Конфликты в сфере культуры и религии.

КОНФЛИКТ РЕЛИГИОЗНЫЙ — 1) конфронтация групп верующих и клира на основе религиозных мо­тивов в рамках одной церкви или религиозного объе­динения; 2) временное обострение либо состояние хронической напряженности в отношениях догмати­чески и организационно самостоятельных церковно- религиозных структур, религиозных объединений и соответствующих групп верующих, идеологически мотивируемое религиозными соображениями каждой из противостоящих сторон.В первом случае основа­ния конфронтации чрезвычайно разнообразны. В ос­нове ее могут лежать обрядовые новшества, утрата религиозного авторитета теми или иными священ­нослужителями (см. Авториторизм религиозный), кон­фликт интерпретаций некоторых положений богослу­жебной, религиозно-нравственной и даже богослов- ско-философской литературы, изменения канонически предусмотренного соподчинения в церковной иерар­хии, несогласие с политической ориентацией церков­ного руководства, честолюбивые притязания, борьба самолюбии и т. д. Иногда возникающие по указанным мотивам разногласия не получают резонанса за рамка­ми конкретной общины, подвергающейся риску рас­кола или распада. Однако нередко их инициаторы от­ражают массовое общественное недовольство; обуслов­ленное обычно церковно-государственной и обще­ственной дискриминацией в той или иной форме, — больших социальных групп по расовым, половым, эко­номическим, этно-национальным, классовым, поли­тико-государственным, социокультурным и иным — внерелигиозным по своей сути — критериям. В этом случае раскол охватывает ряд религиозных общин; воз­никшие в результате его религиозные группы ищут возможности сотрудничества и даже объединения на основе догматическо-обрядового сходства и соображе­ний тактической целесообразности. Напротив, укло­нившиеся от этой повторной реинтеграции обречены на самоизоляцию, либо на роль вечных обличителей «неправды», т. е. религиозных диссидентов (протопоп Аввакум и другие). Периодически их деятельность ве­дет к возобновлению церковных «смут», «настроений» и к опасности новых расколов. Причины К. р. второго типа связаны с процессами экономической, геополи­тической и социокультурной экспансии (завоевания, миссионерство, прозелитизм), встречающей активное сопротивление больших групп населения, народов и государств», ставших ее объектами. В традиционных обществах религиозная мотивация консолидирует и мобилизует каждую из противостоящих сторон, низ­водит враждебность к противнику до уровня «бытово­го явления», слепого предрассудка и предубеждения («ев­реи нашего Христа распяли», «мусульмане захватили христианские святые места», «православные оскверняют мусульманские кладбища» и т.д.). При исторически сложившемся противостоянии культур и цивилиза­ций, каждую из которых освящают «свои» религиоз­ные авторитеты, даже незначительные изменения в соотношении их сил сопровождаются, как правило, оживленной религиозной агитацией вплоть до объяв­ления «священных войн», «крестовых походов» и т. д. В настоящее время эти процессы типичны для тех рай­онов земного шара, где транснациональные монополии проникают в традиционалистские уклады обществен­ной жизни и угрожают их существованию, в ситуациях противоборства сепаратизма и централизованной го­сударственной власти, а также в зонах традиционного стратегического противоборства великих держав, где религиозный фактор столетиями обеспечивал консо­лидацию коренного населения на позициях защиты традиционных ценностей.

Конфликты в сфере культуры связаны преимущественно с борьбой знаний, представлений, веровании и ценностей. На первом месте - проблемы толкования и понимания смысла жизни, ее содержания, добра, справедливости, реализации свободы, равенства, прав и обязанностей личности общества.

КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ - критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между различными сообществами.
Если в основе других видов конфликтов лежат, как правило, противоречия прагматических и утилитарных интересов сторон (экономических, политических, статусноролевых, тендерных, кровно-родственных), то культурный конфликт специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил осуществления той или иной социально значимой деятельности.

Этнические конфликты.

При развитии и усложнении общества и общественных отношений увеличиваются коммуникационные каналы, сферы влияния. Нарушается замкнутость и целостность какой бы то ни было социальной группы или общности. Культура интегрируется и становится интернациональной, все современное общество участвует в процессе глобализации. Все описанные явления увеличивают вероятность возникновения этнических, расовых и религиозных конфликтов в обществе.

Объединение этносов или рас иногда происходит демократичным и естественным путем, но чаще вызывает социальную напряженность истолкновения. Ведь любая общность стремится к сохранению своей уникальной культуры и истории, активно борется за свою территорию и самобытность.

В зависимости от уровня самосознания этнос может поразному реагировать на социальные изменения. Этноцентрические группы наиболее конфликтны. В своей борьбе могут использовать религиозные принципы и установки, следовательно, вовлекать новых участников в конфликтную ситуацию.

Выделяют основные группы причин этнических, религиозных и расовых конфликтов:

– причины этнопсихологического фактора;

– политические факторы;

– социальноэкономические причины;

– социокультурные факторы и различия.

Разрушение привычного уклада общественной и культурной жизни этноса вызывает оборонительную или защитную реакцию этого этноса. Так как потеря прежних ценностей однозначно предполагает доминирование новых привносимых ценностей и норм, ассимилируемый этнос воспринимает свою культуру как второстепенную и подавляемую. Это объясняет этнопсихологические факторы и возникающие в связи с ними конфликты.

Появление новой этнической группы или религиозного движения способствует созданию новых политических лидеров – политические факторы. Социальноэкономическое положение той или иной социальной группы или этноса в конкретный исторический период влияет на общее положение группы в межгрупповых отношениях либо вызывает напряженность, и бедственное экономическое положение негативно отражается на восприятии этносом любых действий, направленных на него, либо характер взаимоотношений с другими этносами и социальными группами проецирует существующую дискриминацию, которая создает условия для возгорания конфликта.

Конфликты, возникающие по причине социокультурных различий , наиболее остры и продолжительны, так как происходят вследствие насильственного разрушения культурных различий. Ассимилируются и разрушаются религиозные, языковые и другие культурные нормы. Все это дезинтегрирует этнос и поэтому встречает сопротивление.

В зависимости от особенностей противоречащих сторон выделяют 2 класса этнических конфликтов: «горизонтальные» – между этническими группами; «вертикальные» – между этнической группой и государством. Этнический конфликт – это динамично меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющаяся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

а) начавшейся этноизбирательной эмиграцией из региона, существенно изменяющей местный этнодемографический баланс в пользу «других», остающихся этнических групп;

б) создания политической организации, декларирующей необходимость изменения существующего положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов власти и/или политическую мобилизацию другой (других) местной этнической группы в защиту статус-кво, вполне удовлетворяющего последних;

в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.

Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы (групп), с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающуюся в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.

Этнические конфликты чаще всего различают по их приоритетным целями. Если их расположить по нарастающей сложности достижения компромисса или урегулирования, типология будет выглядеть следующим образом: 1) культурно-языковые конфликты, связанные со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры в условиях прогрессирующей аккультурации, которая неизбежно приводит к постепенному «размыванию» этнокультурной идентичности; 2) социально-экономические конфликты, в которых выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами («богатыми» и «бедными»), предоставления квот «коренному населению» во властных группах или элитных слоях, распоряжения природными ресурсами в интересах той этнической группы, на территории которой они находятся; 3) статусные конфликты, связанные с выдвижением требований по изменению (повышению) политического статуса и объема властных полномочий той или иной этнотерриториальной автономии, чаще всего возникающие в условиях организации государства на принципах национально-территориального федерализма; 4) территориальные конфликты между отдельными автономиями в пределах единого политического пространства федеративного государства или этнической группой, не имеющей (лишенной) собственного образования, с одной стороны, и автономией или государством в целом, с другой стороны. Такого рода конфликты, уже предполагают существенную «перекройку» внутри этнополитического пространства; 5) сецессионные конфликты, в которых выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним («материнским» или «родственным») государством. Решение подобного конфликта возможно исключительно посредством изменения территориальных контуров данного политического пространства.

Наши рекомендации