Методика « дом, дерево, человек »
Цель:Оценка личности испытуемого уровня его развития, работоспособности,
взаимоотношений с окружающим миром.
Материал: Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий четыре
страницы. Первая страница для регистрации даты обследования и данных
испытуемого, последующие три страницы для рисунков: «Дом», «Дерево»,
«Человек», простой карандаш, ластик. Для дошкольников можно дать
обычный лист бумаги и цветные карандаши.
Инструкция для дошкольников: Нарисуй, пожалуйста, дом, он может быть
любым: тот, в котором ты живёшь, или , который ты видел где-то, может
быть сказочный. Постарайся нарисовать как можно лучше. После того,
как дом нарисован, просим нарисовать дерево и человека.
В протоколе зафиксировать:
-- время с момента предоставления инструкции до начала рисования
-- длительность любых пауз
-- общее время, использованное для рисования
Последовательность изображения деталей каждого рисунка, пронумеровать их.
-- Все комментарии ребёнка по возможности дословно
-- любые эмоции ребёнка в процессе выполнения теста
Вопросы для беседы:
Для рисунка человека:
-- это мужчина или женщина, мальчик или девочка?
-- кто он, сколько ему лет?
-- это твой родственник, друг или кто-нибудь другой?
-- о ком ты думал, когда рисовал?
-- что он делает, где он находится?
-- о чём думает, какое у него настроение?
-- кого тебе напоминает нарисованный человек:
-- что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?
-- какая погода на рисунке?
-- чего больше всего хочет этот человек, почему?
-- как одет этот человек?
Для рисунка дерева:
-- что это за дерево?
-- где находится это дерево?
-- сколько лет этому дереву?
-- это дерево растёт одно или среди других деревьев?
-- оно выше тебя, ниже или вы одинакового размера?
-- какая погода на этом рисунке?
-- есть ли на рисунке ветер, что это за ветер, в каком направлении он дует?
-- что тебе напоминает это дерево?
-- это дерево сильное, оно здоровое или больное?
-- кого тебе напоминает это дерево, почему?
-- чего больше всего хочется этому дереву, почему?
-- если бы вместо / птицы, другого объекта на рисунке, не имеющего отношения
к основному дереву /, был бы человек, то кто бы это мог быть?
Для рисунка дома:
-- сколько этажей у этого дома?
-- этот дом кирпичный, деревянный или ещё какой-нибудь?
-- это твой дом / если нет, то чей он / ?
-- когда ты рисовал дом, кого ты представлял хозяином?
-- тебе бы хотелось, чтобы этот дом был только твоим, почему?
-- если бы ты мог распоряжаться этим домом, как хочется, какую комнату ты бы
выбрал для себя, почему, с кем бы ты хотел жить в этом доме?
-- когда ты смотришь на рисунок, этот дом далеко или близко от тебя?
-- этот дом выше, ниже или одного размера с тобой?
-- о чём напоминает тебе этот домик?
-- этот дом приветливый, дружелюбный или …?
-- как ты думаешь, все ли в этом доме дружелюбные или …?
-- какая погода на этом рисунке?
-- о ком ты думаешь, когда смотришь на этот дом, почему?
-- чего больше всего хочется этому дому?
-- для чего нужна труба на крыше, куда ведёт эта дорожка…?
-- если бы вместо / куста или любого другого предмета на рисунке / был
человек, то кто бы это мог быть?
Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих
групп элементов: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий,
самокритичность, отношение к заданию, комментарии.
Интерпретация:
На рисунке дома должны быть изображены: дверь, окно, стены, крыша, труба
или что-то для обогрева дома.
На рисунке дереваобязательны: ствол, хотя бы одна ветка.
На рисунке человекаобязательны: голова, туловище, две ноги, две руки, два глаза,
нос, рот, два уха.
Отсутствие обязательных деталей в рисунках детей, имеющих средний уровень
интеллекта, говорит о снижении этого уровня.
Если рисунок содержит минимум деталей, но хорош с точки зрения пропорций и
перспективы, это может означать ,что ребёнку свойственны:
-- склонность к замкнутости
-- аномальное игнорирование традиционных вещей
Если минимум деталей при низком уровне качества пропорций и перспективы, то
можно предположить, что у ребёнка снижен интеллект или происходит снижение.
При чрезмерном количестве деталей - беспокойство, связанное с окружающим.
Анализ рисунка дома:
Окна: - это образ визуального контакта. Дом без окон, окно без стёкол, окна со
ставнями, занавесками, закрашенные – этозамкнутый, ушедший в себя ребёнок.
Много окон, украшенный цветами подоконник, круглое чердачное окно – всё это
говорит о ласковом и нежном отношении матери к ребёнку.
Двери: -возможность входа или выхода из дома. Фронтальная дверь – доступность
входа и выхода. Задняя или боковая дверь – бегство от действительности. Большой
замок на двери – замкнутость, необщительность ребёнка.
Труба: наличие трубы – хорошее отношение отца с ребёнком, из трубы идёт дым –
благоприятная атмосфера в семье.
Анализ рисунка дерева:
Деревосимволизирует то, как чувствует себя ребёнок в окружающей действительности.
Дерево с кроной в виде круга или овала – сильные враждебныеимпульсы.
Ствол – символизирует чувства, касающиеся личностного потенциала, способностей.
Крона: показатель степени и стремления к получению удовлетворения от окружающего.
Сломанные, поникшие, мёртвые ветки, рубцы:символизируют психические травмы.
Чувство неполноценности, несостоятельности, бесполезности, вины.
Образ мёртвого дерева – плохая приспособленность, адаптация.
Гибкость ветвей, большое количество, размер – адаптивность, ресурсы личности.
Корневая система: представляет силу и качество аспектов личности.
Внешние силы:погодные условия, через них дети выражают свои чувства к миру.
Ветер: символизирует подверженность воздействию внешних сил.
Ветер, дующий снизу вверх, - желание перенестись из реального мира в мир фантазий.
Ветер сверху вниз: левый угол - прошлое, правый – будущее.
Заходящее солнце – может означать депрессивное настроение.
Солнце за облаком: - тревожные, неудовлетворённые отношения / с кем – то… /
Анализ рисунка человека
Руки:прячет за спиной – значит, что-то натворил и не хочет, чтобы об этом узнали.
Ступни – символизируют движение. Без рук и ступней – беспомощность.
Рисунок, имеющий только глаза – излишняя подозрительность, осторожность.
Отсутствие носа, ушей и рта – указывает на нежелание общаться.
Линия земли /лишниедетали / - признак незащищённости вообще.
Облака:- тревожность, связанная с окружающей действительностью.