Размещение фигуры по горизонтали
Фигура, смещённая в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать
об инфантильности ребёнка, его стремлении назад, в детство / чрезмерные требования,
появление младшего брата /, человек более склонен фантазировать, размышлять,
ребёнок не всегда завершает начатое дело в разных видах деятельности.
Фигура, сдвинутая в правую сторону,либо смотрящая вправо, говорит о желании
стать взрослым, о стремлении в будущее / дети не очень удовлетворены настоящим /
Высокая целеустремлённость и активность.
Голова в положении анфас –свидетельство эгоцентризма.
Фигура, вытянутая по горизонтали,чаще говорит о неуверенности, тревожности.
А по вертикали –об уверенности, стремлении к лидерству, агрессивности.
Голова:крупная по отношению к телу, говорит о том, что ребёнок высоко ценит
интеллектуальные качества в себе и окружающих.
Глаза, уши, рот – их отсутствие говорит о неприятии информации, поступающей по
данному сенсорному каналу.
Ресницы:показатель демонстративных манер, заинтересованность в одобрении.
Рот: - приоткрытый, в котором виден язык – разговорчивость, болтливость.
Открытый рот, заштрихованный – лёгкость возникновения опасений и страхов.
Рот с зубами:особенно заострёнными – признак вербальной агрессии: защитной,
огрызаетсяна агрессию. Зачерченный круглый рот – боязливость, тревожность.
Рога, шипы, иглы, когти, щетина, клюв: дополнительные признаки агрессии.
Грива, шерсть,подобие причёски – чувственность, сексуальность.
Перья:демонстративное поведение, тенденция украсить себя.
Панцирь, броня –желание ребёнка спрятаться, уйти от общения / проявляется у
замкнутых, тревожных детей.
Барьеры, заборы: отгороженность самого ребёнка, желание уйти от общения.
Рисунки птиц, бабочек,зверей с крыльями – это желание избавиться
от неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников.
Антенны, провода, бинокли – интерес к окружающему миру, к другим людям.
Опорная частьфигуры / ноги, лапы, постамент / оценивается по форме и размеру.
Основательность ног – рациональность, обдуманность решений, сдержанность.
Субтильные лапки – легкомыслие, поверхностность суждений, импульсивность.
Ноги одинаковые, направлены в одну сторону – стандартность, банальность мышления.
Разнообразность формы и положения ног – самостоятельность, своеобразность
мышления. Необычные ноги – проявление творческого начала.
Соединение ног с корпусом:точное, тщательное, небрежное, слабое или вовсе нет
соединения. Это степень контроля ребёнка за своими рассуждениями, решениями.
Крылья, щупальца,дополнительные ноги, перья, бантики, кудри-завитушки.
Если это функциональные детали, это говорит о широком круге интересов,
Любознательности, увлечённости своей деятельностью.
Если же украшающие детали – демонстративность, манерность.
Хвосты:выражают отношение к собственным действиям, решениям, поступкам.
Хвосты повёрнуты вправо – отношение к своим действиям и поведению.
Хвосты повёрнуты влево - отношение к собственному внутреннему миру.
Хвост направлен вверх - положительное отношение к себе, бодрость, уверенность.
Хвост направлен вниз – недовольство собой, неуверенность, подавленность.
Контуры фигуры:наличие выступов, шипов, иголок, наростов – особенности
психологической защиты от окружающих.
Направленность вверх – источник напряжения люди: родители, воспитатели, учителя.
Направленность вниз – боязнь непризнания, насмешек, потеря авторитета.
Боковые выступы: готовность встретить опасность с любой стороны.
Общая энергия:чем больше составных частей и элементов в фигуре животного,
тем выше энергия ребёнка. В противоположном случае – мало энергии у ребёнка.
Слабая паутинообразная линия, без нажима – характерна астеникам.
Жирная линия, с нажимом – это тревожность, повышенный тонус мышц рук.
Сильная прямая штриховка – внутреннее напряжение, стремление к лидерству.
Косая штриховка с сильным нажимом – нервозность, неуверенность, обидчивость.
Штриховка кругами – связана с инфантилизмом, стремлением ребёнка к защите,
к любви и ласке, которых ему не хватает.
Животные угрожающие:лев, бегемот, волк, слон.
Нейтральные: белки, собаки, кошки.
Те, кому угрожают: - это птицы, муравьи, насекомые, улитки, букашки.
Это отношение к своему «Я», представление о своём положении в мире, здесь
рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление животного человеку, схожесть мордочки животного с лицом и т.д. –
это признак инфантильности, эмоциональной незрелости.
Фигура круга, особенно ничем не заполненного, - скрытность, замкнутость.
Вмонтирование механических частей в тело животного /постамент, гусеницы /
Пропеллер, винт в голове, электролампы в глазах, рукоятки, антенны в теле – это
наблюдается чаще у детей с шизоидной акцентуацией характера, психической
патологией.
Название животного
Книжно-научные названия – «роботелиус» - демонстративность в плане интеллекта.
Бессмысленные звукосочетания – показатель легкомыслия.
Повторяющиеся слоги – « кра-кра, кряк-бряк , кус-кус, ми-ми » - инфантильность.
Удлинённые названия – «гулобарникле» - склонность к фантазированию.
Соединение смысловых частей: «бегекот, лисобак» - рациональность.
ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ »
Цель: Диагностика внутрисемейных отношений. Выявить отношение ребёнка к членам
своей семьи, восприятие ребёнком своего места в семье, его отношение к семье
в целом и отдельным её членам, а также взаимоотношения, которые вызывают у
ребёнка тревогу.
Материал:Лист белой бумаги А 4, простой карандаш, цветные карандаши.
Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, как ты её себе представляешь.
Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания отмечаем:
последовательность рисования, паузы более 15 секунд, стирания деталей, эмоции.
Беседа проводится после рисования для получения дополнительной информации:
-Чья семья изображена на рисунке – его самого или другая?
-Скажи, кто тут нарисован?
- Где они находятся и чем заняты в данный момент?
- Что они делают? Кто это придумал?
- Им весело или скучно? Почему?
- Как ты думаешь, люди на картинке весёлые или грустные?
- Кто из нарисованных людей самый весёлый? Почему?
- Кто из них самый грустный? Почему?
- Если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, кто
бы из них остался дома?
- Тебе дали два билета в цирк, кого ты возьмёшь с собой?
- Вы собрались в гости, а кто-то из членов семьи заболел, кто?
- Если один из детей ведёт себя плохо, будет ли он наказан? Как?
Интерпретация:
Все принципы рисования фигуры человека сохраняются и переносятся на рисование
семьи. Рисунок смотрим в зеркальном отражении.
Левая сторона туловища отражает эмоциональную сферу, привязанность.
Правая сторона – социальную сферу, отношения. Если правая рука короткая, то
возможны проблемы в социальной сфере.
Дистанция между членами семьи:Чем ближе друг к другу нарисованы все члены
семьи, тем они дружнее. Чем длиннее расстояние между ними, тем они дальше.
Если между ними предметы, барьеры – это стена непонимания, живут сами по себе.
Интерпретация рисунка условно подразделяется на 3 части:
- анализ структуры рисунка
- особенности графического изображения
- анализ процесса рисования