Вопрос 3. Факторы формирования первого впечатления о партнере.
Существует мнение, что первое впечатление о собеседнике всегда ложно, и чтобы узнать человека, с ним «нужно пуд соли съесть». Это утверждение небезосновательно. И дело здесь не только в том, что едва знакомого человека трудно оценить по достоинству. На формирование первого впечатления о партнере оказывают влияние разнообразные факторы, например степень эмоционального напряжения. В состоянии стресса человек в окружающих людях видит больше отрицательных черт. Напротив, находясь в гармонии с самим собой и с окружающим миром, люди легки в общении и стремятся оценить уникальность друг друга.
На наше восприятие влияет и тип личности. Замечено, что интроверты (то есть те, кто ориентирован в большей степени на свой внутренний мир) склонны замечать прежде всего «минусы» в поведении партнеров по общению, а экстраверты (те, кто придает больше значения внешним впечатлениям) обращают внимание на положительные качества человека.
На формирование первого впечатления о партнере оказывают влияние и схемы восприятия, которые запускаются в случае неравенства собеседников по разным параметрам. Человека, вызывающего у нас восхищение своим превосходством по какому-либо значимому для нас показателю, мы склонны систематически переоценивать. Например, если я, болезненный и слабый, встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то в моих глазах он одновременно будет и добрым, и смелым, и волевым, и целеустремленным, хотя на самом деле этими качествами мой собеседник может и не обладать. Эти схемы начинают работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Действует и обратный эффект: вероятность недооценить человека, у которого важный для нас показатель выражен слабо. Выделяют три основные схемы формирования первого впечатления:
1) фактор превосходства;
2) фактор внешней привлекательности;
3) фактор отношения к наблюдателю.
Первая схема восприятия заключается в том, что мы склонны переоценивать личность партнера, если тот превосходит нас по следующим параметрам: интеллекту, личному статусу в группе, росту, физической силе, социальному статусу, материальному положению и т.д. Такому партнеру мы автоматически приписываем целый ряд хороших качеств, обладателем которых он может и не являться. Пример, приведенный выше, иллюстрирует именно эту схему восприятия.
Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным параметрам (жизнелюбие, удачливость). Так, эксперименты доказали, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних.
Ошибка восприятия по третьей схеме состоит в том, что люди, проявляющие положительное отношение к партнерам, оцениваются ими выше и по остальным показателям. Люди доброжелательные и приятные в общении часто кажутся порядочнее, интеллигентнее и умнее тех, кто дружелюбия не проявляет.
Основные выводы:
Жизнь человека немыслима без общения, так как в процессе общения мы удовлетворяем различные потребности: получаем и передаем информацию, обмениваемся впечатлениями, заключаем сделки и т.д. Информационный обмен в обществе традиционно называют коммуникацией; способность эмоционально откликаться на то, что сообщает собеседник, и эмоционально сопереживать ему называется перцепцией; организация делового взаимодействия любого рода – интеракцией.
Вопросы для самопроверки:
1. Что называется общением?
2. Каковы общие признаки понятий «общение» и «коммуникация»? Расскажите об узком и широком понимании термина «коммуникация».
3. Какова структура общения? Назовите функции общения.
4. Какие вы знаете факторы формирования первого впечатления о парт-нере? Что такое схемы восприятия?
Тема 2. Виды общения
Вопросы темы:
1. Виды общения.
2. Невербальные средства общения.
Успешно изучив материал темы, Вы будете:
Знать:
· виды общения;
· разновидности невербальных средств общения;
· правила по организации пространственной среды.
Уметь:
· осуществлять выбор видов общения в зависимости от целей и условий общения;
· различать средства коммуникации (вербальные/невербальные);
· грамотно использовать невербальные средства в общении с партнером (партнерами).
Основные понятия:
· виды общения: информативное/неинформативное (фатическое); вербальное/невербальное; устное/письменное; монологическое/диалогическое; прямое/косвенное; межличностное/публичное/массовое; частное/официальное;
· невербальные средства общения: визуальные, акустические, тактильные;
· группы невербальных средств: открытые/закрытые, включающие/исключающие, демократические/авторитарные;
· зоны общения: интимная, личная, социальная, публичная.
Теоретический материал
Вопрос 1. Виды общения.
Виды общения многообразны, существуют различные основания для их классификации. Мы основываемся на классификации Н.И. Формановской,[7] которая выделяет следующие виды общения:
· по цели:информативное/неинформативное (фатическое);
· по средствам: вербальное/невербальное;
· по форме речи: устное/письменное;
· по постоянной/переменной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое/диалогическое;
· по направленности: прямое/косвенное;
· по количеству участников: межличностное/публичное/массовое;
· по характеру взаимоотношений собеседников и обстановки общения: частное/официальное.
Информативное/неинформативное (фатическое) общение.Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. В ходе такого общения сообщается что-то новое для адресата. Неинформативное, илифатическое (от лат. fatus – «пустой»), общение нацелено не на передачу и прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, – вот основная цель такого общения. Типичные ситуации неинформативного общения:
1) между незнакомыми людьми – завязать знакомство, скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания (в транспорте и т.д.);
2) между малознакомыми людьми – укрепить знакомство;
3) при случайном знакомстве – соблюсти правила вежливого поведения, когда молчать неловко;
4) между хорошо знакомыми людьми (в том числе в семье) – сохранить сложившийся тип отношений.
В то же время фатическое общение часто сопровождает информативное, поэтому обычно в речи соблюдается информативно-фатический баланс как норма речевого поведения.
Вербальное/невербальное общение. Вербальное общение (от лат. verbalis – «словесный») – это словесное общение, т.е. общение на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это несловесное общение, в котором системой знаков служит сочетание жестов, позы, мимики, интонации и т.д. (Подробнее невербальные средства будут рассмотрены ниже.)
Устное/письменное общение.Эти виды общения соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному и аналогичным формам речи: устной и письменной.
Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что между участниками общения возможен личный контакт – одновременно зрительный и акустический, т.е. партнеры видят и слышат друг друга, или акустический, когда люди друг друга только слышат, например, по телефону или в лесу, в поле, в разных комнатах и т.д. Если же такой личный контакт невозможен или по каким-либо причинам нецелесообразен, то обычно прибегают к письменной форме речи (письму, записке, телеграмме, электронному сообщению, SMS-сообщению и т.п.).
На выбор партнером по общению устной или письменной формы влияет и то, насколько быстро ему необходимо получить отклик и нужно ли его получить вообще. Если отклик важен и получить его необходимо как можно скорее, то предпочтительнее устная форма речи, в которой ответная реакция следует незамедлительно. Если ответ не нужен или не нужен скорый отклик, то может быть выбрана письменная форма речи.
Иногда выбор формы речи определяется важностью или объемом передаваемой информации. Поскольку устная речь произносится однократно, а письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и сложную информацию или информацию большого объема удобнее передавать в письменной форме – для более адекватного понимания, а несложные сообщения можно передать в устной форме.
Все эти особенности в совокупности определяют выбор речевого жанра, соответствующего цели общения, чему посвящены специальные темы этого учебного пособия.
Монологическое/диалогическое общение. Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь,– монолог и диалог.
Монолог (от греч. monos – «один» + logos – «слово»)– это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами. |
Диалог (от греч. dia – «через» и logos – «слово»)– это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. |
Каждая реплика в диалоге, как бы она ни была коротка и обрывиста, выражает некоторую позицию говорящего, на которую можно как-то прореагировать, иными словами занять ответную позицию. Эта возможность занять ответную позицию и является во многом движущей силой развития диалога и общения в целом. Часто реплики образуют неразрывные пары: вопрос – ответ, утверждение – возражение, утверждение – согласие и т.д. Конечно, и в монологическом общении возможна ответная реакция партнера по общению. В качестве ответа в монологическом общении может выступить:
1) словесный отказ с новым содержанием;
2) действие (несловесное);
3) умолчание или отсутствие действия. Кроме того, ответ может быть письменным, отсроченным во времени и т.д.
Считается, что диалог – более древняя, природная форма речи, а монолог – продукт культуры. Что же вызвало необходимость появления монолога? Монолог продолжительнее реплики диалога, поэтому монологическое высказывание, как правило, более развернуто по сравнению с репликой. Это позволяет автору речи выразить более сложное содержание в наиболее приемлемой для этого форме.
Прямое/косвенное общение.Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени.
Прямым называется общение, при котором партнеры направляют свои действия конкретно друг на друга, воспринимая информацию «от первого лица». |
Прямое общение может быть непосредственным и опосредованным. Под прямым непосредственным общениемпонимается естественный контакт «лицом к лицу», осуществляемый при помощи вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств. Прямое непосредственное взаимодействие называют еще контактным. Прямое опосредованное общение – это «неполный» контакт, который осуществляется с помощью письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, сети Интернет и пр.), затрудняющих или отделяющих во времени и пространстве получение обратной связи. При «неполном» контакте существенно снижена доля невербальных средств общения, теряется живость и мгновенность ответной реакции. Однако в ситуациях, когда непосредственный контакт необязателен или нежелателен, предпочтительно именно прямое опосредованное общение. Прямое опосредованное взаимодействие называют также дистантным.
Косвенным называется общение, в процессе которого информация достигает партнера не напрямую, а через действия, направлявшиеся на предметы окружающей среды, или через других людей. |
Это означает, что следы нашей деятельности являются информативными для тех, кто потом их увидит или узнает о них от кого-либо. Например, мнение о компании, распространяющееся среди населения, формируется не только в процессе прямого общения клиентов с руководством фирмы, но также и на основе информации, полученной косвенным путем (рассказы других людей, внешний вид товара и его упаковки, содержание и эффектность рекламы и пр.)
Межличностное/публичное/массовое общение. Эти виды общения выделяются в зависимости от того, сколько человек принимают участие в общении.
Если во взаимодействии принимают участие двое (формула «один + один»), то это общение межличностное. В то же время степень близости между партнерами может существенно отличаться, поэтому внутри него выделяют персональное общение как общение на более значительной внутренней дистанции (официальное и полуофициальное) и общение личностное, свидетельствующее о дружеских, более тесных отношениях.
Если в общении принимает участие несколько человек (формула «один + немного»), то его особенности зависят от того, сколько всего человек вступают во взаимодействие и какова ситуация общения в целом. Это может быть и трое-четверо друзей в неформальной обстановке – тогда это общение близко к межличностному, а может быть и человек 20–30, и в этом случае оно становится, безусловно, публичным даже в неофициальной обстановке. Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и др.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. В этом случае возрастает уровень требований к оформлению речи, к соблюдению этических и коммуникативных норм.
Ответственность за речь и за ее последствия еще более возрастает, когда реализуется массовое общение. Общение называется массовым, когда аудитория превышает 100 человек (формула «один + много»): выступление на митинге, общем собрании, концерте; публикации в газетах, журналах, выступление на телевидении и т.д. Такое общение обычно называют коммуникацией (массовой коммуникацией). При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания: он, как правило, существует в воображении говорящего в обобщенном виде. Массовая аудитория требует не только точного подбора речевых средств, но и обязательно технических средств: микрофонов, телекамер и т.д.
Официальное/неофициальное общение.По характеру взаимоотношений собеседников и особенностям обстановки взаимодействия выделяют официальное и неофициальное общение. Официальное(должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно – с соблюдением всех правил и формальностей. Неофициальное (частное)общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.