Психологическая характеристика речи

Одной из особенностей речи является ее многофункциональность (рис. 18).

Функции речи
Воздействия
Сообщения
Выражения
Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них
Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз
Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения
Обозначения
Состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия

Рис. 18. Функции речи

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах (рис. 19, 20).

Внутренняя
Внешняя
Формы речи  

Рис. 19. Формы речи

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее, как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно, внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Проговаривание – вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).

Собственно, внутренняя речь свернута. Она более похожа на конспект, содержащий основные, несущие смысл члены предложения (иногда это только одно сказуемое или подлежащее). Внутренняя речь является основой планирования как практической, так и теоретической деятельности. Поэтому, несмотря на ее фрагментарность, отрывочность, в ней исключены неточности при восприятии ситуации. Онтогенетически внутренняя речь является интериоризацией внешней речи и служит основой развития словесно-логического мышления.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Виды речи
Устная
Письменная
Диалогическая
Монологическая

Рис. 20. Виды речи

Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. У нее два подвида:

· монологическая речь – речь одного человека, в течение относительно длительного времени, излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Например, чтение лекции перед многочисленной аудиторией (когда отсутствует непосредственный контакт между лектором и слушателями) является характерным примером. Или монолог актера, который не прерываем ни репликами партнеров, ни, разумеется, вопросами зрителей.

· диалогическая речь – речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Это психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения. Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной и пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи – это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что, когда человек слушает, он повторяет про себя слова говорящего. Внешне это никак не проявляется, хотя при этом речевая деятельность присутствует.

Люди различаются по степени развития активной и пассивной речи. Один человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли, другой – прекрасно говорит, но совершенно не умеет слушать.

Диалогическое взаимодействие направлено прежде всего на взаимное ознакомление сторон с занятой позицией, на выяснение отношения к различным событиям, людям и т.д.

Письменная речь– речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).

Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

В речи можно выделить следующие ее свойства: содержательность, понятность, выразительность и действенность (рис. 21)

.

Свойства речи
Выразительность
Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности
Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения
Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной  
Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение  
Содержательность  
Понятность  
Действенность  

Рис. 14. Свойства речи

Уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи говорят о вербальной компетентности человека.

Знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, являются важными составляющими коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры, которую часто называют культурой речи.

Характерные нарушения речи

По манере речевого поведения следователь может судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психических отклонениях и расстройствах. Расстройства речи, возникающие при ранениях, опухолях и других нарушениях мозга, называются афазиями.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности.

В психологии описаны различные виды афазии (А.Р. Лурия):

· динамическая афазия, связанная с нарушением возможности строить фразы, хотя больной не ощущает трудности при повторе слов, названии предметов, в понимании языка;

· сенсорная афазия – утрата фонематического слуха, т.е. потеря связи между звуковым составом и значением слова;

· семантическая афазия – трудность находить слово и понимать семантическое отношение между словами (понимает слово «отец» и «брат», но не может понять, что означает «брат отца»);

· эфферентная, моторная афазия – разрушение структуры высказывания при сохранности отдельных слов (нарушен принцип последовательности).

В клинической психологии известны и другие нарушения речи:

· персеверация – многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

· логоррея – повышенная речевая активность, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;

· разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при правильной внешней грамматической форме;

· излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;

· резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждения вплоть до их полной бессмысленности.

Список рекомендуемой литературы

Абалакина М.А. Анатомия взаимопонимания [Текст] /М.А. Абалакина. – М.: Знание, 1990. – 64 с.

Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 288 с.

Батаршев А.В. Психология личности и общения [Текст] /
А.В. Батаршев – М.: Владос, 2003. – 248 с.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 199 с.

Бодалев А.А. Психология межличностного общения [Текст] /
А.А. Бодалев. – Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. – 89 с.

Вилсон Г. Язык жестов [Текст] / Г. Вилсон, К. Маккафлин. – СПб. Питер, 2000. – 224 с.

Егидес А.П. Лабиринты общения [Текст] / А.П. Егидес. – М.: Филинъ, 1999. – 386 с.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 159 с.

Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 104 с.

Лурия А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 319 с.

Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения [Текст] /
А. Меграбян. – СПб. Речь, 2001. – 253 с.

Мелибруда Е. Я – ты – мы: Психологические возможности улучшения общения [Текст]: пер. с пол. / Е. Мелибруда. – М.: Прогресс, 1986. – 254 с.

Ниренберг Г. Читать человека – как книгу [Текст] / Г. Ниренберг,
Дж. Калеро.– Баку: Сада, 1992. – 176 с.

Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам [Текст] / А. Пиз. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 272 с.

Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения [Текст] / А.В. Толстых. – Минск: Полымя, 1990. – 207 с.

Фаст Дж. Язык тела [Текст] / Дж. Фаст. – М.: Вече: Версей: АСТ, 1995. – 431 с.

Хомский Н. Язык и мышление [Текст] / Н. Хомский. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 122 с.


Наши рекомендации