Организационно-методический раздел
Министерство культуры Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
Д.П. Барсуков
______________ 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология»
Направление подготовки/специальность: 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»
Профиль: «Проектная деятельность в кинематографии и телевидении»
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения: очная
Выпускающая кафедра: проектной деятельности в кинематографии и телевидении
Факультет управление и медиакоммуникаций
Кафедра проектной деятельности в кинематографии и телевидении
Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины «Психология» составлена:
- в соответствии с требованиями ФГОС ВО, утвержденного приказом Министерства образования и науки № от по направлению 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»;
- на основании учебного плана направления 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»
Рабочая программа учебной дисциплинырассмотрена и одобренана заседании кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении
Составитель:Борисов О.С., д.ф.н., профессор кафедры ПДвКМГиТВ
Рецензент:
протокол № ___________ от «___________»___________________________ 2016 г.
Заместитель заведующего кафедрой ПДвКМГиТВ М.Н. Магомедов
Рабочая программа учебной дисциплины одобренаСоветом факультета управления и медиакоммуникаций «____» года, протокол № __.
протокол № ___________ от «___________»___________________________ 2016 г.
Председатель О.А. Чеснова
СОГЛАСОВАНО:
Зав. выпускающей кафедрой
Декан факультета
Начальник УМУ Г.П. Семенова
УКАЗАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ИМЕЕТСЯ В НАЛИЧИИ В БИБЛИОТЕКЕ ИНСТИТУТА ИЛИ ЭБС
Заведующий библиотекой ___________________ Н.Н. Никитина
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью изучения дисциплины является подготовка бакалавров к выполнению профессиональной деятельности на основе использования знаний и умений в области психологии, позволяющих осуществлять эффективное поведение в сфере проектной деятельности в кинематографии и телевидении.
Задачи изучения дисциплины заключаются:
1. В глубоком усвоении фундаментальных основ теории психологии.
2. В формировании у студентов научных представлений о закономерностях развития психики человека и психологии социальных групп.
3. В обучении будущих специалистов практике применения методов психологии в решении возникающих профессиональных задач в сфере проектной деятельности в кинематографии и телевидении. В актуализации и развитии у студентов направленности на совершенствование психолого-педагогических умений и навыков и их творческое применение в будущей профессиональной деятельности.
МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Изучение дисциплины «Психология» должно основываться на знаниях, полученных в процессе изучения дисциплины «Философия».
Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для дисциплины«Педагогика».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ
1.3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование:
- профессиональных компетенций
Индекс компетенции | Наименование | Вес дисциплины в компетенции |
ПК-1 | способность ставить и решать образовательные и педагогические задачи в процессе обучения | 0,25 |
1.3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать и уметь применять на практике методы, приемы и технологии организации и реализации образовательных процессов.
• Знать:
- основные закономерности функционирования психики личности и психологии социальных групп;
- методы изучения личности и влияния различных факторов на ее формирование, становление и развитие;
- взаимодействие сознательного и телесного, биологического и социального в человеке и его отношение к обществу;
- ведущие концептуальные подходы, существующие в зарубежной и отечественной науке в решении основных проблем исследования психики.
• Уметь:
- использовать полученные общие знания в профессиональной деятельности, межличностном общении;
- осуществлять анализ межличностных, внутригрупповых, межгрупповых отношений и поведения личности на основе психологических знаний;
- использовать психологические знания для самоуправления, саморегулирования и самоконтроля.
• Владеть
- способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности и воспитательно-эстетической работе;
- способностью критически анализировать личный и профессиональный опыт.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ.
2.1. Структура и содержание преподавания дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов/ 2 зач.ед.
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | семестр |
Контактная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции/интерактивные часы | ||
Лабораторные работы/интерактивные часы | ||
Практические занятия/интерактивные часы | ||
Индивидуальные занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе под руководством преподавателя: | ||
Курсовая работа (проект) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Контрольная работа | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Подготовка к промежуточной аттестации | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачёт | Зачёт |
Часы на промежуточную аттестацию | ||
Общая трудоемкость, час зач.ед. | ||
2.2. Содержание учебной дисциплины и вырабатываемые компетенции
ТЕМА 5-6. ПЕРСОНОЛОГИЯ.
Теории и проблема личности в психологии. З. Фрейд: психоаналитическое направление. А. Адлер: индивидуальная психология. К.Г. Юнг: аналитическая теория. Э. Эриксон: эго-психология. Э. Фромм: гуманистическая теория. К. Хорни: социокультурная теория. Г. Олпорт: диспозициональная теория. Р. Кеттел: структурная теория черт. Г. Айзенк: теория типов личности. Б.Ф. Скиннер: теория научения. А. Бандура: социально-когнитивное направление. Д. Келли: когнитивное теория. А. Маслоу: гуманистическое направление в теории личности. К. Роджерс: феноменологическая теория.
Компетенции:ПК-1.
ТЕМА 7-8. ОБЩЕНИЕ И Социально-психологические аспекты группового взаимодействия.
Понятие общения. Правила и техники общения. Социализация личности. Понятие «малая группа», общие характеристики малой̆ группы. Функции и классификации малых групп. Понятие «референтная группа». Формирование малых групп. Социальная роль как идеальная модель поведения. Нормы в малой группе. Групповые ожидания. Санкции. Взаимодействия (интеракция). Межличностные отношения. Конфликты ролей. Лидерство в малой группе. Понятие «эмоциональный интеллект». Групповые феномены. Понятие «конфликт». Виды и типы конфликтов. Структурные компоненты конфликта. Динамика развития конфликтных ситуаций. Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Причины возникновения конфликтов в организации. Способы разрешения конфликтов.
Компетенции:ПК-1.
Лабораторный практикум
Лабораторный практикум по дисциплине «Психология» в соответствии с учебным планом не предусмотрен.
Практические занятия
№ п/п | № темы | Тематика практических занятий и вырабатываемые компетенции | Трудоемкость (час.) | |
1. | Тема 1. | Введение в психологию. Форма:выступление с докладами, обсуждение проблемных вопросов. Компетенции:ПК-1 | ОФО | ЗФО |
2. | Тема 2-3. | Психологические процессы. Форма:выступление с докладами, обсуждение проблемных вопросов. Компетенции: ПК-1. | ||
3. | Тема 4. | Индивидуально-психологические особенности личности. Форма:тестирование, выступление с докладами, обсуждение проблемных вопросов. Компетенции: ПК-1. | ||
4. | Тема 5-6. | Персонология. Форма:тестирование, выступление с докладами, обсуждение проблемных вопросов. Компетенции: ПК-1. | ||
5. | Тема 7-8. | Общение и социально-психологические аспекты группового взаимодействия. Форма:тестирование, выступление с докладами, обсуждение проблемных вопросов. Компетенции: ПК-1 |
6. Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||
1. | Педагогика | 2-3 | 5-6 | 7-8 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
Лекция:лекционные материал по дисциплине «Психология» предполагает использование наглядных материалов в виде компьютерных презентаций, предоставление студентам электронных версий опорных лекций по всем разделам курса. Лекционный материал организуется с использованием таких педагогических технологий, как обучение на основе опыта и междисциплинарное обучение, которые позволяют активизировать познавательные способности слушателей и мотивировать их к самостоятельной работе.
Практические занятия:во время занятий студентам предлагается обсуждение по проблемным вопросам психологии, а также решение ситуационных задач и тестов. Предполагается выступления студентов с докладами. При подготовке такого доклада студенты обращаются к учебной и справочной психологической литературе.
Проблемное обучение:для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
В практическихзанятиях используетсяопережающая самостоятельная работа: изучение студентами нового материала до его изучения в ходе лекционных аудиторных занятий.
Самостоятельная работастудентов направлена на решение следующих задач:
1. выработка навыков восприятия и анализа психологической литературы;
2. формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности понимания психологических понятий и категорий;
3. развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4. развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем психологии.
Выполнение самостоятельной письменной работы предполагает постоянный контакт с преподавателем в виде консультаций.
Показатель | Требования ФГОС, % | Фактически по дисциплине, % | |
1. Удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги), % | Не предусмотрено | ОФО | ЗФО |
- | 33,3 | ||
2. Удельный вес занятий лекционного типа, % | Не более 40% | 66,6% | 66,6% |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ
Основная литература:
1. Общая психология. Учебник для вузов. /В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: изд-во Юрайт, 2016. – 524 с.
2. Борисов О.С. Конфликтология. Конфликтное взаимодействие. Учебное пособие. СПб.: СПбГИКиТ. 2015. – 178 с.
Дополнительная литература:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
2. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. М.; Воронеж, 1986.
3. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости: монография / Е. П. Ильин. - М.; СПб; Нижний Новгород: Питер, 2011. - 444.
4. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
5. Морозов, А. В. Деловая психология: учебник для студ. высших и средних спец. учебных заведений / А. В. Морозов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2005.
6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
8. Фрейд З. Я и Оно. СПб.: Азбука-классика, 2009. – 288с.
9. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2005. – 607 с.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
13. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН
2. http://www.spbpo.ru/ - Санкт-Петербургское психологическое общество
3. http://www.psy.msu.ru/ - Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
4. http://www.psy.pu.ru/ - Факультет психологии Санкт-Петер6ургского государственного университета
5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ - Библиотека Гумер (раздел «Психология»)
6. http://www.psyedu.ru/rubrics/general_psychology -Электронный журнал «Психологическая наука и образование»
7. http://flogiston.ru/library - Книги и учебники по психологии
1.http://bookap.info/genpsy - Библиотека психологической литературы
9. http://psychology-online.net/- Материалы по психологии: книги, биографии психологов
10. http://www.voppsy.ru/ - «Вопросы психологии»
11. http://magazine.mospsy.ru/ - «Московский психологический журнал»
12. http://sbiblio.com/biblio/ Русский гуманитарный интернет университет/Библиотека учебной и научной литературы/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ
- компьютерное и мультимедийное оборудование;
- видео-аудиовизуальные средства обучения;
- учебники и учебные пособия;
- методическая литература;
- справочная литература;
- профессиональная литература;
- компьютерные тесты, обучающие компьютерные программы.
- электронные библиотеки.
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТАМИ
11.1. Методические рекомендации для преподавателей
Преподаватель читает лекции по темам, предусмотренным учебной программой. Лекции разрабатываются на основе литературы, указанной в рабочей программе и ежегодно корректируются с тем, чтобы включенный в них материал по содержанию и по форме соответствовал требованиям времени и современным нормам этикета.
Чтение лекций должно сопровождаться обсуждением примеров из деловой практики. В ходе лекций преподаватель должен создавать творческую атмосферу, привлекая студентов к участию в обсуждаемых тех или иных вопросов.
На практических занятиях преподаватель с помощью контрольных вопросов проверяет усвоение пройденного материала студентами. Возможно закрепление пройденного материала в виде проведения деловой игры или «мозгового штурма». Такая форма проведения практических занятий позволит наладить обратную связь с аудиторией и понять преподавателю не только уровень восприятия его лекций аудиторией, но и доступность для понимания его лекционного материала.
На консультациях преподаватель помогает студенту выбрать студенту источники информации, которые следует проанализировать, разработать ситуативные примеры, которые должны проиллюстрировать теоретические выводы студента.
Текущий контроль осуществляется в начале лекционных занятий с помощью фронтального опроса по пройденным темам, а также во время практических занятий. В случае неудовлетворительного результата этого контроля следует откорректировать методику подачи лекционного материала.
Для получения зачета студент должен успешно пройти кейс-стади, заданную ему преподавателем, и подготовиться к устному ответу по темам согласно вопросов к зачёту учебной программы.
11.2. Методические рекомендации для студентов
При посещении лекций студенты должны их конспектировать, активно участвовать в обсуждении проблем, которые ставит преподаватель. Студенты должны принимать активное участие в деловых играх и «мозговых штурмах», предложенных преподавателям для закрепления лекционного материала. Во внеаудиторное время студенты должны знакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем в начале курса лекций. Кроме основных учебников, указанных в списке рекомендуемой литературы преподавателем, по каждой теме в конце ее изучения преподаватель рекомендует дополнительную литературу.
В течение семестра студенты читают и конспектируют материалы, необходимые им для подготовки к экзамену.
На практических занятиях студенты должны активно участвовать в процедуре ответов на контрольные вопросы, а также в деловых играх или «мозговых штурмах».
Самостоятельная работа студентов должна способствовать более глубокому изучению дисциплины и отдельных ее разделов.
Лист регистрации изменений
№ изменения | Дата внесения изменения, дополнения и проведения ревизии | Номера листов | Краткое содержание изменения, отметка о ревизии | Ф.И.О., должность, подпись лица осуществившего изменение документа |
Министерство культуры Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
Д.П. Барсуков
______________ 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология»
Направление подготовки/специальность: 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»
Профиль: «Проектная деятельность в кинематографии и телевидении»
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения: очная
Выпускающая кафедра: проектной деятельности в кинематографии и телевидении
Факультет управление и медиакоммуникаций
Кафедра проектной деятельности в кинематографии и телевидении
Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины «Психология» составлена:
- в соответствии с требованиями ФГОС ВО, утвержденного приказом Министерства образования и науки № от по направлению 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»;
- на основании учебного плана направления 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки»
Рабочая программа учебной дисциплинырассмотрена и одобренана заседании кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении
Составитель:Борисов О.С., д.ф.н., профессор кафедры ПДвКМГиТВ
Рецензент:
протокол № ___________ от «___________»___________________________ 2016 г.
Заместитель заведующего кафедрой ПДвКМГиТВ М.Н. Магомедов
Рабочая программа учебной дисциплины одобренаСоветом факультета управления и медиакоммуникаций «____» года, протокол № __.
протокол № ___________ от «___________»___________________________ 2016 г.
Председатель О.А. Чеснова
СОГЛАСОВАНО:
Зав. выпускающей кафедрой
Декан факультета
Начальник УМУ Г.П. Семенова
УКАЗАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ИМЕЕТСЯ В НАЛИЧИИ В БИБЛИОТЕКЕ ИНСТИТУТА ИЛИ ЭБС
Заведующий библиотекой ___________________ Н.Н. Никитина
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью изучения дисциплины является подготовка бакалавров к выполнению профессиональной деятельности на основе использования знаний и умений в области психологии, позволяющих осуществлять эффективное поведение в сфере проектной деятельности в кинематографии и телевидении.
Задачи изучения дисциплины заключаются:
1. В глубоком усвоении фундаментальных основ теории психологии.
2. В формировании у студентов научных представлений о закономерностях развития психики человека и психологии социальных групп.
3. В обучении будущих специалистов практике применения методов психологии в решении возникающих профессиональных задач в сфере проектной деятельности в кинематографии и телевидении. В актуализации и развитии у студентов направленности на совершенствование психолого-педагогических умений и навыков и их творческое применение в будущей профессиональной деятельности.
МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Изучение дисциплины «Психология» должно основываться на знаниях, полученных в процессе изучения дисциплины «Философия».
Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для дисциплины«Педагогика».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ
1.3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование:
- профессиональных компетенций
Индекс компетенции | Наименование | Вес дисциплины в компетенции |
ПК-1 | способность ставить и решать образовательные и педагогические задачи в процессе обучения | 0,25 |
1.3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать и уметь применять на практике методы, приемы и технологии организации и реализации образовательных процессов.
• Знать:
- основные закономерности функционирования психики личности и психологии социальных групп;
- методы изучения личности и влияния различных факторов на ее формирование, становление и развитие;
- взаимодействие сознательного и телесного, биологического и социального в человеке и его отношение к обществу;
- ведущие концептуальные подходы, существующие в зарубежной и отечественной науке в решении основных проблем исследования психики.
• Уметь:
- использовать полученные общие знания в профессиональной деятельности, межличностном общении;
- осуществлять анализ межличностных, внутригрупповых, межгрупповых отношений и поведения личности на основе психологических знаний;
- использовать психологические знания для самоуправления, саморегулирования и самоконтроля.
• Владеть
- способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности и воспитательно-эстетической работе;
- способностью критически анализировать личный и профессиональный опыт.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ.
2.1. Структура и содержание преподавания дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов/ 2 зач.ед.
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | семестр |
Контактная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции/интерактивные часы | ||
Лабораторные работы/интерактивные часы | ||
Практические занятия/интерактивные часы | ||
Индивидуальные занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе под руководством преподавателя: | ||
Курсовая работа (проект) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Контрольная работа | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Подготовка к промежуточной аттестации | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачёт | Зачёт |
Часы на промежуточную аттестацию | ||
Общая трудоемкость, час зач.ед. | ||
2.2. Содержание учебной дисциплины и вырабатываемые компетенции