Семинар по теме 7. Методика организации семинарских и практических форм обучения.
Цель: закрепление лекционного материала, формирование системного представления о методах организации семинарских, практических и лабораторных занятий по психологии, развитие умений анализировать методику организации семинарских и практических занятий, формирование умений общения с аудиторией в процессе организации занятий, развитие умений устанавливать обратную связь с аудиторией, формирование умений осуществлять методический анализ эффективности семинарских и практических занятий.
Методы обучения: ситуационное моделирование, элементы деловой игры, дискуссия.
План семинара:
1. Целевая направленность семинарских занятий.
2. Методы организации семинарских занятий по психологии.
3. Интерактивные методы организации семинаров.
4. Функции семинаров в обучении психологии.
5. Особенности подготовки преподавателя к семинарским занятиям.
6. Анализ и оценка эффективности семинарского, практического и лабораторного занятия по психологии.
7. Специфика целей практических форм обучения психологии.
8. Дидактические средства организации практических занятий.
9. Психологический тренинг как метод организации практического занятия по психологии.
10. Особенности реализации опытов и демонстраций в ходе лабораторных занятий.
Домашнее задание:
1. Ознакомиться с литературой по теме.
2. Выполнить задания для самостоятельной работы по Теме 6 (представлены выше в разделе 4).
3. Заполнить таблицу:
Метод обучения | Цели | Процедура организации |
Психологический тренинг | ||
Деловая игра | ||
Имитационная игра | ||
Ролевая игра | ||
Дидактическая игра | ||
Мозговой штурм | ||
Синектика | ||
Ситуационное моделирование | ||
Метод инцидента | ||
Метод погружения |
4. Выбрать тему семинарского или практического занятия.
5. По выбранной теме составить план семинарского (или практического) занятия по психологии.
6. Подготовить методические материалы для проведения семинарского (или практического) занятия по психологии.
Литература: 1-3,6,11,15-17,22,32.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
План каждого семинарского занятия включает: тему семинара, цель, метод обучения, перечень вопросов к рассмотрению, номера источников из списка литературы, домашнее задание для подготовки к семинару. Подготовка к каждому семинарскому занятию предполагает повторение лекционного материала и работу с научной, учебной, справочной и методической литературой. Методы обучения, реализуемые на семинарах, могут быть следующие: дискуссия, деловая игра, ролевая игра, тренинговые методы, мозговой штурм, ситуационное моделирование и др.
В списке литературы, представленном в разделе 9.1, содержится некоторый избыток источников, создающий возможность самостоятельного выбора студентов и обусловливающий возможность развития способности ориентироваться в научной, учебной, справочной и методической литературе. Работа с литературой ориентирована на развитие компетентных предметных действий в анализе текстов, речевой компетентности как инструментов и средств осваиваемой профессиональной деятельности.
Список литературы включает основные и дополнительные источники. Такое деление носит условный характер, поскольку необходимая к усвоению информация представлена не только в учебной литературе (основных источниках), но, прежде всего, в дополнительной (монографиях и справочной литературе). Развитие предметной компетентности психолога с необходимостью предполагает работу с первоисточниками, - научными текстами, представленными в монографиях, хрестоматиях и научных статьях. Кроме указанных в списке литературы источников студент может обращаться к Интернет-ресурсам, располагающим академичной научной информацией. Это означает, что пользоваться источниками, в которых представлена информация с незащищенными авторскими правами, не рекомендуется.
Планы семинарских занятий (как и вся программа учебной дисциплины с содержанием тем, перечнем вопросов к экзамену и списком литературы) выдаются студентам в начале семестра с тем, чтобы обозначить перспективу изучения курса и исключить дефицит времени при подготовке к занятиям.
6. Технологическая карта самостоятельной работы студентов
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы | Формы контроля | |
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии» | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной и научной литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 1.). | 1. Оценка активности на занятии, способности формулировать вопросы преподавателю. 2. Проверка конспектов лекции. | |
Тема 2. Формы и методы организации учебной деятельности. Понятие о педагогических технологиях | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной и научной литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 2.). | 1. Оценка активности на занятии, способности формулировать вопросы преподавателю, умения отвечать на вопросы, способности к конструктивному взаимодействию. 2. Проверка конспектов лекции. | |
Тема 3. Педагогические технологии знаково-контекстного обучения | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной, научной и методической литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 3.) | 1. Оценка активности на лекционном занятии, способности формулировать вопросы преподавателю, умения отвечать на вопросы, способности к конструктивному взаимодействию. 2. Проверка конспектов лекции. | |
Тема 4. Методологические аспекты деятельности преподавателя вуза | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной, научной и методической литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 4.) | 1. Оценка активности на лекционном занятии. 2. Проверка конспектов лекции. | |
Тема 5. Управление социальным контекстом учебной деятельности | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной, научной и методической литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 5.) 3. Подготовка к семинару: поиск ответов на вопросы в соответствии с планом семинара выполнение домашнего задания (раздел 5, тема 5). | 1. Оценка активности на лекционном и семинарском занятиях. 2. Контрольная работа № 1, 2. 3. Проверка конспектов лекции. 4. Конспекты к семинару. 5. Выступления на семинаре. 6. Выполнение домашнего задания. | |
Тема 6. Лекционные методы обучения психологии | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной, научной и методической литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 6.) 3. Подготовка к семинару: поиск ответов на вопросы в соответствии с планом семинара выполнение домашнего задания (раздел 5, тема 6). | 1. Оценка активности на лекционном и семинарском занятиях. 2. Контрольная работа № 1, 2,3. 3. Проверка конспектов лекции. 4. Конспекты к семинару. 5. Выступления на семинаре. 6. Выполнение домашнего задания. | |
Тема 7. Методика организации семинарских и практических форм обучения | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной, научной и методической литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 7.) 3. Подготовка к семинару: поиск ответов на вопросы в соответствии с планом семинара выполнение домашнего задания (раздел 5, тема 7). | 1. Оценка активности на лекционном и семинарском занятии. 2. Контрольная работа № 1, 2, 3. 3. Проверка конспектов лекции. 4. Конспекты к семинару. 5. Выступления на семинаре, активность в деловой игре. 6. Выполнение домашнего задания. 7. Презентация. | |
Тема 8. Наглядные и технические средства обучения психологии | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной, научной и методической литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 8.) | 1. Оценка активности на лекционном занятии. 2. Проверка конспектов лекции. | |
Тема 9. Организация самостоятельной работы студентов в обучении психологии | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной, научной и методической литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 9.) | 1. Оценка активности на лекционном занятии. 2. Проверка конспектов лекции. | |
Тема 10. Организация контроля знаний в процессе обучения психологии | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной, научной и методической литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 10.) | 1. Оценка активности на лекционном занятии. 2. Проверка конспектов лекции. | |
Тема 11. Оценка эффективности профессиональной деятельности преподавателя психологии | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной, научной и методической литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 11.) задания (раздел 5, тема 11). | 1. Оценка активности на лекционном занятии. 2. Проверка конспектов лекции. | |
Тема 12. Профессиональный тренинг для преподавателей психологии | 1. Усвоение лекционного материала, работа с учебной, научной и методической литературой. 2. Выполнение заданий и ответы на вопросы для самостоятельной работы (вопросы и задания представлены в разделе 4, теме 12.) | 1. Оценка активности на лекционном занятии. 2. Проверка конспектов лекции. | |
7. Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению
По результатам подготовки и участия в семинарских занятиях студентам необходимо оформить тексты своих сообщений и презентаций в виде контрольных работ. Это не означает, однако, что разрозненные рабочие материалы можно просто упаковать и сброшюровать.
В процессе изучения курса студенты выполняют 3 контрольные работы*.
Контрольная работа № 1 (по теме 5 и 6). Подготовка лекции по выбранной теме. Контрольная работа № 1 предполагает выполнение следующих заданий:
· составление плана лекции по выбранной теме;
· подготовка наглядного материала для иллюстрации теоретических положений лекционного материала;
· подготовка презентации текста лекции по выбранной теме;
· проведение фрагмента лекции по выбранной теме.
· анализ социального контекста взаимодействия лектора с аудиторией;
· анализ эффективности прочитанной лекции;
· анализ ошибок в процессе чтения лекции.
Контрольная работа № 2 (по теме 5 и 7). Подготовка семинарского или практического занятия по выбранной теме. Контрольная работа № 2 предполагает выполнение следующих заданий:
· составление плана семинарского или практического занятия по выбранной теме;
· подготовка методических (в том числе наглядных) материалов для проведения семинарского ли практического занятия.
· проведение фрагмента семинарского или практического занятия по выбранной теме;
· анализ социального контекста взаимодействия с аудиторией в ходе проведения семинарского или практического занятия;
· анализ эффективности семинарского или практического занятия; анализ ошибок в процессе проведения занятия.
Контрольная работа № 3 (по темам 5, 7). Оформление текста лекции и методических материалов к семинарскому (или практическому) занятию в электронном виде или на бумажном носителе.
*Студент может выбрать для контрольной работы и другие задания из числа предложенных по каждой теме курса, - свой выбор он должен обсудить с преподавателем.
Тематика контрольных работ, таким образом, не является жесткой, но, все же, ограничена проблематикой изучаемой дисциплины.
Контрольная работа № 3 оформляется в соответствии со следующими требованиями. Объем контрольной работы должен составлять 12-20 страниц машинописного текста (шрифт № 14, межстрочный интервал 1,5), - без приложений. В приложениях могут быть представлены рабочие материалы (схемы, таблицы, графики, рисунки, фотографии и др.) для иллюстрации теоретических положений.
Письменное представление результатов выполнения заданий к теме ориентировано на развитие предметной компетентности в изучаемой дисциплине: умения систематизировать материал, содержательно его обобщать, конспектировать, реферировать научные источники и т.п.
8.Вопросы и методические рекомендации по подготовке к экзамену
Студент может быть допущен к экзамену при условии выполнения им всех заданий контрольной работы, а также положительных оценок на семинарских занятиях.
Представленный ниже перечень вопросов к экзамену отражает содержание всего курса. Способ организации и проведения экзамена может быть различным: традиционным (по билетам), активным (методом деловой игры), экспресс-диагностическим (блиц-опрос по всему курсу), тестовым. Вне зависимости от формы проведения экзамена знания студентов могут быть выявлены в любой из них.
Вопросы к экзамену
1. Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии».
2. Взаимосвязь понятий формы и метода обучения.
3. Роль методической подготовки в реализации просветительской деятельности психолога.
4. Роль методологической компетентности в деятельности преподавателя психологии.
5. Методы обучения как способы конструирования учебной информации. Традиционные и инновационные методы обучения.
6. Формы и виды контроля знаний в обучении психологии.
7. Виды тренингов в обучении психологии.
8. Педагогические технологии контекстного типа.
9. Оценка компетентности преподавателя: специальной, социальной, психолого-педагогической. Требования к преподавателю психологии, реализующему педагогические технологии контекстного типа.
10. Роль исследовательского опыта в деятельности преподавателя психологии.
11. Требования к содержанию обучения психологии.
12. Разработка учебных программ по психологическим дисциплинам.
13. Разработка учебно-методических комплексов по психологическим дисциплинам.
14. Теоретико-методологические аспекты деятельности преподавателя психологии.
15. Профессионально важные качества преподавателя психологии.
16. Способы задания социального контекста в различных видах лекций по психологии.
17. Специфика социального контекста в интерактивных методах обучения психологии.
18. Характеристики различных стилей управления учебной деятельностью в обучении психологии.
19. Особенности управления педагогическим конфликтом в обучении психологии.
20. Групповые процессы в семинаре-дискуссии.
21. Управление групповым взаимодействием в обучении психологии.
22. Роль лекции в обучении психологии.
23. Виды лекций в обучении психологии.
24. Этапы подготовки лекции.
25. Методика подготовки и чтения проблемной лекции.
26. Методика подготовки и чтения объяснительно-иллюстративной лекции.
27. Методика подготовки и чтения популярной лекции.
28. Методика подготовки и чтения лекции с запланированными ошибками.
29. Методика подготовки и чтения лекции «вдвоем».
30. Методика подготовки и чтения лекции-визуализации.
31. Способы установления обратной связи в лекционных методах обучения.
32. Типичные ошибки лектора и способы их преодоления.
33. Исполнительское мастерство лектора: речевая культура, невербальные средства общения с аудиторией.
34. Дидактические особенности планирования семинарских занятий по психологии.
35. Дидактические особенности планирования практических занятий по психологии.
36. Дидактические особенности планирования лабораторных занятий по психологии.
37. Деловая игра как метод организации семинара.
38. Интерактивные методы организации семинарских занятий.
39. Игровые методы организации практических занятий.
40. Психологический тренинг как метод организации практических занятий по психологии.
41. Учебные задачи и учебные задания как дидактические средства организации практических занятий по психологии.
42. Методика подготовки и проведения семинарского занятия методом дискуссии.
43. Методика подготовки и проведения практического занятия.
44. Особенности опытов и демонстраций в ходе лабораторных занятий по психологии.
45. Дидактические функции средств наглядности в обучении психологии.
46. Дидактические функции технических средств обучения психологии.
47. Организация самостоятельной работы студентов в обучении психологии.
48. Функции контроля знаний в обучении психологии. Виды и формы контроля знаний.
49. Особенности интерактивных методов организации итогового контроля знаний в обучении психологии.
50. Критерии оценивания эффективности профессиональной деятельности преподавателя психологии.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену
Важным условием успешной сдачи экзамена является плодотворная работа в течение всего семестра, в котором изучается дисциплина. В числе важных факторов можно назвать: посещение всех занятий (лекционных и семинарских), работа с конспектами лекций, чтение научной, учебной и методической литературы, ответы на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы по каждой теме курса, подготовка и участие во всех семинарских и практических занятиях, выполнение домашних заданий.
Подготовка к экзамену предполагает систематизацию и обобщение знаний, полученных на занятиях и в процессе подготовки к ним. Деятельность по подготовке к экзамену может быть спланирована и организована. Студентам можно рекомендовать начать с поиска необходимых и достаточных источников для ответа на все экзаменационные вопросы. В качестве таких источников (и самых эффективных!) могут выступать самостоятельно подготовленные студентом материалы по темам учебной программы (включая ответы на вопросы и выполненные задания по каждой теме), презентации методических и визуальных материалов (для семинарских занятий), аккуратно составленные конспекты лекций. Этот задел, выполненный в течение семестра, и является базовым. Кроме перечисленных источников необходимо выбрать словарь (или несколько), содержащий всю обязательную терминологию методики преподавания как прикладной области педагогической психологии (такой словарь есть в списке литературы). Далее – учебник. Универсального учебника (содержащего ответы на все вопросы) по методике преподавания пока не существует. Поэтому, можно рекомендовать студентам пользоваться несколькими учебниками, а также хрестоматиями и справочными изданиями. Такой подход позволяет развивать системное видение предмета изучения, развивает способность к содержательному обобщению различных подходов к его рассмотрению, формирует исследовательскую позицию.
После того, как все необходимые и достаточные источники собраны, необходимо перейти к планированию последовательности рассмотрения и повторения всех вопросов к экзамену. Для этого можно произвести простые математические расчеты. Обычно на подготовку к экзамену выделяется три-четыре дня в соответствии с расписанием зачетно-экзаменационной сессии. Если разделить сумму вопросов на количество дней на подготовку, можно получить необходимый объем работы на каждый день подготовки. К примеру, 10 вопросов на день.
Далее возникает вопрос о том, с чего начинать? С самых трудных, или, наоборот, с более «легких» вопросов? С первого или с последнего из списка? В общем-то, это принципиального значения не имеет, на первый взгляд. Однако, учитывая склонность студентов мистифицировать саму процедуру экзамена и подготовку к нему (пятак под пятку и голову не мыть!), можно все же рекомендовать подойти к этому вопросу серьезно и основательно. Главное на этом этапе – захотеть начать готовиться. А это едва ли не самое важное в последующем успехе сдачи экзамена. Итак, решив приемлемым для себя способом вопрос об очередности вопросов к повторению или изучению вновь (в случае пропущенных занятий или недописанных конспектов), и, придав дополнительный смысл осуществляемой деятельности (по В.А.Иванникову), можно перейти к планомерному и методичному, системному и академичному присвоению учебной информации. Именно эта информация станет впоследствии (а может быть уже отчасти является таковой) средством регуляции профессиональной деятельности, инструментом разрешения профессиональных задач и проблем.
Теперь вопрос о том, готовится ли в одиночку или в компании? И тот и другой вариант приемлем и может быть весьма эффективен с учетом индивидуальных склонностей и способностей студентов. Кто-то предпочитает работать в команде, а кто-то не командный игрок. Работа в небольших группах (2-3 человека) при подготовке к экзамену может позволить обсудить вопросы и уточнить свое понимание в таком обсуждении, за счет получения обратной связи и эффекта эмоционального заражения. Важным при таком способе подготовки является мотивированность партнеров по подготовке к экзамену, поскольку в противном случае могут создаваться незапланированные помехи в работе, замедляющие темп подготовки. Если студент предпочитает готовиться к экзамену без компании, то ему можно рекомендовать проговаривать вслух ответы на каждый выученный вопрос. Это позволяет повысить качество усвоения, включить дополнительные когнитивные резервы и снизить стресс перед экзаменом, поскольку такая процедура использует одну из психотерапевтических техник – когнитивную репетицию (по А.Беку) или престимуляцию тревожащего события (по Ю.М.Орлову).
В процессе проработки вопросов могут выявиться некоторые трудности: неоднозначное понимание одних аспектов, сомнения в понимании других, - все подобные моменты следует фиксировать с тем, чтобы прояснить их на консультации, проводимой преподавателем перед экзаменом.
И, наконец, вопрос о том, «за что такой балл»? Студенты не всегда бывают согласны с оценкой преподавателя, - это происходит в тех случаях, когда критерии оценки не вполне четко определены. Итак, оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если студент оказался способен дать ответы на вопросы экзаменационного билета на репродуктивном уровне и смог ответить на часть дополнительных вопросов; оценка «хорошо» соответствует относительно свободному изложению материала, способности ответить на все дополнительные вопросы; оценка «отлично» отвечает свободному и гибкому изложению материала, способности ответить на все дополнительные вопросы, умению содержательно обобщать различные позиции и мнения, способности к аргументированию излагаемой при ответе позиции, умению решать творческие задачи.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Литература
Основная литература
1. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии:Курс лекций.. М., 2007.
2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие.М., 2007.
Дополнительная литература
3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение./ Монография. – М., 1999. – 75 с.
4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002. – 400 с.
5. Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии. Курс лекций. – Л., 1983.
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб., 1997. – 608 с.
7. Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. – М., 1970.
8. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, - 2-е изд., расш., испр., доп., - Ростов н/Д., 1998.
9. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, - М., 1981.
11. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. - М., 1992.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма, М., 1996.
13. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, - М., 1986.
14. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории, - М., 1975.
15. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб., 2003.
16. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: Учебное пособие. – СПб., 2005.
17. Педагогические технологии: Учебное пособие/Под общей ред. В.С.Кукушкина. – Ростов н/Д, 2002. – 320 с.
18. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М., 1998.
19. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. - М.,1999.
20. Платонов К.К. Занимательная психология. – СПб., 1991.
21. Полонников А.А. Очерки методики преподавания психологии., Мн., 2001.
22. Практикум по дидактике и современным методикам обучения./ А.В.Хуторской. - СПб., 2004. -541 с.
23. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, - СПб., 1999.
24. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя, - М., 1995.
25. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления общеобразовательным процессом. Учебное пособие, - М., 1997.
26. Стоунс Э. Психопедагогика, - М., 1984.
27. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе, - М., 1983.
28. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.
29. Творогова Н.Д. Методика преподавания. Краткий лекционный курс. – М., 2002.
30. Теории учения. Хрестоматия./Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской, - М., 1996.
31. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении, 1984.
32. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб., 2004.
9.2. Методическое и информационное обеспечение дисциплины
Студентам можно рекомендовать использовать следующие Интернет-ресурсы:
http://flogiston.ru/library - классические труды по психологии;
http://www.psychology.ru/library - каталог текстов по психологии, классические авторы.
http://www.psychology-online.net – психологические статьи и материалы.
9.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Организация изучения курса методики преподавания психологии предполагает использование следующих технических средств обучения: компьютер, компьютерный проектор, видеокамера, диктофон.
В числе прочих материальных средств, предполагаемых к применению в обучении можно назвать следующие: доска и мел (или флипчарт и маркеры), ватман, альбомы для рисования, цветные карандаши или мелки, краски, фломастеры, пластилин (для семинарских и практических занятий)
10. Приложения
Приложение 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ
ДИСКУССИЯ (лат. discussio – исследование, рассмотрение); обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе; спор.
Дискуссия предполагает сопоставление информации, идей, мнений, предложений и сочетает элементы спора и диалога.
Цели дискуссии, как правило, связаны с ее темой. Чем шире тема дискуссии, тем больше вероятность достижения в ней таких целей, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернативных оценок и подходов к решению, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии сформулирована локально, то в ее результате высока вероятность принятия конкретного решения.
Целевая направленность дискуссии может быть различной:
· Исследование проблемы, поиск способов ее решения;
· Выявление позиций во взгляде на проблему;
· Стимулирование творчества (выдвижение новых идей в процессе обсуждения проблемы);
· Обучение участников (информации, навыкам конструктивного общения, преодоления коммуникативных барьеров);
· Диагностика участников на предмет компетентности в проблеме, коммуникативной компетентности, поведенческих особенностей;
· Развитие предметной компетентности (в процессе обмена мнениями);
· Развитие социально-психологического климата в группе участников.
Условия эффективности проведения дискуссии:
· Организация регламента;
· Адекватность восприятия участниками друг друга и личности руководителя;
· Информированность и компетентность участников по обсуждаемой проблеме;
· Семантическое единообразие (корректное употребление терминов, понятий);
· Корректность поведения участников;
· Профессионализм ведущего (владение методикой проведения дискуссии);
· Доброжелательность атмосферы;
· Мотивированность участников не только к высказыванию собственного мнения, но и к пониманию позиций других участников.
Умения ведущего и участников дискуссии:
· Выслушивать оппонентов;
· Понимать партнеров;
· Быстро реагировать;
· Корректировать собственное мнение;
· Задавать вопросы;
· Отвечать на вопросы;
· Гибко реагировать на изменение ситуации;
· Аргументировать и отстаивать свою позицию.
Результат дискуссии:
· Принятие конкретных решений;
· Поляризация идей;
· Изменение установок участников;
· Освобождение от стереотипов мышления;
· Развитие мотивации участников;
· Самораскрытие и межличностная сенситивность.
Дискуссия проходит три стадии развития:
1. Ориентация. На этой стадии идет процесс ориентации и адаптации к самой проблеме и друг к другу; формирование установки на включение в процесс решения проблемы.
2. Оценка: сопоставление, конфронтация и даже конфликт идей.
3. Консолидация: выработка определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений.