Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся
Педагогическая запущенность как устойчивое состояние обусловливает особенности личности ребенка, характеризующейся противоречивостью развития:
а) непродуктивность, затрудненность деятельности и отношений;
б) особенности поведения, выражающиеся в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам (реакциях компенсации или замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, реакциях увлечения игрой или удовлетворением других положительных интересов и склонностей в неразумных пределах, реакциях приспособления или подчинения мнению других, реакциях ухода из-под опеки, лишения самостоятельности, наличия над личностью неблагоприятной психологической обстановки в семье;
в) доминирующее эмоциональное состояние негативного характера, дезорганизующее ребенка, делающее его педагогически трудным (5).
Показателями педагогической запущенности у подростков являются нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе; нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности); неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях. Возникая в дошкольном периоде развития ребенка на поведенческом уровне, приобретая новообразование дидактического уровня в младшем школьном возрасте, педагогическая запущенность переходит в социально-педагогическую у подростков.
Основными задачами в профилактической работе с педагогически запущенными подростками являются:
- стимулирующая психодиагностика личности;
- снятие состояния психологического дискомфорта;
- формирование адекватной самооценка;
- развитие познавательной и нравственно-эстетической культуры учащихся;
- развитие коммуникативных и поведенческих навыков.
Рекомендуемая литература для разработки занятий по оказанию психологической помощи подросткам в самопознании и саморазвитии:
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). – СПб: Речь, 2002.
2. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – Санкт-Петербург: АО «Сфера», 1994.
3. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер.с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993.
4. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб.: Питер-Пресс, 1995.
5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1996.
6. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997.
7.Леви В. Искусство быть другим. – СПб.: Питер, 1993.
8. Лидерс А.Г.Психологический тренинг с подростками: Учебн.пособие для студ.высш.учебн.заведений. – М.: «Академия», 2001.
9. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. – Рига: ПУ «Эксперимент», 1996.
10. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991.
11. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
12. Психогимнастика в тренинге/Под ред.Н.Ю.Хрящевой. – СПб.: Речь, 2000.
13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
14. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. –Екатеринбург: Уральский рабочий, 1992.
15. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.
Рекомендуемая литература для разработки лекции для родителей
1. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М.: просвещение, 1991.
2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991.
3. Винникопт Д.В. Разговор с родителями. – М.: НФ «Класс», 1995.
4. Дрейкурс Р., Заяц В. Счастье вашего ребенка. – М-: прогресс, 1986.
5. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.: Знание, 1990.
6. Леви В. Нестандартный ребенок. – СПб.: Питер, 1993.
7. Помощь родителям в воспитании детей. – М.: Прогресс, 1992.
8. Популярная психология для родителей/Под ред.А.А.Бодалова. – М.: Педагогика, 1989.
9. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
10. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.
План психологической характеристики учебного коллектива
Количество учащихся, половозрастной состав. Социальный паспорт коллектива.
1. История формирования коллектива.
2. Учебная деятельность класса: характеристика взаимоотношений, возникающих в учебной деятельности (успеваемость, поведение на уроках, общение, взаимопомощь, общий уровень умственного развития, ведущие мотивы учения).
3. Психологический климат в коллективе.
4. Межличностные отношения в коллективе:
- характеристика официальной структуры;
- сплоченность группы;
- уровень развития коллектива.
5. Характеристика эмоционально-волевой сферы класса, познавательных особенностей, личностных качеств.
6. Жизнь коллектива вне учебных занятий. Связь родителей с жизнью класса.
7. Личные и профессиональные качества классного руководителя. Управление коллективом.
8. Статус, достижения, особенности класса в масштабе школы. Участие в общественной жизни школы.
9. Конфликты среди учащихся, в системе учащийся-учитель, психологическая природа и способы разрешения конфликтов.
10. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Указать, какие психологические проявления учащихся вы относите к возрастным особенностям.
11. Специфические черты данного коллектива, которые Вы можете выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала.
12. Предложение по созданию благоприятного психологического климата в данном коллективе учащихся.
Методика изучения межличностных отношений в классе. 1