Иллюзии цвета и контраста, кажущиеся фигуры, невозможность фигуры, зрительные искажения.

8. Методы исследования восприятия.

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

9. Особенности зрительного восприятия.

Зрительное восприятие очень важно для человека. С его помощью он получает большую часть информации об окружающем мире.

Зрительное восприятие симультанно, т.е. целостно, воспринимается целостная картина, образ, который затем может анализироваться. Обратный процесс - создание образа из отдельных элементов происходит, в основном, в случае затрудненного восприятия (при помехах, недостаточной освещенности и т.п.).

Факторы, содействующие созданию целостного образа ("гештальта") по Вертгеймеру:

1. Близость элементов в поле зрения.

2. Сходство, похожесть.

3. Естественное продолжение, заполнение пробелов у знакомых фигур.

4. Замкнутость и стремление к ней.

Элементы в поле зрения не равнозначны, они разделяются на "фигуру" и "фон". Объекты, имеющие свойства гештальтов, легче образуют фигуры, но в каждом случае выделение фигуры из фона зависит и от предварительной установки наблюдателя. Некоторые примеры приведены на рисунках 2 и 3.

Характеристики зрительного восприятия служат адаптации человека к внешнему миру, но их следствием являются зрительные иллюзии (рисунок 4), возникновение которых связано не со свойствами зрения, а с ранним жизненным опытом. Так, зрительных иллюзий нет у племен, которые живут в круглых жилищах и не имеют опыта восприятия вертикалей, горизонталей и углов.

Люди довольно часто встречаются со зрительными иллюзиями в повседневной жизни, даже не зная об этом. Так, иллюзии стрел используется в архитектуре. Всем женщинам и дизайнерам известно, что горизонтальные полоски на одежде зрительно расширяют фигуру, а на шторах – увеличивают размер комнаты, но уменьшают ее высоту; ткани в вертикальную полоску производят обратное впечатление.

Восприятие формы зависит от трех групп факторов:

1.Физиологических факторов - наличия в мозге специальных клеток-детекторов (часть из них врожденная, часть формируется в раннем возрасте под влиянием опыта активного исследования внешнего мира).

2. Законов гештальта.

3. Жизненного опыта, особенно опыта, полученного при ощупывании предметов разной формы.

Восприятие величины зависит не только от размера проекции объекта на сетчатку, но и от представлений о пространстве, глубине, т.е. не абсолютно, а относительно. Первоначально величина познается исходя из мышечного опыта. (рисунок 5)

При восприятии пространства началом координат служит собственное тело. Зрительное восприятие пространства различается в зависимости от того, осуществляется оно одним глазом (монокулярно) или двумя глазами (бинокулярно).

На сетчатке каждого глаза область центрального зрения охватывает относительно небольшую площадь в 2°-4°. В этой области острота зрения максимальна – можно заметить линии толщиной 1 угловую секунду (менее толщины человеческого волоса) и отличить друг от друга элементы изображений размером 15 угловых секунд. Область ясного видения на сетчатке каждого глаза занимает 30°-35°, а переферического - достигает 75°-90°. При повороте глазной оси, но при неподвижной голове границы поля зрения одного глаза составляют: по горизонтали к виску - 90°-100°, к носу - 50°-60° (всего 140°-160°), по вертикали вверх 50°-60° и вниз 60°-75° (всего 110°-135°).

Общее поле зрения двух глаз (бинокулярное) составляет приблизительно круг диаметром 70°. Всего одновременно двумя глазами человек может охватить 180° по горизонтали и 120° по вертикали, хотя при этом переферическая часть изображений лежит вне поля ясного видения.

Основой зрительного восприятия глубины 3-х мерного пространства служит наличие у человека бинокулярного и монокулярного полей зрения и следующих свойств зрительной системы:

-аккомодация - изменение кривизны хрусталика при восприятии далеких и близких объектов (наводка на резкость), действует на расстоянии 5-6 метров .

- конвергенция - сведение и разведение осей зрения при восприятии объектов разной глубины. О глубине информирует угол между осями. Действует на расстоянии до 450 м.

Возможно определение расстояния до 2,5 км. по различиям изображений на 2-х сетчатках. Изображение, которое попадает на симметричные точки на сетчатках обоих глаз воспринимается как видимое единым, "циклопическим" глазом. При небольшом расхождении изображений на сетчатках 2-х глаз возникает стереоэффект, при большом расхождении изображений возникает двоение. При еще большем несовпадении изображений на двух сетчатках происходит диспаратное соревнование - человек видит то одно, то другое изображение.

Восприятие глубины возможно и одним глазом благодаря линейной перспективе (уменьшению видимого размера предметов) и загораживанию ближними деталями дальних. (Рисунок 5)

Уменьшение размеров предметов при их удалении используется для отображения глубины пространства на плоскости картины или экрана. Этот способ изображения пространства кажется естественным, но он используется в полной мере только в европейской культуре и при том относительно недавно. Правила рисования "в перспективе" впервые сформулировал Леонардо Да Винчи. Согласно этим правилам, уменьшение размеров происходит линейно (так сделаны изображения на рисунке 5). В 70-80-х годах ХХ века Б.Раушенбах доказал, что линейная перспектива – не единственная возможная. Ближе свойствам человеческого зрения соответствует перцептивная перспектива, при которой объекты на переднем плане изображаются несколько меньшими, а на заднем плане – несколько большими, чем при линейной перспективе.

С монокулярным восприятием пространства связана иллюзия Луны – в полнолуние кажется, что у горизонта размер лунного диска гораздо больше, чем в зените. Эта иллюзия известна людям очень давно, она описана еще в древнеегипетских папирусах. Эксперименты с фотографиями Луны на разной высоте над горизонтом показали, что иллюзия объясняется тем, что у горизонта Луна видна в одном поле зрения с земной поверхностью и предметами на ней, а в зените – только на фоне звезд.

Восприятие движения во многом определяется физиологическими факторами. Наличие или отсутствие движения определяется очень быстро при появлении изображения объекта в любом месте в поле зрения, так как в мозге имеются для этого специальные новизны. Направление движения оценивается по перемещению изображения объекта по сетчатке и по последовательности работы мышц, направляющих движения глаз и шеи при прослеживании и компенсации движения объекта. По скорости этих процессов определяется скорость движения.

Фи-феномен - иллюзия перемещения возникает, если промежуток между двумя последовательно возникающими положениями объекта составляет менее 0,1 сек. Это свойство зрения составляет основу кино.

Восприятие яркости и цвета. Зрение человека может осуществляться в огромном диапазоне яркостей – от приблизительно 10-6 кд/м2 (абсолютный порог) до 106 кд/м2 (болевой порог). Наилучшие условия для зрения складываются при уровне освещенности от нескольких десятков до нескольких сотен кандел на квадратный метр и при отношении яркости объекта к яркости фона (контрасте) в пределах 0,6-0,95.

Специальные светочувствительные клетки распределены по сетчатке неравномерно. Клетки, которые называются колбочки полностью занимают центральную часть сетчатки, и частично - примыкающей к ней область ясного видения. Колбочки обладают высокой остротой зрения и способны различать цвета. Но они относительно мало чувствительны и включаются только при достаточно большом освещении, поэтому такое зрение называют дневным. Другие светочувствительные клетки – палочки – находятся в зоне ясного видение совместно с колбочками и в периферических областях сетчатки. Они обладают высокой чувствительностью к свету, особенно белому и голубому и к контрасту. С их помощью человек может видеть при слабом освещении, поэтому такое зрение еще называют сумеречным. Однако, острота такого зрения относительно невелика и палочки не различают цветов. (Это точно подмечено в пословице: "Ночью все кошки серы".)

Разложение белого луча в цветной спектр в природе можно видеть в радуге. В лаборатории это первым сделал великий физик И.Ньютон, пропустив солнечный луч через призму и спроецировав изображение на белый экран. При этом границы между цветами размыты, и определить их точно на глаз нельзя. Но Ньютон произвольно установил, что цветов 7, т.к. считал это число мистическим.

Человеческий глаз чувствителен к электромагнитым волнам длиной от 380 до 760 мм. Именно этот диапазон называют видимым светом. Световой поток, в котором смешаны лучи с разной длинной волны, воспринимается как белый. Наиболее короткие волны воспринимаются как фиолетовые, наиболее длинные – как красные. Глаз максимально чувствителен к желто-зеленым тонам, длина волны которых около 550 мм. Имеются еще 2 пика чувствительности – в синей и в красной областях. Все остальные цвета определяются в мозге из сочетания этих цветов и белого. Свойства цветного зрения человека учитывались при создании цветного телевидения – все цвета на экране формируются их смешения красного, зеленого, синего, желтого и белого лучей.

Цвета, близкие к синему, воспринимаются и палочками, и колбочками, а близкие к красному – только колбочками. При ярком дневном свете красные цвета кажутся более яркими, чем синие. Но при слабом сумеречном освещении, когда работа колбочек ослабевает, красные цвета кажутся темными, почти черными, а синие – более яркими. Это явление используют, например, визажисты. Они советуют использовать в декоративной косметике днем теплые тона для подчеркивания и синие – для теней, а вечером, особенно при слабом освещении – наоборот.

Условия для зрительного восприятия естественных объектов изучает видеоэкология. В рамках этих исследований было показано, что для процесса зрения важны не только освещенность, контраст и цветовая гамма, но и условия для организации движений глаз. Давно было известно, что при зрительном восприятии глаза человека находятся в непрерывном движении, которое состоит из плавного "дрейфа" и быстрых скачков ("саккад"), между которыми глаза сохраняют относительную неподвижность в течение 0,2-2 сек. При восприятии объектов или картин глаза движутся по наиболее информативным точкам (например, при осматривании лица или его изображения – прежде всего по губам и глазам). Маршруты движений глаз по объектам у разных людей в принципе сходны, но есть и различия между людьми, индивидуальные стили осматривания.

Видиоэкологические исследования современных городов продемонстрировали, что равномерная, гомогенная зрительная среда, в которой глазам "не за что зацепиться" (например, длинные коридоры, гладкие стены домов с равномерными рядами окон и т.п.) вовлекает глаза в несвойственные им ритмические движения. Это приводит к обеднению восприятия, создает ситуацию частичной сенсорной депревации - лишения информации. При этом человек начинает бессознательно стремиться к поиску дополнительной информации и к разрушению условий, которые видеоэкология определяет как агрессивную зрительную среду.

10. Оборудование, используемое для исследования ощущений.

11. Особенности восприятия зрительных иллюзий.

Зрительными иллюзиями называются неправильные или искаженные восприятия величины, формы и удаленности предметов.


Иллюзии следует отличать от галлюцинаций. Последние возникают при отсутствии каких-либо предметов внешней действительности, воздействующих на органы чувств. Они имеют исключительно центральное происхождение и связаны с расстройством мозговой деятельности. Иллюзии же возникают при непосредственном восприятии действительно существующих и воздействующих на рецепторы предметов, пространственные свойства которых, однако, неправильно воспринимаются.

Зрительные иллюзии разнообразны по своему характеру и по причинам, лежащим в их основе.

1. Неправильное восприятие величины предмета.Две равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися, а в другом — расходящимися углами, воспринимаются как неодинаковые по величине: линия со сходящимися углами кажется меньшей, а линия с расходящимися углами — большей (рис. а). Два совершенно равных кружка воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки (рис. б). Две совершенно равные линии АГ и ДГ воспринимаются как неодинаковые по размерам, если одна из них является диагональю меньшего, а другая — большего четырехугольника (рис. в).

Иллюзии цвета и контраста, кажущиеся фигуры, невозможность фигуры, зрительные искажения. - student2.ru Иллюзии цвета и контраста, кажущиеся фигуры, невозможность фигуры, зрительные искажения. - student2.ru


В первых двух случаях неправильное восприятие величины линий обусловлено тем, что они воспринимаются не изолированно, а как части более сложного целого. На рис. а мы видим, собственно, не линии, а две отличающиеся известной сложностью фигуры, из которых одна действительно больше другой в соответствии с различным характером ограничивающих их углов. Поэтому и линии кажутся нам не равными. Та же самая закономерность имеет место и в примере с диагоналями: одна из них составляет часть большей, а другая — меньшей фигуры.

Эти виды иллюзий объясняются общим законом, по которому восприятие целого обусловливает характерные особенности восприятия его частей: линия, входящая в состав большей фигуры, будет восприниматься как большая, и наоборот.

Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов: предмет будет казаться больше своей действительной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.

2. Искажение формы предметов. Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий (рис. г). Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий (рис. д).

Иллюзии цвета и контраста, кажущиеся фигуры, невозможность фигуры, зрительные искажения. - student2.ru


Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том законе восприятия, по которому резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных на этом фоне предметов. Мы видим фон как бы сплошь заполняющим зрительное поле и не прерывающимся в месте расположения основного рисунка: при достаточной резкости фона форма основной фигуры меняется в соответствии с характером фона.

3. Иллюзии геометрической перспективы. Одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом ближе расположенный предмет кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины (рис. е).

Иллюзии цвета и контраста, кажущиеся фигуры, невозможность фигуры, зрительные искажения. - student2.ru


Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся. В нашем предшествовавшем опыте изображения предметов на сетчатке всегда уменьшались при их удалении от нас, а относительная разница величин сохранялась. Когда же теперь эта относительная разница нарушается и изображение предмета на сетчатке получается значительно большим, чем изображения других, равноудаленных с ним предметов, мы воспринимаем предмет как действительно больший.

4. Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная всегда воспринимается зрительно, как значительно большая по сравнению с горизонтальной. В связи с этой иллюзией высота предметов кажется нам больше ее действительной величины.

Иллюзии цвета и контраста, кажущиеся фигуры, невозможность фигуры, зрительные искажения. - student2.ru

Эта иллюзия настолько постоянна и закономерна, что ее приходится учитывать во многих практических действиях, например при расчете высоты зданий в архитектурных проектах, при установлении определенных размеров печатного шрифта и т.д. Цифры (3) и (8) мы видим как состоящие из равных половин только потому, что в действительности верхние половинки этих цифр сделаны меньшими по сравнению с нижними: если цифры перевернуть, мы увидим, что их верзние и нижние половинки не равны.

12. Особенности слухового восприятия.

Слуховое восприятие очень важно для человека, поскольку естественная речь существует именно в звуковой форме. С помощью речевых звуков люди общаются между собой. Кроме того, большое значение человеческой культуре и в жизни каждого человека имеет музыка. С помощью слуха люди получают много другой информации природного и технического происхождения.

Динамика, протяженность во времени - специфический признак слухового образа, звука без длительности не существует. Поэтому слуховое восприятие сукцессивно, то есть развернуто во времени, последовательно.

Слуховой образ, формирующийся при восприятии звучания, включает в себя и собственно звук, и образ объекта - источника звука. Он не так конкретен, как зрительный образ. Звуковые волны содержат полную информацию о пространственном положении и звуковых свойствах объекта. Для естественных звуков источник и объект совпадают, но при звукозаписи они разделены Объект восприятия - звук (например, пение птицы), а источником может быть магнитофон. Но незнакомые звуки должны быть "опредмечены", чтобы с ними можно было иметь дело, т.е. чтобы можно было их понять, запомнить и для чего-либо использовать. Предметная отнесенность звука обеспечивает возможность адекватного представления об окружающей действительности и ориентацию в акустическом пространстве. По уровню искажения предметного содержания образа, возникающего при прослушивании записи, судят о ее качестве и степени искаженности.

У звукового образа, как и у всякого другого, 3 главных функции: когнитивная, коммуникативная и регулятивная.

Когнитивная, то есть познавательная функция состоит в сообщении той или иной информации. Природные звуки для человека, в основном, когнитивны - "природа информирует, а не ведет беседы".

Коммуникативная функция звуков состоит в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом. Она особенно важна, так как звуковая речь для человека - основное средство общения. Речевой звук несет не только собственно словесный (вербальный) смысла, но и передает дополнительную информацию с помощью интонации, громкости и т.п.

Регуляторная функция состоит во влиянии звука на настроение, ритма движений и т.п.

_ Объективные и субъективные характеристики звука._Простота и сложность звуков.

Двум физическим характеристикам звукового тона - интенсивности и частоте - соответствуют четыре субъективных качества звука:

1. Громкость - определяется в основном интенсивностью, но зависит и от частоты. Громкость сложных звуков зависит от суммации громкости составляющих частот. Она максимальна при средних интенсивностях и тогда, когда все компоненты имеют приблизительно равную интенсивность. К громкости нет привыкания, т.е. она субъективно не снижается при длительном (до 30 мин.) звучании.

2. Высота - определяется в основном частотой, но зависит и от интенсивности, и от длительности сигнала и от того, одиночный это звук, или аккорд.

3. Объем, увеличивающийся с ростом интенсивности и уменьшающийся с ростом частоты, то есть самыми объемными слышатся громкие низкие звуки (например, оперный бас) или тихие звуки высокой частоты (например, писк одного комара может, кажется. "заполнять" всю комнату) .

4. Светлота или плотность, которая увеличивается с ростом частоты и интенсивности, то есть самыми светлыми и плотными слышатся громкие высокие звуки (например, хоровое пение дискантами – высокими детскими голосами).

Тембр позволяет различить звуки, имеющие одинаковые высоту, громкость и длительность. Тембр характеризует звук в целом, распределение частот в нем, а высота - фокусировку этого распределения. Для тембра важны взаимосвязи между параметрами - если пустить запись звуков рояля наоборот, тембр измениться, хотя частоты останутся теми же. Тембр экологичен и потому, вероятно, первичен для восприятия звука, а чистые тона - вторичны, следствия общего тембра.

Акустически сложными считаются звуки, содержащие более 1 гармоники (более 1 чистого тона), но психологически, с точки зрения влияния на создание образа, дело обстоит иначе.

Физически простые звуки (состоящие из 1-2 частот) бывают только в лаборатории, они не экологичны, к ним не приспособлено ухо. Психологически простой звук тот, в образе которого люди выделяют четкий субъективный параметр (признак) и удерживает его на фоне изменений других признаков. Физически он может быть и сложным.

__Бинауральный и пространственный слух.

Образ бинаурального звука, поступающего от 2-х ушей, для человека един. Это экологично, соответствует предметности целостного образа. Бинауральный звук громче моноурального (от одного уха) в среднем в 2 раза, причем для широкополосных (включающих много разных частот) звуков эффект заметнее, чем для узкополосных (состоящих из близких частот). Кроме того, при бинауральном прослушивании дифференциальные пороги по частоте и интенсивности в среднем в 1,5 раза ниже, чем при моноуральном.

Звуковые образы, точнее звучащие объекты, всегда субъективно локализованы в пространстве. Локализация звука возможна раздельно в 3-х измерениях (плоскостях): горизонтальной по фронту - право-лево от центра, медиальной - вверх-вниз, по глубине - удаление-приближение.

Лучше всего изучена локализация по горизонтали. Эксперименты показали, что она оценивается людьми как наиболее существенная для вынесения суждения об источнике звука. Ее признаки - различия интенсивности и момента прихода звука от одного источника в обоих ушах. Ошибка в различении углового сдвига, "размывание локализации" минимальна в зоне прямо перед носом и составляет там 1 градус. При изменении азимута вправо и влево до 90 град. эта ошибка увеличивается в 3-10 раз. Шумоподобные и вообще сложные звуки локализуются лучше, чем чистые тоны.

Локализация в медиальной плоскости (верх - низ) зависит не от самой бинауральности, а от ушных раковин. Эта локализация хуже, ее размывание - 4-17 град.

Локализация по глубине (удаленности) для стационарного источника звука зависит от расстояния:

1. 3-15 м - локализация определяется уровнем звукового давления (громкостью). Оно падает на 6 дБ при каждом удвоении расстояния.

2. Более 15 м - затухание звука зависит от его частоты - высокочастотные затухают быстрее, поэтому дальние звуки кажутся ниже и низкие слышны с больших расстояний. Именно поэтому сирены полицейских машин делают с переменной частой звучания – они хорошо слышны с любого расстояния, а сирены маяков делали звучащими очень низко для того, чтобы они были слышны на большом расстоянии.

Кроме того, для локализации источника звука и правильного восприятия самого звука важно естественное распространение звука в пространстве, в том числе частичное поглощение звука и его отражение от окружающих предметов. В специальной лабораторной звуковой камере, где нет отражения и реверберации (повторяемости) звука человек чувствует себя как в невесомости - отключен один постоянный источник информации о пространстве. Это ощущается как частичная сенсорная депревация, т.е. лишение важной информации. При этом звуки становятся неузнаваемыми, в т.ч. собственный голос.

Предметность и целостность слухового восприятия.

Слуховой поток - последовательность звуков, воспринимаемая как целое, поскольку она имеет внутреннюю согласованность и неразрывность (мелодии, слова, знакомые природные или технические звуки и т.д.). На воспринимаемые характеристики каждого звука влияют предшествующие, совпадающие и последующие звуки. Слуховая система способна решать, какие звуки принадлежат одному источнику, а какие - разным, т.е. различать слуховые потоки. Для разделения звуковой последовательности на потоки требуется время, поскольку сначала все текущие звуки анализируются вместе, пока не наберется информация для альтернативного решения.

Для идентификации звука человек должен быть информирован о том, каким событиям соответствуют звуки. Для незнакомых звуков человек ищет аналоги для опредмечивания и наименования. Для естественных звуков человек ищет эталон-прототип. Адекватное опознание и воспоминание естественных звуков связано с воcстановлением зрительного образа источника и словесного аналога, который зависит от родного языка, так, например, утка говорит русскому "Кря-кря", а англичанину "Дак-дак"

Восприятие звука включает моторный компонент - "пропевание" или "повторение" звуков. При любом слуховом восприятии происходит микронапряжение мышц гортани и языка. Если эти напряжения затруднены, затрудняется и нарушается восприятие звуков.

13. Методы исследование памяти.

Л.Н.Кулешова: при экспериментальном исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная).
В каждом конкретном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором. Например, это может быть изучение объема кратковременной памяти и способов его увеличения в деятельности оператора или метод заучивания при измерении двигательной памяти с целью совершенствования деятельности сборщиков тех или иных механизмов, а также водителей транспорта. Для определения факторов, стимулирующих память в процессе познавательной деятельности учащихся, применяют методы сбережения, воспроизведения элементов и некоторые другие. В клинике поражений головного мозга широко используется изучение процессов памяти с целью диагностики.
Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. В этих экспериментах всегда имеется четыре переменных:
1) вариации стимульного материала и способа его предъявления испытуемому;
2) вариации способа запоминания стимульного материала;
3) вариации интервала между запоминанием и воспроизведением (или узнаванием);
4) вариации способа воспроизведения запечатленного материала.
Различия методов исследования и заключаются в модификации этих переменных.
Методы также можно разделить на исследования памяти конкретного человека и исследования общих закономерностей памяти. К числу последних относится, например, получение кривой забывания Эббингауза или же нахождение числа Миллера.

Для исследования памяти используют следующие методики.

1. Десять слов

Испытуемому зачитывают десять простых слов, после чего он должен повторить их в любом порядке 5 раз. Полученные результаты экспериментатор вносит в таблицу. Спустя 20–30 мин испытуемого снова просят воспроизвести эти слова. Результаты также вносятся в таблицу.

Пример: вода, лес, стол, гора, часы, кошка, гриб, книга, брат, окно.

2. Метод пиктограмм

Испытуемому предъявляется 15 слов для запоминания. Для облегчения этой задачи он должен сделать карандашом зарисовки. Записей или буквенных обозначений делать не разрешается. Испытуемого просят повторить слова после окончания работы, а затем – еще раз через 20–30 мин. При анализе особенностей запоминания обращают внимание на то, сколько слов воспроизведено точно, близко по смыслу, неверно и сколько не воспроизведено вообще. Модификацией данного метода может служить тест А. Н. Леонтьева. Этот метод предполагает не рисование, а выбор предмета из предложенных готовых картинок. Методика имеет несколько серий, различных по степени сложности. Тест А. Н. Леонтьева можно использовать для исследования памяти у детей, а также у лиц с невысоким уровнем интеллекта.

3. Воспроизведение рассказов Испытуемому зачитывают рассказ (иногда рассказ дается для самостоятельного чтения). Затем он должен воспроизвести рассказ устно или письменно. При анализе результатов экспериментатор обязательно учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены испытуемым, не наблюдается ли у него конфа-буляций (заполнения пробелов в памяти несуществующими событиями).

Примеры рассказов для запоминания: «Галка и голуби», «Вечный король», «Логика», «Муравей и голубка» и др.

4. Исследование зрительной памяти (тестА. Л. Бентона).

Для проведения этого теста используется пять серий рисунков. При этом в трех сериях предлагается по 10 карточек одинаковой сложности, в двух – по 15 карточек. Испытуемому в течение 10 с показывают карточку, а затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге. Анализ полученных данных проводится с помощью специальных таблиц Бентона. Этот тест позволяет получить дополнительные данные о наличии органических заболеваний головного мозга.

При проведении патопсихологического эксперимента, направленного на исследование нарушений памяти, обычно выявляются особенности непосредственной и опосредованной памяти.

15. Измерение объема кратковременной памяти.

См. последнюю практическую (называние 20 слов, методика Лурии для детей). Исследование объема кратковременной памяти

Цель исследования:

определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Материал и оборудование:

бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор

5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207

Второй набор

7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897

Третий набор

1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716

Четвертый набор

7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому:

"Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

  • ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";
  • наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
  • количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
  • коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Иллюзии цвета и контраста, кажущиеся фигуры, невозможность фигуры, зрительные искажения. - student2.ru

Пк

– обозначение объема кратковременной памяти,

А

– наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С

– количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n

число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Коэффициент объема памяти /Пк/

Уровень кратковременного запоминания 10 8-9 7 6-53-4

очень высокий высокий средний низкий очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

16. Влияние феномена незавершенного действия на запоминание.

(Кратко) ЭФФЕКТ ДЕЙСТВИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО (эффект Зейгарник) — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б. В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняемого мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные, — эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Именно, лучше запоминается та информация, что связана с оставшимся незаконченным действием. Количество запомненных прерванных задач оказывается примерно вдвое выше количества запомненных завершенных. Это получило в рамках учения К. Левина следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая возникает в начале действия, но не разряжается при незаконченном действии. Эффект действия незавершенного зависит от многих переменных: 1) от возраста испытуемых; 2) от отношения числа завершенных задач к числу незавершенных; 3) от времени решения каждой задачи; 4) от относительной трудности задач; 5) от отношения субъекта к прерванной деятельности; 6) от его заинтересованности в выполнении задания, и пр. Но он наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при слабой мотивации — прерванные. Эти эксперименты породили дальнейшие исследования влияния на процессы памяти уровня притязаний и самооценки личности. Было доказано, что при адекватной самооценке эффект действия незавершенного соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке — нет. Несмотря на большой экспериментальный материал, эффект н<

Наши рекомендации