Психология группы. К теме 2.9.
Вопросы:
1. Понятие «социальная группа».
2. Виды групп: большие и малые, формальные и неформальные, условные и реальные, референтные, нереферентные и антиреферентные.
3. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация (просоциальная, асоциальная), корпорация (просоциальная, асоциальная), коллектив.
4. Основные особенности зрелого коллектива. Характер взаимоотношений в зависимости от уровня развития группы.
5. Понятие «малой группы». Характеристика малой группы.
6. Композиция группы, или ее состав.
Вопросы для самоконтроля.
1. Охарактеризуйте понятие «социальная группа».
2. Определите классификацию социальных групп.
3. Дайте определение малой группы.
4. Определите структуру малой группы (коммуникативная, социометрическая, структура межличностных отношений и социальной власти).
5. В чем заключаются динамические процессы в малой группе? Определите специфику их протекания.
6. Какие факторы влияют на процесс сплочения группы?
7. Охарактеризуйте особенности коллектива как высокоразвитой малой группы.
8. Почему не любую малую группу можно назвать коллективом?
Личность в системе межличностных отношений. К теме 2.10.
Вопросы:
1. Структура социальной власти в малой группе.
2. Позиция, статус, внутренняя установка и роль.
3. Лидерство и руководство: единство и различия.
4. Стиль руководства (управления) коллективом.
5. Сущность конфликта и его структура.
6. Классификация конфликтов.
7. Основные этапы конфликта.
8. Содержание управления конфликтами: прогнозирование, предупреждение, стимулирование и разрешение.
9. Характеристика основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
10. Методы исследования межличностных отношений в группах (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство, групповая сплоченность).
Вопросы для самоконтроля.
1. Определите понятие «лидер», «лидерство». В чем отличие лидерства от руководства?
2. Почему при авторитарном стиле руководства снижается активность и инициатива сотрудников, складывается неблагоприятный психологический климат в коллективе?
3. Где оправдан авторитарный стиль руководства?
4. Что такое конфликт? Какие виды конфликта Вы знаете?
5. Каким образом можно выявить доминирующую стратегию поведения в конфликте?
6. Какие Вы можете предложить рекомендации по конструктивному разрешению ситуации конфликта?
7. Что такое социометрический метод?
8. Какова технология применения социометрического метода для изучения межличностных отношений в группе?
Задание 1. Опишите реально существующую группу из вашего окружения по следующим параметрам: численный состав, тип группы по рассмотренным классификациям.
Задание 2. Разберитесь в причинах, которые являются источником ваших конфликтов с другими людьми.
Задание 3. Проанализируйте предложенные ситуации, определите структуру, охарактеризуйте динамику и предложите методы разрешения конфликта.
Ситуация 1. Руководитель вновь созданной типографии принял срочный заказ на изготовление серии плакатов во время предвыборной кампании. При обсуждении деталей выполнения заказа начальники цехов сообщили ему, что невозможно выполнить работу за столь короткий срок: только изготовление форм потребует большего времени. «Так печатайте без форм», – ответил директор, повергнув всех в легкий шок. Работа была выполнена в срок, но качество исполнения оставляло желать лучшего. При выяснении причин возник конфликт между работниками печатного и формного цехов, обвинявших в этом друг друга.
Ситуация 2. Когда в коллективе начались раздоры и возникла напряженная атмосфера, менеджер не придал этому значения, посчитав, что в любой общности людей время от времени случаются стычки и все само собой уладится. Впоследствии двое сотрудников, претендовавших на одну, более высокую должность, начали искать поддержку среди коллег, тем самым разделив коллектив на два противоборствующих лагеря.
Психологический практикум.
Методика.1. Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии (Дж. Морено).
Методика. 2. Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации (Методика К. Томаса - Р. Килмена).