Изучение свойств памяти. К теме 2.4.
Вопросы:
1. Понятие «память». Связь памяти с другими психическими процессами.
2. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
3. Виды памяти, критерии их выделения.
4. Кривая забывания Г. Эббингауза и ее модификации.
5. Индивидуальные различия в процессах памяти.
6. Тренировка и развитие памяти.
7. Использование знаний об особенностях памяти в профессиональной деятельности.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дайте определение памяти.
2. Какие основные закономерности памяти человека?
3. Дайте характеристику основным видам памяти.
4. Чем оперативная память отличается от кратковременной?
5. От чего зависит продуктивность произвольного запоминания?
6. Какие основные условия повышения продуктивности непроизвольного запоминания Вы знаете?
7. Почему краткие записи способствуют лучшему запоминанию материала?
8. Что такое «феномен Зейгарник»?
9. Как выглядит кривая забывания Г. Эббингауза?
10. Что нужно делать для того, чтобы предупредить забывание нужного материала?
11. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
12. Что такое мнемотехники и какие их виды существуют?
Задание 1. Предложите психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала.
Задание 2. Вспомните и опишите ситуации из своего собственного опыта, как Вы забывали неприятные и травмирующие для себя события. Были ли использованы при этом какие-либо специальные приемы или это происходило стихийно?
Задание 3. Подготовьте психологические рекомендации на тему «Как забыть неприятные события».
Задание 4. Спроектируйте психологические воздействия или жизненные ситуации, ориентированные на актуализацию следующих видов памяти:
§ кратковременной, долговременной, оперативной;
§ двигательной, эмоциональной, образной (зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной, осязательной), словесно-логической;
§ произвольной и непроизвольной.
5. Проанализируйте работу собственной памяти (виды, процессы, сильные и слабые стороны, возможные способы устранения затруднений). Разработайте программу совершенствования своей памяти.
Психологический практикум.
Методика 1. Исследование объема кратковременной памяти.
Методика 2. Исследование кратковременной, долговременной и эмоциональной памяти.
8.3. Изучение особенностей мышления. К теме 2.4.
Вопросы:
1. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности.
2. Виды мышления
3. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
4. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
5.Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности.
6. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека.
7. Роль мышления в жизни и деятельности человека.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные характеристики мышления.
2. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных?
3. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?
4. Охарактеризуйте основные виды мышления.
5. Чем отличается наглядно образное мышление от наглядно-действенного?
6. Какие формы мышления Вы знаете?
7. Дайте краткую характеристику мыслительным операциям.
Задание 1. Определите психологическое содержание заданных воздействии. На актуализацию каких мыслительных операции и видов мышления они направлены?
А. Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
Б. Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
В. Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
Г. Задание учащимся – найти сходство между предложенными чертежами.
Д. Задание начальника отдела кадров: распределить полученную документацию по основным разделам.
Е. Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
Задание 2. Опишите основные типы задач, которые приходится решать специалисту вашей будущей профессии. Определите, на какие мыслительные операции и виды мышления они ориентированы.
Задание 3. Предложите небольшие учебные задания, которые позволяли бы актуализировать учащимся мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация абстрагирование, сравнение). На каждую операцию 1-2 задания.
Психологический практикум.
Методика 1. Исследование рефлексивности мышления.
Методика 2. Исследование аналитичности мышления.
Методика 3. Исследование обобщения как мыслительной операции.
8.4. Воображение. К теме 2.4.
Вопросы:
1. Понятие «воображение».
2. Виды воображения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное).
3. Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация.
4. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения.
5. Связь творчества с воображением человека. Роль воображения в профессиональной деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологические объяснения.
2. Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить?
3. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса и других механизмов.
4. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?
5. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей деятельности.
6. В чем заключается связь сновидений с реальностью?
7. Охарактеризуйте и проанализируйте методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения.
Задание 1. Представьте себе свою будущую деятельность и укажите, какие требования она представляет к воображению.
Задание2. Напишите конкретные жизненные ситуации, учебные задания или психологические воздействия, позволяющие актуализировать различные виды воображения.