Умение поддержать диалог, организованный собеседником

Цель:формирование умения поддержать диалог, организованный собеседником.

Стимульный материал:рабочий лист с напечатанным примером диалога.

Ход занятия:

Несколько раз вместе с ребенком прочтите диалог (по ролям), напечатанный на рабочем листе (либо написанный на доске) так, чтобы ребенок запомнил его. Затем уберите лист бумаги (либо сотрите с доски), повернитесь лицом к ребенку и задайте ему те же вопросы. Если он затрудняется ответить, давайте подсказки. Используйте мимику и жесты в процессе диалога. Ежедневно выполняйте аналогичные упражнения, придумывая новые диалоги и повторяя старые.

Важно, чтобы содержание диалога соответствовало действительности. В связи с этим диалоги необходимо составлять индивидуально для каждого ребенка в отдельности.

Примеры диалогов:

А.В. (педагог): Здравствуй, Саша!

Саша (ребенок): Здравствуйте, Артур Валерьевич!

А.В.: Как дела?

Саша: Хорошо.

А.В.: Что ты делал сегодня?

Саша: Я катался на машине.

А.В.: Привет!

Саша: Привет!

А.В.: Как тебя зовут?

Саша: Саша.

А.В.: Где ты живешь?

Саша: Я живу в городе Москве.

А.В.: Привет, Саша!

Саша: Здравствуйте, Артур Валерьевич!

А.В.: Расскажи, что ты любишь есть?

Саша: Я люблю яблоки.

А.В.: А что ты любишь пить?

Саша: Я люблю пить сок.

Умение задавать вопрос по теме разговора

Цель:формирование умения задать вопрос по теме разговора.

Стимульный материал:карточки с вопросительными словами «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Зачем?».

Ход занятия:

Разложите на столе карточки с вопросительными словами. Сядьте вместе с ребенком за стол напротив друг друга. Предложите интересную для ребенка тему разговора, называя его по имени, например: «…давай поговорим на тему игрушки». Затем попросите его задать вам вопросы по этой теме: «Спроси у меня что-нибудь об игрушках». Если ребенок затрудняется, тогда покажите на первую карточку с вопросом «Кто?» и подождите его реакции. Если ребенок снова не может задать вопрос, подскажите ему, например: «Кто играет в игрушки?» Сделайте так, чтобы он повторил ваш вопрос, и сразу же ответьте. Затем перейдите к другому вопросу.

Примеры вопросов:

· «Кто играет в игрушки?»

· «Что такое игрушки?»

· «Где покупают игрушки?»

· «Когда мы поиграем с игрушками?»

· «Зачем нужны игрушки?»

Когда ребенок сможет самостоятельно задавать вопросы, используя карточки, уберите их для того, чтобы он задавал вопрос без подсказки. Выполняйте упражнение до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно задавать различные вопросы по теме разговора.

Правила разговора

Цель:формирование умения соблюдать правила социального поведения при разговоре.

Стимульный материал:список «Правил разговора».

Ход занятия:

Положите список «Правил разговора» на стол перед ребенком и вместе прочитайте их. Если ребенок не умеет читать, попросите его повторять за вами. Приведем пример списка основных правил:

Правила разговора

Я называю по имени человека, с которым говорю.

Я поворачиваюсь лицом к человеку, с которым говорю.

Я смотрю на человека, с которым говорю.

Я стою рядом с человеком, с которым говорю.

Я слушаю, что мне говорят.

Выучите вместе с ребенком правила разговора и периодически повторяйте их.

Использование в процессе психолого-педагогической коррекции практических рекомендаций, представленных в данном пособии в виде упражнений, заданий и игровых ситуаций, способствует эффективному преодолению коммуникативных нарушений у детей с аутизмом при условии систематического, последовательного и продолжительного обучения.

ЛитературА

1. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагоги-ческой коррекции / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2001. –
С. 102 – 131.

2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997. –
342 с.

3. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 240 с.

4. Carr E.G. Behavioral approaches to language and communication // Communication problems in autism / E. Schopler, G.B. Mesibov (Eds.). – New York: Plenum, 1985. – p. 37-57.

5. Fay W.H., Schuler A.L. Emerging language in autistic children. – Baltimor: University park press, 1980.

6. Koegel L.K., Koegel R.L. Motivating communication
in children with autism // Learning and cognition in autism /
E. Schopler, G.B. Mesibov (Eds.). – New York: Plenum press, 1995. – Р. 73-87.

7. Koegel R.L., O’Dell M.C., Dunlap G. Producing speech use in nonverbal autistic children by reinforcing attempts // Journal of autism and developmental disorders. – 1988. – Vol. 18. – Р. 525-538.

8. Lovaas O.I. A program for the establishment of speech in psychotic children // Early childhood autism / J.K. Wing (Ed.). – Oxford: Permagon press, 1966. – Р. 115-144).

9. Lovaas O.I., Simmons J.Q., Koegel R.L., Stevens-Long J. Some generalization and follow-up measures on autistic children in behavior therapy // Journal of applied behavior analysis. – 1973. – Vol. 6. – Р. 131-166.

10. Lovaas O.I. Teaching developmentally disabled children. – Austin, Texas: PRO-ED, 1981. – p. 250.

11. Quill K.A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A. DO-WATCH-LISTEN-SAY. Social and communication intervention for children with autism. – Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co., 2002. – p. 410.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………… 5

Наши рекомендации