И.м. марковской и е.в. чумаковой)

Дорогие ребята, просим вас ответить на вопросы анкеты, которая проводится школьной психологической службой. Здесь нет правильных неправильных ответов. Отвечайте так, как вы думаете.

Фамилия, имя______________________________Класс___________

I. Напротив каждого утверждения поставьте галочку под тем словом (всегда, иногда, никогда), которое более всего подходит для Вас.

Всегда Иногда Никогда

В школе мне больше всего нравится:

1. Уровень преподавания

2. Классные комнаты

3. Отдельные учителя

4. Внеклассные мероприятия

5. Возможность узнавать новое

6. Престижность школы

7. Учительский коллектив в целом

8. Общение с друзьями

9. Отдельные уроки

10. Школьная программа

11. Наш класс

12. Кружки

13. Другое…

II. Обведите кружком номера тех утверждений, которые больше всего подходят для Вас, но не больше трех утверждений.

Для меня в учебе главное:

1. Расширение кругозора

2. Возможность проявить себя

3. Общение с одноклассниками

4. Получение знаний для дальнейшего использования в жизни и будущей профессии

5. Общение с учителями

6. Получение достойной оценки

7. Возможность заявлять и отстаивать свою позицию, точку зрения

8. Развитие моих возможностей

9. Возможность экспериментировать, придумывать что-то новое

III. Закончите следующие предложения:

1. Думаю, что в школе надо…

2. В школе особенно трудно…

3. Моих родителей больше всего заботит…

IV. Отметьте галочкой, как часто, на ваш взгляд, используются учителями в школе следующие методы воздействия на учеников:

Часто Редко Никогда

1. Окрик

2. Похвала при всех

3. Угроза

4. Насмешка

5. Беседа с учителем после уроков

по инициативе учителя

6. Помощь при неудаче

7. Рукоприкладство

8. Эмоциональная поддержка в случае

затруднения

9. Дисциплинарные замечания при всех

10. Вызов родителей

11. Беседа с учителем после уроков по инициативе

ученика

12. Нотации, поучения

13. Подсказка при ответе

14. Дисциплинарные замечания наедине

15. Удаление с урока

16. Помощь в решении конфликтных ситуаций в классе

17. Обращение к завучу, директору школы

18. Обзывание

19. Критика недостатков при всех

20. Другое

V. Прочтите все выражения, отметьте плюсом те, которые Вам наиболее подходят, а минусом те, которым Вам совершенно не подходят:

1. Учеба – необходимый этап в моей жизни

2. Учеба для меня – главное в жизни

3. Учусь я только потому, что от меня этого требуют взрослые

4. Учеба для меня важна, но есть более важные и интересные события в моей жизни

5. В учебе мне особенно нравится возможность самостоятельно получать знания. Если бы я мог, я бы вообще отказался от учебы

VI. Оцените по 10-балльной системе свой интерес к школьным урокам и научной дисциплине, предмету вообще. Поставьте свою оценку напротив каждого предмета.

Предмет Мой интерес к науке вообще Мой интерес к школьному уроку
Русск.яз                                        
Литература                                        
Алгебра                                        
Геометрия                                        
Физика                                        
Химия                                        
Немецкий                                        
Английский                                        
История                                        
Физкультура                                        
Труд                                        
Биология                                        
География                                        
Психология                                        
ИВТ                                        
ИЗО и х.тр.                                        
ОБЖ                                        
Истор.иск-в                                        
МХК                                        
Черчения                                        
Обществ-ие                                        
Музыка,                                        


VII. Представьте, что у Вас есть возможность составить расписание на следующую неделю для себя. Вы можете сами выбрать количество учебных дней и уроков (сделайте на отдельном листе).

Метод пиктограммы.6

В современной отечественной психологии метод пиктограммы традиционно рассматривается как относительно простой по технике проведения и в то же время весьма продуктивный исследовательский и диагностический прием. К нему, как правило, обращаются при анализе различных нарушений мышления и памяти.

При использовании метода пиктограммы получаемые данные условно разделяются на четыре группы:

- пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;

- словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;

- данные наблюдения за поведением испытуемого в целом, во время эксперимента (в их число также входят вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);

- данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).

Последующий анализ предполагает сопоставление этих групп результатов и построение различных рабочих гипотез относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. Таким образом, метод всегда используется в рамках описания и анализа отдельного случая, а не «как тест для массового применения».

В исследованиях с помощью метода пиктограммы было замечено, что он может быть использован для характеристики некоторых личностных особенностей испытуемых, их психического состояния. При этом обнаруженный проективный характер данного метода рассматривался и понимался только в плане содержательного смыслового анализа пиктограмм. С личностными особенностями испытуемого связывалось появление трех типов образов:

- образов, непосредственно касающихся личных опасений или устремлений (содержание последних уже заранее известно экспериментатору);

- эгоцентрических образов, в которых прямое обращение к собственному «Я» (эгоцентричность) рассматривается как непосредственное выражение их субъективной эмоциональной обусловленности;

- «холодных» образов, т.е. хотя и уместных для символизации заданного понятия и адекватных по содержанию, но далеких от личных переживаний, эмоционально безразличных; к ним относятся также литературные образы, ссылки на пословицы и поговорки (появление подобных образов связывается с выражением известной отгороженности испытуемого).

Таким образом, при выполнении пиктограмм испытуемый оказывается в ситуации, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от своего понимания данной ситуации и ее значения, своих мыслей и чувств. Характерным моментом является то, что ни пиктограммы, ни их словесные объяснения никогда не получают никаких оценок со стороны экспериментатора.

Особая картина наблюдается в случае применения метода пиктограммы к контингенту заведомо здоровых испытуемых. Отсутствие каких-либо нарушений в мышлении и памяти практически снимает ограничения при поиске ответа и определяющим образом усиливает значение в этом процессе «внутренних условий» - личности испытуемого, его индивидуального конкретного опыта, визуального, интеллектуального, социального. Это становится особенно очевидным, если вместо традиционного клинического набора стимульных понятий использовать понятия, заведомо имеющие для каждого испытуемого личностный смысл. В частности, предлагается набор из следующих 16 слов: отец, я, жизненные цели, начальство, будущее, подчиненные, страх, друзья, прошлое, мужчина, любовь, семья, сотрудники, мать, вина, женщина – соответствующих основных сферам личностного развития и основных жизненных отношений.

В процедуру эксперимента может вноситься еще одно изменение, не нарушающее в целом его структуру: испытуемому кроме простого карандаша предлагаются шесть цветных, соответствующих основным цветам. Имеющиеся в литературе данные об использовании цветных изобразительных средств при выполнении пиктограмм свидетельствуют о существенном обогащении получаемых результатов, в частности, в отношении анализа эмоциональных особенностей испытуемого.

Таким образом, предлагаемая процедура эксперимента с использованием метода пиктограммы имеет следующую структуру:

- для выполнения задания испытуемому предлагаются цветные карандаши, простой карандаш, несколько стандартных листов белой бумаги;

- дается следующая инструкция: «Вам будут называть слова, которые вы должны запомнить. Для того, чтобы легче было запомнить, к каждому из них следует нарисовать рисунок, который поможет Вам через 1 час вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет. Цифры и буквы использовать нельзя»:

- после выполнения каждого рисунка испытуемого спрашивают о том, что нарисовано и как рисунок поможет вспомнить заданное слово;

- после выполнения задания в целом листы с рисунками убирают, проводят необходимый опрос, а спустя 1 час предлагают вспомнить, глядя на пиктограммы, заданные понятия. Во время эксперимента ведут протокол по стандартной форме.

При интерпретации результатов используются пиктограммы, комментарии к ним, оцениваются функция цвета в рисунках и качество воспроизведения.

Выделяются следующие формальные характеристики рисунков:

1) размер:

а) очень мелкий – все рисунки занимают 1/3 стандартного листа,

б) мелкий – 2/3 стандартного листа бумаги,

в) средний – весь лист, 1-2 рисунка могут быть расположены на 2-м листе,

г) крупный и очень крупный – рисунки расположены более чем на 2-х листах;

2) расположение пиктограмм: а) в строку, б) в толбец;

а) и б) – это упорядоченное расположение рисунков; любое отклонение от а) и б) оценивается как неупорядоченное расположение;

3) наличие нумерации или обведение рамкой: спонтанная нумерация рисунков рассматривается как способ упорядочивания деятельности;

4) наличие штриховки, закрашивания – показатель субъективной трудности выполнения отдельного рисунка;

5) нажим: его динамика свидетельствует об импульсивности, лабильности; стабильность нажима – об устойчивости; очень слабый нажим является проявлением тревожности; очень сильный нажим отражает в себе состояние напряженности;

6) стабильность рисунков: свидетельствует о стабильности деятельности; постепенное увеличение размеров пиктограмм говорит о наличии ситуативной тревожности; появление очень маленьких или очень больших пиктограмм отражает особую субъективную значимость понятия;

7) отклонение от заданной инструкции: появление такого поведения свидетельствует о сниженном уровне самоконтроля, о тенденции к негативизму; необходимо оценить общее число нарушений инструкции во время эксперимента, а также содержание тех понятий, при предъявлении которых происходило подобное нарушение;

8) характеристика образов, использованных в пиктограммах. Является существе6нным, насколько разнообразны и сложны используемые в пиктограммах образы, как часто встречаются в них повторения и каковы эти повторения:

- ограниченность, жесткость системы образов свидетельствует об ограниченности и жесткости системы средств исполнения деятельности, об уровне творческих возможностей данного испытуемого, о ригидности как динамической характеристике его деятельности;

- чрезмерная детализация пиктограммы (т.е. использование в рисунке множества мелких и подробных деталей) свидетельствует о вязкости испытуемого, трудности для него переключения от одной задачи к другой;

9) качество линии: стабильная, четкая линия отражает стабильность деятельности; наличие обведений, «многочисленной» линии говорит о тревожности, неуверенности в себе у испытуемого.

К содержательным характеристикам пиктограммы также относится то эмоциональное отношение (положительное, отстраненное нейтральное, отрицательное), которое присутствует как в самом рисунке, так и в вербальных комментариях к нему.

В предлагаемом наборе из 16-ти понятий последние объединены в группы общими смысловыми темами. Сопоставление пиктограмм, относящихся к каждой смысловой теме, позволяет более углубленно проанализировать систему жизненных отношений, характеризующую личность данного испытуемого. Так, тема семейных отношений находит свое отражение в пиктограммах на понятия: отец, мать, семья. Тема отношений с другим и собственным полом выражается в рисунках на слова: мужчина, женщина, любовь. (При анализе данной темы следует учитывать, каким образом нарисованы и различаются ли изображения мужчины и женщины, каковы признаки их отличия друг от друга. Чрезмерная опора на сексуальные признаки, подчеркивание их говорит о наличии актуальных сексуальных проблем у испытуемого.)

Рисунки на понятия: друзья, сотрудники, подчиненные, начальство несут в себе отражение испытуемым темы отношений с другими людьми. При этом, безусловно, важно, как изображается человек в пиктограммах, - взаимодействует ли он с другими людьми, какими средствами передаются его состояния и чувства; или же изображения человека избегаются, оно заменяется, например, рисунками предметов, абстрактными символами и т.д. Временная перспектива личности стоит за образами на понятия: прошлое, будущее, жизненные цели. Построение пиктограмм на понятия: я, страх, вина – определено тем представлением о себе, которым обладает конкретный испытуемый.

Цвет не всегда может включаться в структуру образов пиктограмм. В зависимости от субъективного отношения к цвету как изобразительному средству, что выясняется путем специального опроса после выполнения всех пиктограмм, его использование в процессе рисования приобретает разный смысл. Цвет может быть выражением сиюминутного настроения испытуемого, появляться в пиктограммах случайно, с целью передачи реальных цветовых соотношений или для раскрытия эмоционального содержания понятий. Отсутствие цвета в рисунках вовсе не означает, что среди предъявленных понятий не было эмоционально значимых для испытуемого. Наблюдения показывают, что выполнение пиктограмм одними и теми же цветами свидетельствует о наличии смысловой связи между понятиями, отраженными в этих пиктограммах.

Качество воспроизведения понятий является показателем, характеризующим уровень выполнения предложенной испытуемому деятельности опосредованного запоминания (высокий, средний, низкий).

Качество воспроизведения оценивается процентным численным показателем, выражающим отношение числа правильно воспроизведенных слов к общему числу предъявленных.

Кроме того, следует тщательно разобрать допущенные при воспроизведении искажения и ошибки, проанализировать тот новый смысл, который вместо правильного приписан пиктограммам. Необходимо также отметить, к каким темам относятся подобные ошибки и где они встречаются особенно часто.

Таким образом, анализ результатов, полученных с помощью метода пиктограмм, осуществляется путем сопоставления содержательных и формальных характеристик пиктограмм, данных наблюдения за поведением испытуемого во время эксперимента, результатов опроса.

Его итогом является построение широкого набора рабочих гипотез об особенностях основных жизненных отношений испытуемого; о личностно-значимых для него темах; особенностях восприятия себя и других людей; проблемах отношения с другими людьми; временных свойствах личности данного человека. Такие гипотезы определяют тактику и стратегию дальнейшего построения анализа индивидуального случая: содержание и выбор конкретных методик, последовательность их применения, цели, продолжительность работы с данным испытуемым.

Вариант набора понятий, касающихся основных жизненных отношений, для школьников 8-16 лет

1. Отец. 9. Прошлое.

2. Я. 10. Мальчик (мужчина).

3. Жизненные цели. 11. Школа (любовь).

4. Учитель. 12. Семья.

5. Будущее. 13. Одноклассники.

6. Ученики (школа). 14. Мать.

7. Страх. 15. Вина.

8. Друзья. 16. Девочка (женщина).

Понятия, указанные в скобках, даются старшим подросткам 14-16 лет.

Тест двадцати утверждений (методика «Кто я?»).1

Инструкция. «Дайте, пожалуйста, 20 различных ответов на вопрос «Кто Я?», обращенный к самому себе. Пишите первое, что придет Вам в голову в ответ на данный вопрос, не заботясь о логике, грамматике или последовательности ответов. Работайте достаточно быстро, время работы ограничено».

Время работы 12 минут, однако о нем лучше испытуемому не сообщать.

Обработка результатов.

· Подсчитывается количество ответов, выявляющих работоспособность испытуемого и степень его рефлексивности.

· Выделяются и анализируются категории ответов, используемые испытуемым для самоописания. Наиболее часто встречаемые категории: личностные характеристики, увлечения и интересы, родственные узы и семейные взаимоотношения, социальные контакты, деловая (учебная) сфера, пол, возраст, внешность, интеллектуальные характеристики и т.д.

· Оценивается значимость упоминаемых категорий. Существует мнение, что наиболее значимыми для испытуемого являются первые пять ответов. Порядок следования категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако этот тезис не является доказанным. О значимости ответов можно судить также по количеству ответов данной темы и по возврату к ней в самоописании.

· Оценивается временная направленность ответов. Направленность в будущее определяется наличием суждений, касающихся стремлений, желаний испытуемого, а также ответов с прилагательным «будущий» (например, «будущая мать», «будущий филолог»). О ретроспективной направленности свидетельствуют ответы, направленные на анализ прожитой жизни или ответы с прилагательным «бывший» (например, «бывшая отличница»).

· Подсчитывается индекс самоприятия испытуемого. Индекс самоприятия равен отношению всех положительных оценочных ответов ко всем оценочным ответам, встречаемым в самоописании испытуемого. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу «золотого сечения»: 66% - положительных ответов, 34% - отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.

Выявление уровня тревожности у подростков. 11

Особенность данной методики состоит в том, что человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Ее преимущество заключается в том, что она позволяет выявить области действительности, являющиеся для школьника основным источником тревоги.

Инструкция. Ниже перечислены ситуации, с которыми Вы часто сталкиваетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружков одну из цифр справа: 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру – 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, страх, тревогу, обведите цифру – 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру – 4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызвать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики

1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 0 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 0 1 2 3 4
9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимание 0 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
14. Тебе грозит неудача, провал 0 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школу 0 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4
20. Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
24. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в следующей таблице.

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная
Самооценочная
Межличностная

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные показатели интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

В нижеследующей таблице представлены данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.

Уровень тревожности Группа учащихся Уровень различных видов тревожности (в баллах)
класс пол общая школьная самооц. межличн.
1.Нормальный ж 30-62 7-19 11-21 7-20
м 17-54 4-17 4-18 5-17
ж 17-54 2-14 6-19 4-19
м 10-48 1-13 1-17 3-17
ж 35-62 5-17 12-23 5-20
м 23-47 5-14 8-17 5-14
2. Несколько повышенный ж 63-78 20-25 22-26 21-27
м 55-73 18-23 19-25 18-24
ж 55-72 15-20 20-26 20-26
м 49-67 14-19 18-26 18-25
ж 63-76 18-23 24-29 21-28
м 48-60 15-19 18-22 15-19
3. Высокий ж 79-94 26-31 27-31 28-33
м 74-91 24-30 26-32 25-30
ж 73-90 21-26 27-32 27-33
м 68-86 20-25 27-43 26-32
ж 77-90 24-30 30-34 29-36
м 61-72 20-24 23-27 20-23
4. Очень высокий ж > 94 > 31 > 31 > 33
м > 91 > 30 > 32 > 30
ж > 90 >26 >32 >33
м > 86 > 25 > 34 >32
ж > 90 >30 >34 >36
  м > 72 > 24 > 27 > 23
5.«Чрезмерное спокойствие» м < 30 < 7 <11 < 7
ж < 17 < 4 < 4 < 5
  м < 17 < 2 < 6 < 4
ж < 10 - - < 3
  м < 39 < 5 < 12 < 5
ж < 23 < 5 < 8 < 5

.

Наши рекомендации