Часть 5. социальная психология

Причины возникновения психологии. Изменение социальной реальности в начале 20 века как причина возникновения социальной психологии. Накопленные знания в смежных науках и психологии как причины возникновения социальной психологии (В. Вундт, Г. Лебон, Ж.Г. Тард, эксперименты Н. Триплета, М. Рингелмана, Г. Олпорта, В. Меде, М. Бехтерева).

Предмет социальной психологии. Определение предмета социальной психологии по Г. Олпорту.

Детерминанты поведения человека: культура и природа. Генетический материал как природная детерминанта поведения человека. Среда как детерминанта поведения человека. Теория двух факторов.

Особенности человека как культурного и социального существа. Отличие человека от других социальных животных. Специфика человека как культурного существа. Особенности структуры психики вследствие специфики человека как социального и культурного существа. Теория дуплексной психики.

Представление о концепции «другие в первую очередь» (“people first”).

Понятие о «Я» (“Self”). Структурный подход к анализу «Я» (самосознание, межличностное «Я», активное «Я»; измерение «независимости» и «взаимозависимости»). Функциональный подход к анализу «Я»: система социальных ролей.

Самосознание. Функции самосознания. Теории формирования самосознания (теория зеркального «Я» Ч. Кули, теория «прямого доступа», теория социального сравнения Л. Фестингера, теория самовосприятия). Мотивы поиска информации о себе (мотив «самовозвеличивания», стремление формирования сбалансированной системы самосознания, мотив получения оценки).

Психология общения:

Общение как коммуникация. Структура общения как коммуникации. Схема коммуникативного акта. Коммуникативные барьеры (семантический, эмоциональный, барьер отношений, речевой барьер, когнитивный барьер, физический барьер). Невербальная коммуникация (кинесика, такесика, проксемика). Пространственная организация коммуникантов. Мимика. Взгляд (продолжительность взгляда, частота обмена взглядами и направление взгляда). Поза.

Общение как взаимодействие:

Символический интеракционизм Дж. Мида. Понятие коммуникации в концепции Дж. Мида. Понятие «значимого символа» в концепции Дж. Мида. Понятие роли в концепции Дж. Мида. Развитие человека в понимании Дж. Мида. Структура личности в теории символического интеракционизма. Направления символического интеракционизма: чикагская и айовская школы.

Транзактный анализ Э. Берна:

Характеристика эго-состояний «Родителя», «Взрослого», «Ребенка». Понятие «транзакции». Виды транзакций (параллельные, пересекающиеся, скрытые). «Законы» общения в транзактном анализе по Стюарту Я., Джойсу В.

Общение как перцепция. Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия). Эффекты социальной перцепции (эффект ореола, эффект первичности, эффект новизны, явление стереотипизации)

III. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Воззрения различных психологических школ на природу человека.

Занятие проводится в формате дискуссии; студенты делятся на подгруппы. Каждая подгруппа представляет одну из психологических школ: бихевиоризм, гешальтпсихология, психоанализ, экзистенциально-гуманистическое направление.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. − М.: Эксмо, 2007. − 576 с.

2. Пиз А. Язык телодвижений. − М.: Эксмо, 2007. − 272 с.

3. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. − М.: Академический проект, 2008. − 224 с.

4. Экман П. Психология лжи. − СПб.: Питер, 2008. − 272 с.

Дополрительная

1. Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней. − М.: Изд-во МГУ, 1990. − 367 с.

2. Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. − СПб.: Питер, 2003. − 448 с.

3. Марцинковская Т. Д. История психологии. 4-е изд. − М.: Академия, 2004. − 544

4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. − М., 1994.

5. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека. С. 63-69 // Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. −М.: Изд-во МГУ, 1980. −364 с.

6. Узнадзе Д. Н. Общая психология. − СПб.: Питер, 2004. − 413 с.

Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. − М.: Академия, 1996. − 416 с.

Семинар 2. Психология внимания и памяти.

Подготовка студентами докладов по фундаментальным статьям:

1. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания.

2. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте.

3. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени.

4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность.

5. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание.

6. Рубинштейн С.Л. Память.

7. Бергсон А. Две памяти: узнавание образов, память и мозг.

8. Вундт В. Сознание и внимание.

9. Джемс У. Внимание.

10. Черри К. Загадка застольной беседы.

11. Бродбент Д. Внимание и восприятие речи.

12. Найссер У. Внимание и проблема емкости.

13. Гальперин П.Я. К проблеме внимания.

14. Выготский Л.С. Психология и педагогика внимания.

Рекомендуемая литература:

1. Боднар А. М. Общая психология (память): Учебно-методическое пособие. − Екатеринбург, 2006.

2. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. − М., 1982.

3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М.: Высшая школа, 2002.

4. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. − М.: Изд-во МГУ, 1979. − 272 с.

5. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. − М., 1995.

6. Лурия А. Р. Внимание и память. − М., 1975.

7. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. − М., 1981.

8. Узнадзе Д. Н. Общая психология. Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе. Под ред. Имедадзе И. В. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004. − 413 с.

9. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. − М., 1976..

Психология внимания. Хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.

Семинар 3. Возрастная психология.

Подготовка студентами сообщений по фундаментальным статьям:

1. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту.

2. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни.

3. Выготский Л.С. Кризис трех лет.

4. Выготский Л.С. Кризис семи лет.

5. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие.

6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.

7. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности.

8. Эльконин Д.Б. Особенности стадий развитий личности на примере подросткового возраста.

9. Эльконин Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте.

10. Эльконин Д.Б. Социальная природа ролевой игры.

Рекомендуемая литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. − М.: Эксмо, 2007. − 576 с.

2. Выготский Л. С. Психология. − М.: Эксмо-Пресс, 2000. − 1008 с.ъ

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Том 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. − М.: Педагогика, 1983. − 368 с.

4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. − М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. − 400 с.

5. Крайг Г. Психология развития. − СПб.: Питер, 2000. − 992 с.

6. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. − М.: Социально-Психологический Центр, 1996. − 332 с.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ. − М.: АСТ, 2008. − 604 с.

8. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. − М.: Азбука, 2011. − 224 с.

9. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Семенюк Л. М. Под ред. Фельдштейна Д. И. 2-е изд., доп. и перераб. − М.: Институт практической психологии, 1996. − 304 с.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. − СПб.: Питер, 2006. − 607 с.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. − М.: Педагогика, 1989. − 560 с.

Семинар 4. Активное слушание.

Отработка на практике принципов активного слушания (по К. Роджерсу). Занятие проводится в групповой форме, студенты делятся на группы по три человека. В каждой группе, соответственно, три роли: наблюдатель, рассказчик и слушатель.

Задания:

1. Рассказчик выделяет в себе положительное качество. Слушатель стремится прояснить, какой именно смысл вкладывается в это качество рассказчиком. Слушатель руководствуется принципами активного слушания. Наблюдатель фиксирует успехи и ошибки в применении техники активного слушания. Затем происходит обсуждение в микро-группах, участники меняются ролями.

2. Рассказчик рассказывает о себе какую-либо историю. Слушатель стремится, применяя принципы техники активного слушания, побуждает рассказчика к дальнейшему раскрытию своего повествования. Наблюдатель фиксирует успехи и ошибки в применении техники активного слушания. Затем происходит обсуждение в микро-группах, участники меняются ролями.

Рекомендуемая литература:

1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. −М.: «Класс», 1998. −336 с.

2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. Исенина Е.И. − М.: Прогресс, Университет, 1994. − 480 с.

3. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. −М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. − 512 с.

Семинар 5. Экспериментальное исследование проблемы власти и подчинения.

Групповая дискуссия по проблемам власти и подчинения, проблеме тоталиарно-империалистических режимов 20 века.

Рекомендуемая литература:

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. − СПб.: Питер, 2006. − 607 с.

2. Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. −СПб.:

3. «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. 5-е международное издание. −416 с.Райх В. Функция оргазма. − М.: Университетская книга; СПб.: АСТ, 1997. − 304 с.

4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Пер. с англ. Драбкиной Т. С. − М.: РИМИС, 2008. − 608 с.

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

1. Транзактный анализ Э. Берна.

2. Бихевиоризм и его направления.

3. Психология лжи по П. Экману.

4. Основные принципы гештальтпсихологии.

5. Методики диагностики свойств внимания у взрослых.

6. Методики диагностики свойств внимания в детском возрасте

7. Понятие «ведущей деятельности». Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

8. Теории когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд − П. Танненбаум).

9. Атрибутивные процессы.

10. Фундаментальные и мотивационные ошибки атрибуции.

11. Техника активного слушания по К.Р. Роджерсу.

12. Мышление. Виды и формы мышления. Интеллект.

13. Речь. Виды речи. Взаимосвязь мышления и речи.

14. Эмоции и чувства. Функции, виды и формы эмоций.

15. Понятие личности в психологии. Структура личности.

16. Развитие личности в онтогенезе.

17. Темперамент. Общее понятие темперамента. Концепции темперамента.

18. Характер. Общее представление о характере. Понятие акцентуации характера.

19. Способности. Формирование способностей. Талант.

20. Понятие социального стереотипа. Ошибки «быстрой категоризации».

21. Общение как коммуникация.

22. Символический интеракционизм (Дж. Мид, чикагская и айовская школы).

23. Механизмы общения как перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия).

24. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Экспериментальные исследования.

25. Теория личностных конструктов Дж. А. Келли.

26. Стадии развития малой группы.

27. Социальная установка как краеугольный камень социальной психологии 60-х гг.

28. История исследований малой группы в социальной психологии.

29. Индивидуальная психология А. Адлера.

30. Позитивная психология М. Селигмана

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Развитие психологии в рамках философии (Гиппократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт).

2. Идеи бихевиоризма и его основные представители (Э. Толмен, Э. Торндайк, Ф.Б. Скиннер).

3. Ортодоксальный психоанализ З. Фрейда. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер).

4. Психология памяти: факторы, влияющие на забывание.

5. Психология памяти: факторы, влияющие на воспроизведение.

6. Психология внимания: феномены, влияющие на внимание отрицательно.

7. Определения внимания. Виды и характеристика непроизвольного внимания.

8. Определения внимания. Виды и характеристика произвольного внимания.

9. Свойства внимания и их характеристика.

10. Психофизика сенсорно-перцептивных процессов: ощущения и их свойства.

11. Психофизика сенсорно-перцептивных процессов: восприятие и его свойства.

12. Абсолютные пороги чувствительности.

13. Дифференциальные пороги чувствительности. Правило Бугера-Вебера.

14. Психофизический закон Г.Т. Фехнера и С.С. Стивенса.

15. Теория психосоциального развития Э. Эриксона.

16. Генетическая теория развития мышления Ж. Пиаже.

17. Социальная психология: причины и истоки возникновения; предмет социальной психологии.

18. Особенности человека как социального и культурного существа. Теория дуплексной психики.

19. Структура Я (Self).

20. Самосознание. Теории формирования самосознания. Мотивы поиска информации о себе.

21. Психология общения: общение как коммуникация.

22. Общение как интеракция: символический интеракционизм.

23. Общение как интеракция: транзактный анализ.

24. Общение как перцепция. Механизмы перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия). Эффекты социальной перцепции (эффект ореола, эффект первичности и новизны, явление стереотипизации).

25. Кризис первого года жизни (по Л. С. Выготскому).

26. Кризис трех лет (по Л. С. Выготскому).

27. Кризис семи лет (по Л. С. Выготскому).

Наши рекомендации