Стадии развития психики и их особенности
Стадия развития психики ?
Таблица 7
Допсихическая
стадия
Элементарная сенсорная психика
Перцептивная психика Интеллект
Отражаемые
аспекты реальности
Физические воздействия Отдельные свойства
объектов
Целостные
объекты
Ситуации
Формы научения I Структура
активности
Нет научения Нет деят
Условный рефлекс
ельности
Сознание
Объективные
устойчивые
свойства
реальности
вне их связи
с субъективным
состоянием
Оперантное научение Подражание Инсайт
Викарное научение Научение через рассуждение
Однофазная активность
Выделение
операций
Перенос операций
с одной деятельности на другую Выделение Действий Речь
3.3. Подходы к решению психофизиологической
проблемы: параллелизм, взаимодействие, корреляция,
тождество, дополнительность
Суть психофизиологической проблемы заключается в попытке ответить на вопрос о соотношении психических и физиологических (нервных) процессов.
Обсуждение психофизиологической проблемы преимущественно находится в ведении философов. Однако и для психологов она представляется крайне важной, так как, во-первых, определяет соотношение предметов смежных наук психологии и нейрофизиоло-
3.3. Подходы к решению психофизиологической проблемы...
гйИ, а во-вторых, позволяет выработать личное отношение к наметившемуся в XXI в. массированному сдвигу собственно психологических исследований к поиску физиологических коррелятов психических феноменов (в каждой уважающей себя психологической лаборатории вы найдете сейчас компьютерный томограф).
Со времен Декарта, ясно сформулировавшего психофизиологическую проблему, наметилось пять подходов к ее решению. Позиция параллелизма утверждает независимость психики от физиологических процессов, происходящих в нервной системе (и наоборот). При этом статус психического может занижаться, и тогда психика вообще переходит в разряд «эпи-феноменов». Такой позиции придерживались, например, многие представители бихевиоризма, которые были уверены, что понятие «сознание», используемое в психологии, ничего не добавляет к их знанию о поведении человека.
Традиции трактовки психофизиологической проблемы в духе взаимодействия восходят к Декарту. Будучи бестелесной сущностью, душа может оказывать влияние на тело, соприкасаясь с ним в шишковидной железе мозга, считал он. Идею взаимодействия разделяли многие выдающиеся психологи, и в их числе У. Джеймс. Он определял функцию мозга как «трансмиссивную», т.е. «высвобождающую». Другими словами, он считал, что мозг — это особый прибор, который делает духовные сущности явными в материальном мире, но ни в коем случае не производит их. Можно провести аналогию с телеприемником. Телевещание существует независимо от нас, но телевизор, если мы настроимся на нужную волну, позволяет нам получать желаемую информацию. Случается так, что телевизор ломается и не принимает сигнал того или иного канала. Но нам же не приходит в голову считать, что вещание вообще прекратилось!
Корреляционный подход объединяет в себе черты решения психофизиологической проблемы в русле параллелизма и взаимодействия. Его сторонники утверждают, что «не знают», какова связь между мозгом и психикой, да и есть ли она, однако объективно фиксируют, что определенные воздействия на человека приводят к регистрируемым изменениям как в сфере психического, так и в сфере физиологического. «Возможно, за этими изменениями стоит какой-то неведомый третий фактор, который на самом деле оказывает влияние и на то, и на другое, — говорят они, — но этот фактор непознаваем». Например, путем неоднократного наблюдения мы устанавливаем следующую закономерность: каждый раз, когда мальчик приходит из школы домой, потребление электричества в доме, где он живет, возрастает. На самом деле, прямой причиной повыше-
Глава 3. Психика и организм
3.4. Психика и нервная система
ния потребления электроэнергии служит его мать, которая ставит на плиту обед, но от этого выявленная закономерность не перестает действовать. Как ни странно, большинство современных ученых придерживаются именно такой позиции.
Принцип тождества применительно к психофизиологической проблеме гласит, что психическое и физиологическое — суть одно и то же, дело не в качественных, а в степенных отличиях. Просто мы уже обладаем достаточно адекватным инструментарием, чтобы измерять физиологические процессы, и только приближаемся к тому, чтобы проникнуть в психические. Для иллюстрации позиции тождества можно привести пример часовых механизмов. Грубые часы измеряют врем>| с точностью до часов и минут (физиология), а сверхточные атомные устройства могут фиксировать миллионные доли секунд (психология будущего). Различие же между физиологическими и психологическими механизмами аналогично различию между минутами и миллисекундами.
Принцип дополнительности (единства), перенесенный в психологию из квантовой физики, предлагает еще одно объяснение. По мнению С.Л. Рубинштейна, физиологическое и психическое — это одна и та же отражательная деятельность, но рассматриваемая соответственно психологией и физиологией в разных отношениях. Другими словами, психическое и физиологическое — это две стороны одного и того же явления (как, например, температура и плотность — две характеристики материального тела). Для полного описания явления, в данном случае человека, нельзя игнорировать ни ту ни другую сторону процесса отражения.
Психика и нервная система
Как уже излагалось выше, нервная система не является необходимой предпосылкой возникновения психики, скорее, с определенного момента психика формируется в ответ на требования активности живых существ. Однако уже на стадии элементарной сенсорной психики происходит неразрывное связывание психических явлений с нервным субстратом: сначала это сетевидная нервная система (кишечнополостные животные); потом — ганглиозная («узловая» — плоские черви) и, в конце концов, нервная система, основным координирующими центром которой является мозг.
Головной мозг животных и человека значительно варьирует как по абсолютным, так и по относительным размерам. Например, са-
ЛЫМ большим мозгом среди млекопитающих обладает слон (5 кг), Однако вес мозга составляет лишь 1/500 от веса его тела. Таким образом, абсолютная масса мозга не может служить критерием интеллектуального потенциала живого существа. Вес мозга человека равняется около 1400 г и составляет 1/40 веса его тела. Но относительный вес мозга мыши составляет 1/23. Значит, и относительная величина мозга также не свидетельствует о психическом развитии организма. Скорее, самую важную роль играет сложность устройства этого органа. Однако прежде чем обратиться к описанию этого феноменального явления природы, рассмотрим более элементарные н филогенетически древние компоненты нервной системы.
Строение и функции нейронов
Нейроны являются базовыми структурными элементами нервной системы. По данным Д. Пауэлла, нервная система человека состоит приблизительно из 30 миллиардов нейронов (D. Powell, 1980). Количество нейронов само по себе не определяет уровень сложности нервной системы. Например, никто не сомневается, что сообразительная ворона «умнее» глупого осьминога. Однако в ее нервной системе «всего» десятки миллионов нервных клеток, а в примитивно организованной нервной системе осьминога — сотни миллионов нейронов. Но степень координации взаимодействия между нейронами, их способность организовывать нейронные сети и решать задачи совместно намного важнее, чем их количество. Общее число соединений между нейронами в мозгу человека достигает астрономической цифры — 10 в 15-й степени!
Нейрон представляет собой клетку, состоящую из трех основных частей: тела, дендритов и аксона. Тело клетки имеет шарообразную форму и содержит все структурные элементы любой соматической клетки: ядро, митохондрии и т.д. От тела нейрона отходит основной отросток цилиндрической формы — аксон. Основная функция аксона — передача электрического импульса. Аксон покрыт жировой оболочкой, которая препятствует утечке импульса. Кроме аксона от тела нейрона отходит множество коротких отростков — дендритов, которые служат для приема информации. Длина аксона колеблется в пределах от долей миллиметра до метра и более, длина дендритов не превышает миллиметра. Вблизи своего окончания аксон разделяется на мелкие веточки, которые близко подходят к телам и Дендритам других нейронов, но не соприкасаются с ними вплотную. Зазор между концевыми участками аксона и дендритами других
Глава 3. Психика и организм
клеток называется синаптической щелью, а сама эта область — синапсом {рис. 14).
Любые виды информации, которые циркулируют в нервной системе, передаются по нейронным сетям в виде электрических импульсов. Скорость передачи нервного импульса по аксону нервной клетки может превышать 100 м/сек. При некоторых заболеваниях, например рассеянном склерозе, разрушается миелиновая оболочка аксонов, и скорость передачи снижается за счет утечки электрических зарядов. Удивительно, что независимо от того, какую информацию передают нервные импульсы, они ничем не отличаются друг от друга. Качественные различия между сигналами определяются не самими этими сигналами, а тем местом, куда они приходят. Условно говоря, если звук горна слышат в детском лагере, то дети выстраиваются на утреннюю линейку, а если в концертном зале — то раздаются аплодисменты слушателей. Как же происходит эта передача? Принцип передачи электрического импульса внутри нейрона был открыт в 1952 г. А. Ходжкином и А. Хаксли.
3.4. Психика и нервная система
Рис. 14. Внешний вид нейрона
- Нервный электрический импульс возникает в результате химических процессов в основании аксона. В спокойном состоянии жидкая среда внутри аксона содержит преимущественно отрицательно заряженные ионы (С1), а жидкая среда снаружи аксона — положительные (Na, К). Клеточная мембрана аксона пронизана особыми отверстиями — натриевыми и калиевыми каналами (первые избирательно пропускают ионы натрия, а вторые — калия). В состоянии покоя большинство калиевых каналов открыто, а большинство натриевых каналов закрыто. При воздействии на тело клетки происходит деполяризация: натриевые «поры» мембраны небольшого участка аксона раскрываются и избирательно пропускают внутрь положительно заряженные ионы натрия. Участок жидкой среды вблизи активированного канала мгновенно становится электроотрицательным снаружи и электроположительным внутри (напряжение внутри клетки меняется примерно с +70 до — 40 милливольт). Результатом становится «выстрел» нейрона — генерация электрического импульса. Нейрон производит электрические импульсы по закону «все или ничего», т.е. сила и скорость импульса всегда постоянна. Интенсивность действия стимула кодируется с помощью частоты импульса-ции — при слабом воздействии электрические разряды образуются редко, а при сильном воздействии — часто.
Электрический разряд пробегает по аксону подобно пламени по бикфордову шнуру и достигает конечных разветвлений аксона. Достигнув окончания аксона в месте синаптического соединения с другим нейроном, импульс провоцирует высвобождение молекул специальных химических веществ — нейромедиаторов. Нейромедиаторы достигают поверхности соседнего нейрона и активизируют или тормозят его. Каждый нейрон способен образовывать около 1000 синапсов, так что каждый нейрон получает информацию от множества других нейронов.
В различных частях нервной системы используются специфические нейромедиаторы. В настоящее время описано около 75 разных нейромедиаторов. Такое разнообразие веществ, обеспечивающих «связь» в разных отделах нервной системы объясняет, в частности, влияние некоторых препаратов на психическое состояние. Напри-Мер, наркотические препараты опиатной группы содержат морфин — вещество, близкое по составу природному нейромедиатору эндорфину, который курсирует в областях мозга, ответственных за снятие боли и создание приятных ощущений. Поэтому употребление наркотика воздействует избирательно только на упомянутые зоны мозга, тогда как другие нейроны остаются к нему нейтральными. Беда заключается в том, что под воздействием искусственных Морфинов организм перестает вырабатывать естественные эндор-
фины. Отсюда, патологическая зависимость от наркотика и ужасающее состояние «ломки» при его отмене.
Нейроны, образующие нервную систему, неоднородны по своему составу. Различают аффекторные (сенсорные) нейроны, которые проводят информацию от мышц и органов чувств к спинному и головному мозгу; эффекторные (моторные) нейроны, которые посылают «инструкции» от спинного и головного мозга к периферии тела, и интернейроны (промежуточные), которые отвечают за коммуникацию внутри центральной нервной системы. Аксоны нейронов объединяются в пучки, которые в рамках периферической нервной системы называются нервами, а в рамках центральной нервной системы — трактами. Рассмотрим теперь основные составляющие нервной системы.
Структура нервной системы
Нервную систему традиционно разделяют на несколько отделов. В первую очередь, нервная система состоит из периферического и центрального отделов. Периферическая нервная система (само ее название говорит о том, что она обслуживает периферические области тела) подразделяется на соматическую и автономную нервную систему.
Соматическая нервная система контролирует произвольные движения мышц тела. В ее состав входят 31 пара спинномозговых нервов, связывающих спинной мозг с рецепторами и эффекторами тела, и 12 пар черепномозговых нервов, связывающих головной мозг с рецепторами и эффекторами головы и шеи. Подобное анатомическое строение скелетной нервной системы делает возможным сохранение функций лица, головы и речевого аппарата даже при значительных поражениях спинного мозга.
Автономная (вегетативная) нервная система отвечает за контроль непроизвольных функций организма. Она состоит из двух отделов-антагонистов. Симпатическая нервная система активирует системы организма, а парасимпатическая, наоборот, расслабляет их. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и головного мозга, который на самом деле является конгломератом нескольких различных структур. Спинной мозг, защищенный от вредных воздействий позвоночным столбом, служит проводником им-пульсации «снизу-вверх» и «сверху-вниз», т.е. связывает головной мозг с периферической нервной системой. Кроме того, на уровне спинного мозга происходит замыкание простейших безусловных рефлексов (например, коленный рефлекс). Структура нервной системы схематически представлена в табл. 8.
^ ------------------------------- \ 3.4. Психика и нервная система 111 | ||||
Направление движения потоков L 1 Стимуляция | Таблица 8информации в нервной системе ТТ Команды | |||
Периферическая | нервная система | |||
' Соматическая нервная система | Автономная нервная система | |||
Черепно-мозговые нервы | Спинномозговые нервы | Симпатическая нервная система | Парасимпатическая нервная система | |
Спинной мозг | ||||
Головной мозг | ||||