Коммуникативная компетентность
И коммуникативная культура
Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые, вытекающие из стоящих задач и определяемые ими контакты с людьми. Коммуникативная компетентность включает в себя некоторую совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное протекание процессов общения (рис. 8).
В основе коммуникативной компетентности лежат не только владение сложными коммуникативными умениями и навыками, знание культурных норм и этикета в сфере общения, ориентация в коммуникативных средствах, освоенный ролевой репертуар в профессиональных рамках, но и особенности личности индивида в целом.
Во многом приобретение коммуникативной компетентности зависит от жизненного опыта, общей эрудиции человека. Эти источники имеют для личности различную субъективную значимость. Для совершенствования своего коммуникативного опыта человеку необходимо осознавать и оценивать свое поведение в разных ситуациях, оптимально используя при этом существующие
Представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях |
Это комплекс действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющей ей творчески использовать коммуникативные знания |
Это автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующие быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций |
Коммуникативные знания |
Коммуникативная компетентность |
Коммуникативные умения |
Коммуникативные навыки |
Рис. 8. Коммуникативная компетентность
По форме и содержанию коммуникативная компетентность человека непосредственно соотносится с особенностями выполняемых им социальных ролей.
Рассмотрим признаки, которые характеризуют людей с высокой коммуникативной компетентностью. К ним относятся:
§ быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;
§ стремление понять другого человека в контексте требований кон-
кретной ситуации;
§ установка в контакте не только на дело, но и на партнера, уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояний и возможностей;
§ уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в
ситуацию;
§ владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в
общении или передать ее партнеру;
§ умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позици-
ях, устанавливая и поддерживая требуемые деловые контакты независимо от сложившихся отношений, а иногда и вопреки;
§ знание использование культурных норм и ограничений в деловом общении.
Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно в деловой сфере, позволяющие устанавливать деловой контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта ряда личностных качеств (рис. 9).
Умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других |
Способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений |
Уважение, симпатия, умение понимать людей, даже не одобряя их поступки, готовность поддерживать других |
Способность быть самим собой в контактах с другими людьми |
Эмпатия |
Доброжелательность |
Аутентичность |
Качества личности, определяющие высокий уровень коммуникативной культуры |
Конкретность |
Умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы |
Инициативность |
Способность устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не ждать, когда другие начнут что-то делать |
Открытость |
Готовность открывать другим свой внутренний мир твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, дружелюбие |
Принятие чувства |
Рис. 9. Качества личности, определяющие высокий уровень
коммуникативной культуры
Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено прежде всего на развитие социально-психологических умений. Социально-психологические умения позволяют человеку:
§ психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение;
§ поддерживать общение, стимулировать активность партнера;
§ психологически точно определять «точку» завершения общения;
§ максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
§ прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;
§ психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника;
§ овладевать инициативой в общении и удерживать ее;
§ провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;
§ преодолевать психологические барьеры в общении;
§ снимать излишнее напряжение;
§ психологически и физически «соответствовать» собеседнику;
§ адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;
§ мобилизоваться для достижения поставленной коммуникативной задачи.