Развитие прогностических способностей
Программа для детей с ЗПР.
Боловина Т. // ШП , №-32-99
Данная программа представляет собой систему поэтапного формирования прогностических навыков у младших школьников с задержкой психического развития. Она учитывает возрастные, физиологические и психические особенности таких детей. Программа содержит задачи разных уровней: начинается с простейших задач наглядно-действенного характера и заканчивается вербально-логическими.
Программа содействует развитию логического мышления учащихся, способности устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями, расширению кругозора, развитию речи. Стимульный материал предъявляется в различных формах: в наглядно-образной, вербальной, символьной (числовой).
Программа предназначена для общеобразовательных школ, классов выравнивания или компенсирующего обучения. Отдельные элементы программы могут быть реализованы в обычных классах массовой школы.
Программа предполагает индивидуальную работу с учащимися. Срок ее реализации - 2 месяца: 16 занятий продолжительностью 20 минут, по 2 занятия в неделю.
Программа апробирована в четвертом классе выравнивания средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением предметов г. Каширы.
Актуальность проблемы
Развитые прогностические способности являются одним из гарантов успешной деятельности человека. Опережающее отражение формируется у человека с момента рождения на перцептивно-сенсорном уровне. Оно постепенно усложняется, охватывая все большее количество исходных данных. Это дает возможность делать прогнозы большой временной протяженности и точности. Очевидно, что неумение прогнозировать результаты деятельности ведет к нерациональному выбору средств достижения поставленных целей, а также нередко и к неверной стратегии рассуждений и действий.
Цели и задачи
Основной целью данной программы является формирование у младших
школьников с задержкой психического развития следующих навыков: умения
анализировать исходные данные; умения строить на основе этого анализа прогнозы различной временной продолжительности.
Решаются следующие задачи:
q формирование способности к логическим рассуждениям;
q формирование способности к классификации и анализу исходных данных, к
вычленению решающих факторов, к оценке их влияния на результат деятельности;
q развитие воображения;
q привитие навыков планирования деятельности;
q расширение кругозора;
q развитие письменной и устной речи.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Задержка психического развития ребенка — это, по сути, отставание в формировании у него основных психических функций. Поэтому проводится соответствующая предварительная работа, основанная на доступном для учащихся материале. Это позволяет впоследствии освоить и более сложный вербально-логический материал.
Первая серия упражнений основана на использовании наглядно-действенного мышления. Задания ранжируются от простых (два параметра формы) до более сложных (четыре параметра формы и четыре параметра цвета). Ученикам предлагается выявить закономерность в чередовании геометрических фигур (по форме и цвету) и продолжить соответственно каждый ряд.
Вторая сериянаправлена в основном на развитие воображения. Ученикам надо сначала представить предмет, животное ли что-либо другое и затем составить это из предложенных геометрических фигур (помимо стандартных фигур — треугольника, квадрата, овала, круга и т. д., используются и нестандартные). Это также способствует формированию лабильности мышления.
Третья серия ориентирована на развитие отдельных операций мышления,
предшествующих формированию прогностических навыков. Она состоит из заданий типа «Продолжи ряды...». Первые из них представляют собой чередование звеньев цепи — ребенку необходимо вычленить это звено. Последние - прогрессию, и от ребенка с помощью взрослого требуется выявить зависимость, с которой изменяются ее составляющие, и продолжить ряд с учетом этой зависимости.
Четвертой серии предшествует объяснение ребенку понятий «причина» и «следствие». Объяснение сопровождается примерами. В процессе диалога ребенок сам указывает причины и следствия своих поступков (родителей, друзей), событий и происшествий. После того как педагог убедился в том, что понятия усвоены, ребенку предлагается попробовать самостоятельно выполнить задания серии. Нужно, чтобы при этом ребенок обосновал свой выбор. В случае, где есть несколько причин или следствий, указывается на необходимость определить основное следствие (основную причину).
Пятая серия представляет собой построение цепи возможных событий. Ребенку задается исходное событие и предлагается подумать, что может за ним следовать (чем оно может закончиться, как могут развиваться дальнейшие события).
Каждое новое упражнение предполагает более длинную цепь событий. Психолог при выполнении ребенком заданий повторяет его последнюю фразу («зеркалит») и сопровождает ее вопросом «А что было потом?». Два задания данной серии рекомендуется выполнять совместно с психологом, остальные же — ребенок должен сделать самостоятельно.
При работе с классом можно предложить что-то вроде соревнования, объявив конкурс на самую длинную историю. Важное условие — истории должны быть максимально правдоподобны.
Шестая серия состоит из упражнений, где из трех возможных ответов надо выбрать правильный. Задание выполняется учениками самостоятельно, а затем обсуждается (обсуждать лучше с двумя-тремя учениками). Учащимся предлагается
обосновать свой вариант ответа.
В случае если ответ выбран без учета данных условия, психолог указывает на исходные данные и дает возможность еще раз выбрать вариант ответа. Если самостоятельный анализ затруднителен, школьникам на помощь приходит психолог, объясняет влияние различных факторов и подает пример возможного анализа.
Седьмая серия представляет собой серию заданий «Мы идем в поход». Она
учит ребят планированию
Первая серия
Вторая серия.
Третья серия
АБсАБсАБсАБсАБс…
1230123012301230…
АааААаААаААаААа…
АбсАБсАБсАБсАБс…
1 + 1, 1 + 2, 1 +3, 1 +4, 1 + 5, …
10 + 1, 20 + 2, 30 + 3, …
АбвГДеЁЖзИКл…
КССККСССКККСССС…
2, 22, 3, 33, 4, 44, 5, 55, …
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, …
24, 22, 20, 18, 16, 14…
4, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20…
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24…
Четвертая серия
1. Укажи причину и следствие (подчеркни причину черной ручкой, а следствие — красной):
а) Игорь поранил ногу при игре в футбол, и его команда проиграла.
б) Пешеход, который нарушает правила дорожного движения, создает угрозу собственной безопасности и здоровью других пешеходов и водителей.
в) В этом году стояла снежная зима. Весной снег растаял и наполнил собой реку. Река вышла из берегов и залила луга. Когда вода ушла, плодородный слой ила остался на полях и удобрил их. В этом году ожидается хороший урожай.
г) Зимой в лесу нет ягод и съедобных кореньев — они скрыты снегом. Для медведя мало доступной пищи. Поэтому медведи зимой спят, питаясь
тем жировым запасом, который они накопили летом и осенью.
2. Определи и запиши причину:
а) Олег стал чемпионом школы по борьбе, потому что…
б) Теперь с Машей никто не дружит, потому что…
в) Ученые очень умные, потому что они…
3. Определи и запиши следствие:
а) Мама очень устала на работе и…
б) Саша самый старший из братьев, поэтому он…
в) Я хорошо выполнил домашнее задание и поэтому…
Пятая серия
1. Я поранил ногу при игре в футбол …
2. Я выиграл в лотерею 20 рублей…
3. Мне подарили на день рождения велосипед…
Шестая серия
1. Две недели шел сильный дождь, вода затопила мост. Город оказался отрезанным от остального мира. В городе есть своя электростанция и пекарня, но нет аэродрома. ЧТО, СКОРЕЕ ВСЕГО, ОЖИДАЕТ ЖИТЕЛЕЙ?
a) Город останется без хлеба. | b) Город останется без электричества. | c) Город останется без почтового сообщения. |
Отметь наиболее вероятный ответ.
2. Водитель нарушил правила дорожного движения. К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ПОВЕДЕНИЕ ВОДИТЕЛЯ?
a) Поведение водителя угрожает только пешеходам и строениям, находящимся около дороги. | b) Поведение водителя угрожает ему самому, пешеходам и другим водителям. | c) Водитель рискует только своей жизнью. |
Отметь наиболее вероятный ответ.
3. Петя не отличник, но успевающий, трудолюбивый ученик. Из-за болезни он пропустил неделю учебных занятий. ЧТО ЗА ЭТИМ ПОСЛЕДУЕТ?
a) Петя будет посещать дополнительные занятия и вскоре догонит ребят. | b) Петя останется на второй год. | c) Петя и так впереди всего класса. |
Отметь наиболее вероятный ответ.
4. Иван увлечен конструированием. Он с удовольствием помогает отцу в гараже. Какую ПРОФЕССИЮ, скорее ВСЕГО, выберет Иван?
a) Он будет водителем | b) Он будет механиком | c) Он будет художником |
5. Алеша – ученик 4 класса. Он – вратарь дворовой футбольной команды. Его любимые фильмы и книги — про войну, путешественников и географические открытия. Иногда в свободную минуту или во время тренировок он включает музыку. Рисует Алеша очень редко, только в школе. В 5 КЛАССЕ ЕГО ЛЮБИМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ БУДУТ:
a) Математика, физика, музыка. | b) Рисование, география, физкультура. | c) Физкультура, география, история. |
6. В Липецке два стадиона с футбольным полем, две гостиницы и четыре кинотеатра. В Кашире два стадиона (один в нерабочем состоянии), одна гостиница, музей и три музыкальные школы. В Ступино один стадион, один концертный зал и две гостиницы. В КАКОМ ГОРОДЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО ПРОВЕСТИ СПОРТИВНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ?
a) В Липецке | b) В Ступино | c) В Кашире |
Отметь наиболее вероятный ответ.
Седьмая серия
Упражнение «Мы идем в поход».
Ребятам сначала предлагается подумать, какие вещи и предметы необходимы в походе, и записать их. Здесь целесообразно использовать соревновательный компонент: кто напишет больше. После того как все списки составлены, с детьми обсуждается, для чего нужны те или иные предметы.
Затем каждый должен внимательно посмотреть на свой список и переписать
его с учетом необходимости каждой вещи (предмета). Задание формулируется
так: «Сначала напиши только то, без чего в походе совсем обойтись нельзя, что
необходимо в первую очередь. Потом — то, что тоже необходимо, но в меньшей
степени. Далее — без чего в принципе можно обойтись, но иметь не помешает. В
последнюю очередь — то, что совсем лишнее».
После этого проходит обсуждение, какие бывают походы (пешие, конные, водные и т. д.), куда можно пойти в поход (в горы, в лес, к морю и т. д.), для чего
можно пойти в поход. В конце обсуждения школьник самостоятельно выбирает
вид похода и формулирует его цель (отдых, спорт, знакомство с достопримечательностями).
Когда вид и цель похода выбраны, каждый ученик пересматривает и корректирует свой список необходимых предметов.
В заключение ребята составляют план похода: описывают последовательность событий. После этого дети самостоятельно проводят анализ использованных в походе предметов (что было использовано, а что нет).