтинговых мероприятий по учебной дисци-плине.

Самостоятельная работа обучающегося в ходе контактной (внеаудиторной) работы включает выполнение рейтинговой работы: расчетно-аналитических заданий, домашних творческих заданий, групповых проектов, рефератов и контрольных работ и др.).

Перерасчет баллов из 100-балльной в традиционную 4-х балльную систему оценивания осуществляется по следующей шкале:

- «неудовлетворительно» – 54 балла и менее;

- «удовлетворительно» – от 55 до 70 баллов;

- «хорошо» – от 71 до 89 баллов;

- «отлично» – от 90 до 100 баллов.

Пример вопросов ТОЗ для контрольного рубежа в рамках текущего контроля:

Структура ТОЗ и контролируемые компетенции для учебной дисциплины «Девиантное поведение молодёжи»:

п/п Контролируемые модули Коды контролируемых компетенций Кол-во тестовых заданий
Задания А (тесты закрытой формы) Задания В (тесты открытой формы) Задания С (кейс-задания)
Модуль 1. Девиация и общество ПК-16 15 10 5
Модуль 2. Наркомания и алкоголизм ПК-16 15 10 5
Модуль 3. Криминальные формы девиации ПК-16 15 10 5
Модуль 4. Диагностика семейных отношений ПК-16 15 10 5
  Всего   60 40 20

Время выполнения задания – 1 час 30 минут.

Примерные варианты тестовых оценочных заданий (ТОЗ) для контрольного рубежа в рамках текущего контроля:

V2: Задания А

V3: Однозначный выбор

S: Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска возникает на стыке двух наук. Это -

+: психология и социология

-: психология и антропология

-: психология и физиология

-: психология и технология

S: это античный философ, рассматривая в собственных трактатах социальное поведение человека, исходил из его физиологической природы, соединяющей в себе 3 доли: голову, сердце и живот. Это -

+: Платон

-: Сократ

-: Аристотель

-: Диоген

S: к первым собственно социально-психологическим теориям второй половины XIX в. относятся

+: психология народов

-: психология конфликтов

-: психология толпы

-: психология лидерства

S: автором теории инстинктов социального поведения является

+:У.МакДугалл

-: М.Лацарус

-: Х.Штейнталь

-: Г.Лебон

S: Исследованиями в отечественной социальной психологии занимались

+: Г. Андреева, Б. Парыгин, А. Бодалев

-: А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Б. Зейгарник

-: Л. Обухова, Л. Божович, Д. Эльконин

-: Д. Майерс, Дж. Роттер, А. Бандура

V3: Наиболее правильный выбор

S: К объектам социальной психологии относятся

+: [100] личность в группе, малые группы, взаимодействие человека с группой

+: [60] взаимодействие групп людей, интеллектуальные особенности людей, большие социальные группы

+: [10] психологические особенности учащихся, возрастные периодизации, внимательность

+: [30] конфликты, эмоции, мысли

S: К видам наблюдения как эмпирического метода социальной психологии относятся

+: [100] стандартизированное, включенное, непосредственное

+: [60] опосредованное, нестандартизированное, лабораторное

+: [10] аппаратное, латентное, естественное

+: [30] включенное, видовое, естественное

S: К наукам, развитие которых в 19 веке способствовало накоплению социально-психологических идей, относятся

+: [100] антропология, археология, криминология

+: [60] психология, социология, педагогика

+: [10] педагогика, конфликтология, этика

+: [30] языкознание, педагогика, литература

S: К первым собственно социально-психологическим теориям относятся

+: [100] психологии народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения

+: [60] психологии народов, психология масс, психология толпы

+:[10] психологии народов, психология инстинктов, психология эмоций

+: [30] психологии народов, психология толпы, психология инстинктов

S: Парыгин Б.Д. в своей классификации выделяет 3 группы методов. К ним относятся

+: [100] методы воздействия, методы исследования, методы контроля

+: [60] методы воздействия, методы исследования, методы оценки

+:[10] методы воздействия, методы оценки, методы описания

+: [30] методы воздействия, методы оценки, методы изучения

V3: Множественный выбор

S: К социальным инстинкта МакДугалл относил

+: бегство

+: любознательность

+: агрессивность

-: любовь

S: К первым собственно социально-психологическим теориям, разработанным во второй половине XIX – первой половине XX века относятся

+: Теория инстинктов социального поведения

+: Теория психологии народов

+: Теория психологии масс

-: Теория сексуального развития

S: В разработке психологии народов принимали участие

+: В.Вундт

-: Г.Тард

+: М.Лацарус

+: Г.Штейнталь

-: Г.Лебон

S: Первые отечественные монографии по социальной психологии был написаны

+: Б.Д.Парыгиным

+: Е.С.Кузьминым

+: А.А. Бодалевым

-: Г.М. Андреевой

S: К основным парадигмам социальной психологии относятся

+: когнитивизм

+: интеракционизм

+: бихевиоризм

-: функционализм

V2: Задания В

V3: Вписать правильный ответ

J: _____________ наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп

+: Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска

+: соц* психол*

J: _____________ исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в обществе

+: парадигма

+: п*р*д*гма

J: _____________ разочарование, обусловленное неосуществленными ожиданиями

+: фрустрация

J: _____________ готовность к выполнению какого-либо действия

+: Аттитюд

+: Аттитюды

+: Ат**тюд

V3: Установить соответствие

Q: Установите соответствие между автором и социально-психологической теорией

L1: Адорно

L2: К.Левин

L3: Л.Фестингер

L4: Г.Келли

L5: Дж. Мид

R1: Теория авторитарной личности

R2: Теория поля

R3: Теория когнитивного диссонанса

R4: Теория каузальной атрибуции

R5: Теория символического интеракционизма

Q: Установите соответствие между методом и областью его применения

L1: Наблюдение

L2: Эксперимент

L3: Опрос

L4: Социометрия

L5: Социально-психологические тесты

R1: изучение образа жизни

R2: изучение группового принятия решений

R3: изучение общественного мнения

R4: диагностика межличностных и внутригрупповых отношений

R5: социально-психологические свойства личности

Q: Установите соответствие между наукой и ее предметом изучения

L1: Антропология

L2: Криминология

L3: Этнография

L4: Языкознание

R1: происхождение и эволюция человека

R2: преступность, ее причины, личность преступника

R3: происхождение (этногенез) народов

R4: человеческий естественный язык

Наши рекомендации