Семинар 1. Психологические особенности студенческого возраста

Вопросы, предлагаемые для обсуждения:

1. Юность в контексте жизненного пути личности. Психологические трактовки юности.

2. Развитие интеллектуальной сферы.

3. Эмоциональное развитие.

4. Развитие личности.

5. Общение в юношеском возрасте.

6. Феноменология кризиса юности.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы задачи развития в юности?

2. Что составляет психологическую базу профессионального самоопределения в юности?

3. Что характеризует новую структуру личности в юности?

4. Каковы особенности общения со сверстниками и взрослыми в юности?

5. Что характеризует интеллектуальное развитие в юности?

6. Как видоизменяется задача «учить учиться» в студенческом возрасте?

7. Каковы особенности мотивационно-потребностной сферы в юности?

8. Как происходит развитие самосознания в ходе профессионального самоопределения?

9. Каковы возрастные особенности и предпосылки развития способностей в юности?

10. Как может преподаватель учитывать индивидуальные особенности студентов в процессе обучения?

11. Как влияют на студентов заниженные и завышенные требования, предъявляемые к ним преподавателем в процессе обучения?

Исследовательские и творческие задания:

Задание 1. Составьте поведенческий портрет своего однокурсника, пользуясь следующими указаниями:

1) Составляется в произвольной форме, возможны употребления оборотов, литературных сравнений;

2) Должен касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;

3) Может описывать любые особенности поведения, начиная с характеристик жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения;

4) Не должен содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется, а также суждений и оценок наблюдателя относительно его личности;

5) Наблюдение должно по возможности охватывать поведение испытуемого в разнообразных ситуациях;

6) Наблюдение следует проводить тактично, стараясь, чтобы испытуемый не заметил факта наблюдения.

В качестве общего плана нестандартизированного наблюдения предлагаются основные параметры «поведенческого портрета»:

· Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характера наблюдаемого человека (стиль одежды и прическа испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким как все» или выделиться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему внешнему виду или придает ему особое значение, какие элементы поведения подтверждают это, в каких ситуациях);

· Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляция, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы);

· Мимика (выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной);

· Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи);

· Поведение по отношению к другим людям – положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм); стиль общения (авторитарный, с ориентацией на собеседника, на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?);

· Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам);

· Поведение в основной деятельности;

· Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

Задание 2. В психологии признано, что развитие присуще всей человеческой жизни и что оно включает в себя процессы, берущие начало не с момента рождения, а в более поздние периоды жизни. Подумайте, какие психологические процессы начинают свое развитие в юности?

Задание 3. Дайте определение понятию «задачи развития». Кто ставит индивиду задачи развития? Все люди решают одни и те же задачи развития? Есть ли готовые ответы для задач развития? Каков спектр этих задач на ступени индивидуализации?

Задание 4. Объясните с позиций психологической теории развития ваши желания, мысли, чувства периода кризиса юности. Насколько полно реализовались ваши жизненные планы? Как у вас проходил период вхождения в самостоятельную жизнь? Соотнесите ваш опыт с опытом ваших друзей.

Задание 5. Проанализируйте ваши взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками в юности. Какие общие закономерности вы можете зафиксировать? Насколько ваша индивидуальная линия социально-психологических взаимоотношений совпадает с общими законами развития человека?

Задание 6. Когда вы определились со своим профессиональным выбором? Кто в вашей жизни оказал решающее влияние на процессы личностного и профессионального самоопределения?

В чем психологическая специфика профессиональной карьеры у юношей и девушек?

Задание 7. Запишите факторы, от которых зависит успешность самоопределения или установления идентичности в юношеском возрасте.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

2. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гамезо и др. М., 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 2003.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2005.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2000.

6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1989.

7. Крайг, Г. Психология развития. - СПб., 2000.

8. Мир детства: Юность / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1988.

9. Психология человека от рождения до смерти - под общей ред. А.А. Реана. - СПб, 2002.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С. 303-337.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

12. Юность // Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 473-474.

Семинар 2. Психология учебной деятельности студентов

Вопросы, предлагаемые для обсуждения:

1. Психологическая сущность учения. Учебная деятельность, ее психологическая структура.

2. Мотивационно-целевая основа учебной деятельности студентов.

3. Учебная активность студентов и факторы, ее определяющие. Учебная успешность студентов.

4. Индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности студентов.

5. Самостоятельная работа студентов как высшая форма учебной деятельности.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Согласны ли вы с определением учебной деятельности как процесса самоизменения, саморазвития?

2. Дайте психологическую характеристику компонентов структуры учебной деятельности.

3. Что входит в предметное содержание учебной деятельности?

4. Что входит в состав учебной задачи?

5. Какие действия входят в состав учебной деятельности?

6. Каковы показатели сформированности действий контроля?

7. Могут ли помочь студентам теоретические знания об учебной деятельности в повышении эффективности их собственной учебной деятельности?

8. Какая связь между контролем, оценкой педагога и самоконтролем и самооценкой обучающегося?

9. Какая из мотивационных ориентаций (на процесс, результат, награду, избегание) выявляет большую устойчивость мотивации?

10. Какие потребности из мотивационного (потребностного) треугольника А. Маслоу могут быть связаны с успешностью учебной деятельности?

11. Что отличает учебную деятельность от усвоения, а усвоение – от формирования навыков?

12. Дайте характеристику усвоения и его компонентов.

13. Что является результатом усвоения?

14. Что определяет самостоятельность учебной деятельности (критерии)?

15. Какие требования предъявляются к самостоятельной работе?

16. Что выступает в качестве индивидуально-психологических детерминант самостоятельной работы?

Исследовательские и творческие задания:

Задание 1. Что значит «уметь учиться»?

Задание 2. Выберите одно из общеучебных умений и предложите программу его формирования.

Задание 3. В чем проявляется взаимосвязь знаний и мышления в учебной деятельности? Предложите формулировки заданий, направленных на установление этой связи.

Задание 4. Составьте небольшую анкету на выявление мотивов учения студентов и выясните, какие мотивы у них преобладают.

Что такое мотив? Приведите примеры мотивов учебной деятельности.

Задание 5. Как возрастной период развития человека влияет на его позицию субъекта учебной деятельности?

Задание 6.Каковы отличительные особенности студента как субъекта учебной деятельности?

Задание 7. Чем различаются учебные мотивации студентов и старших школьников?

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка, Отметка. М.: Знание, 1980.

2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск,1990.

3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика.1980. Т.2. С.103-127.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология.- М., 1991.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 2 т. М., 1982. Т.2.

6. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.,1991.

7. Гамезо М. В., Петрова Е.А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие.- М., 2003.

9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2000.

10. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1972.

12.Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений.- В 2 кн.- Кн. 2.- Психология образования.- М., 1994.

13.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М.,1997.

14.Психология / Под ред. Сосновского Б.А. М.: Юрайт, 2005 Раздел 4.

15.Познавательные процессы и способности в обучении / Под ренд. В.Д. Шадрикова М.,1990.

16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Академия, 2001.

24. Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов.- М.,1995

Семинар 3. Развитие творческого мышления студентов

В процессе обучения

Вопросы, предлагаемые для обсуждения:

1. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект.

2. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности.

3. Развитие творческого мышления в процессе обучения.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Почему специфика деятельностного и личностного подходов особенно ярко проявляется при изучении творчества?

2. Перечислите объективные и субъективные критерии творческого мышления; раскройте их смысл.

3. Какие методы используют психологи для изучения творческого мышления?

4. Приведите какой-нибудь пример задания (субтеста) из теста Торренса.

5. Что такое беглость, гибкость и оригинальность мышления и можно ли их оценить с помощью теста Торренса?

6. Существует ли жесткая связь между уровнем развития интеллекта и креативности?

7. Расскажите об интуитивном и логическом в решении творческих задач.

8. Назовите некоторые ситуативные и личностные факторы, отрицательно влияющие на творческое мышление.

9. Соответствует ли вашим собственным наблюдениям утверждение, что творческие люди часто инфантильны?

10. Какие способы стимуляции творческой активности представляются вам заслуживающими внимания?

11. Какая характеристика творческой личности считается основной и обязательно присутствующей у всех творческих людей?

12. В какой мере вы ощущаете себя способным(ой) к творческой работе в присутствии других людей?

13. Какие из рекомендаций по развитию творческого мышления в обучении представляются вам наиболее трудными для реализации?

Исследовательские и творческие задания:

Задание 1. Переживали ли вы в яркой форме ту фазу творческого мышления, которая называется инсайтом или озарением?

Задание 2. Перечислите основные черты творческой личности.

Задание 3. Составьте рекомендации по развитию творческого мышления студентов.

Литература:

1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.

2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.

3. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.

4. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 31-38.

5. Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления// Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 80 - 84.

6. Данилова В. Л. Практическое обучение решению творческих задач в США // Вопросы психологии. - 1976. - № 4. - С. 160-169.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

8. Дружинин В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. – 1994. - № 4.

9. Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.

10. Лук А.Н. Проблемы научного творчества. М., 1983.

11. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

12. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1997. – С. 89-106.

13. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.,1984.

Наши рекомендации