Причины педагогической запущенности учащихся

I группа:

* низкий педагогический и культурный уровень родителей;

* неблагополучие в семье (конфликты, аморальность, асоциальность поведения родителей);

* отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье, безнадзорность ребенка в быту;

* нарушение единства требований к ребенку, их последовательности;

* неправильное отношение к ребенку (подавление личности, угрозы, физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека);

* незнание или невыполнение требований по подготовке ребенка к обучению в школе, оказанию ему помощи в учении.

II группа:

* слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье;

* недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке родителей (дошкольники и младшие школьники);

* недостаточная дифференциация работы по подготовке к обучению в школе (организация их учения);

* слабая индивидуальная работа по преодолению отклонений в поведении и нравственном развитии детей;

* преобладание методики негативного стимулирования их поведения и деятельности;

* отсутствие учете эмоционального состояния ребенка, щадящей нагрузки;

* недостаточное руководство формированием межличностных отношений в группе (классе), игровыми отношениями детей;

* несистематическое взаимодействие семьи, детского сада и школы в профилактике педагогической запущенности детей.

III группа:

* отставание ребенка в общем развитии (общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире);

* болезненность;

* нравственная невоспитанность;

* проблемы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;

* неподготовленность к ведущему виду деятельности.

4) 4. Какова связь трудового и профессионального воспитания?

-

5) 5. Методы и формы воспитательного воздействия, направленного на формирование чувства и вкуса.

Методы воспитания – совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются а процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Традиционной является классификация, которая включает в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В ней на основе направленности выделяют четыре основные группы методов:

1. Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседа, лекция, дискуссия, рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример, убеждение.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, переключение на другие виды деятельности.

3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания.

4. Методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь в саморегуляции их поведения: критика, оценка, замечания, ситуации доверия, контроль, самоконтроль, самокритика.

В качестве основных выступают следующие методы воспитания:

· Убеждение – метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех или иных действий или поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Предпринимая те или иные действия, личность так или иначе сообразует их с моральными предписаниями и общественными требованиями. Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необходимо себя вести, личность полнее осознает и переживает те противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершенствовании своего поведения и личностных качеств. К важнейшим из тех средств, которые используются в процессе применения метода убеждения, относятся: формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники, искусства и т.д.


· Метод положительного примера – метод воспитания, сущность которого состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность. Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.

· Метод упражнений (приучения) – метод воспитания, заключающийся в многократном повторении действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. При этом в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, то есть те внутренние импульсы, которыми определяется поведение личности.

Психологической основой образования привычек и навыков поведения является многократное повторение одних и тех же переживаний.

В качестве средств реализации данного метода выступают: различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организованна, является средством реализации метода упражнений (приучения).

· Метод одобрения– как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому методу существует метод осуждения– метод воспитания, заключающийся в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуждения выступают те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении. Дело в том, что каждый ученик стремится к развитию и совершенствованию своих личностных качеств. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислушивается к оценочным суждения учителей, коллектива и отдельных учащихся. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте. Такое же воздействие оказывает на учащихся и метод осуждения, вызывая у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия, которые возникают между характером его поведения и более высоким уровнем требований коллектива. Необходимо больше привлекать внимание учащихся ко всему хорошему, положительному, осуществляя принцип опоры на их лучшие поступки и качества.

Средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: личная похвала учителя, классного руководителя, директора школы, благодарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями и ценными подарками. Кроме того, в школах имеются Доски почета, Книги почета, которые также являются своеобразными средствами одобрения. Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учителя, устный выговор, выговор в приказе по учебному заведению, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласованию с районным отделом образования и, наконец, направление в школу для трудновопитуемых.

· Требование – способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Требования помогают учащимся осознавать и переживать возникающие у них внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Педагогическими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет оперативно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом корректировать его. Эффективность метода зависит от благожелательных отношений между учащимися и учителями, от педагогического такта и чуткости последних.

· Контроль за поведением – метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований. Средствами его осуществления являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюдения установленного порядка.

· Переключение на другие виды деятельности – метод воспитания, педагогическая действенность которого связана с тем, что, переключая внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу. Этот метод используется в тех случаях, когда в процессе воспитания наблюдаются факты одностороннего увлечения учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам в вечернее время и т.д.). Запреты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоления подобных недостатков является переключение учащихся на другие, более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа поведения. Это метод используется и тогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика и прямые требования не дают положительных результатов, а также тогда, когда нужно возбудить у ученика или коллектива новые психические переживания (например, сгладить накопившуюся обиду, снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения).

· Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым. Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

· Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, лишение привилегий, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка. При этом воспитатель должен всегда помнить о том, что наказание не должно наносить ни моральный, ни физический ущерб воспитаннику.

Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы, перечисленные выше методы воспитания используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач, а также от последовательности и логики применения совокупности методов. Только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это те некоторые мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

• знаковые символы;

• материальные средства;

• способы коммуникации;

• мир жизнедеятельности воспитанника;

• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

• технические средства;

• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку – отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;

• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного влияния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).

Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Формы воспитания

Формы воспитания– это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека – «Я» или «Мы»?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

Форма воспитания – это понятие используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числом участников

Формы организации внеучебной воспитательной работы (по числу учащихся):

· массовые: (коллективные трудовые дела; праздники, вечера, утренники; конференции, собрания, диспуты; фестивали, олимпиады; смотры художественного творчества; выставки; спортивные, военно-спортивные, трудовые соревнования и турниры; походы, экспедиции);

· групповые: (трудовые объединения; художественно-творческие объединения; клубы по интересам, предметные кружки; детские и юношеские общественные объединения и организации; научные общества);

· индивидуальные: (помощь в разработке и реализации индивидуальной программы самовоспитания; помощь в планировании и выполнении организаторской деятельности; индивидуальная научно-познавательная, творческая и трудовая деятельность; общественные поручения.

В зависимости от решаемой педагогической задачи формы воспитательной работы делятся на три группы:

1) формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, линейки, митинги, часы кураторов и мастеров, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.);

2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.);

3) развлекательные формы (вечера, КВН и т. д.).

Каждая воспитательная форма педагогического процесса решает не одну воспитательную задачу. Так, развлекательные формы воспитания должны способствовать интеллектуальному и духовному развитию учащихся, укреплению их здоровья. Но это возможно только при условии правильной их подготовки, организации и проведения.

Другая классификация выделяет как основные иные формы воспитательного процесса: урок(лекции, семинарские занятия, практические занятия, диспуты, игры, уроки-экскурсии); кружки(предметные, технического творчества, экономических и экологических знаний, самодеятельного художественного творчества); объединения по интересам (фото- и киностудии, интернет-клубы университеты культуры, стройотряды, спортивные секции и т. д.).

Наиболее распространенной формой воспитательной работы в профессиональном учебном заведении является классный (кураторский) час. Появление этой формы работы было вызвано необходимостью проведения спланированной деятельности по нравственно-эстетическому, правовому или иному воспитанию учащихся. Центральным компонентом классного часа является беседа куратора (мастера) с учащимися на заранее спланированную тему. Кроме этого на классных (кураторских) часах обсуждаются текущие дела, предусматриваются какие-либо развлечения с целью развития неформального общения учащихся, организации их досуга, повышения интереса к совместной внеурочной деятельности.

Другая наиболее часто встречающаяся форма воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях – собрание, рассматриваемое как высшая форма ученического самоуправления. Повестка собрания определяется заранее, число обсуждаемых вопросов небольшое (1-3). По каждому вопросу предусматриваются информация (доклад), обсуждение и принятие решения. Ведет собрание избираемый председатель или руководитель представительного органа ученического самоуправления. Ход обсуждения и принимаемого решения записываются в протокол собрания.

Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.

Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как воспитательнуютехнологию.

причины педагогической запущенности учащихся - student2.ru Например, говорят о методике воспитания культуры речи или аккуратности у ребенка, но о технологии речевого тренинга или делового общения. Разработка и применение как методики, так и технологии опираются на научные знания о человеке и процессе его воспитания. Поэтому их относят к сфере профессиональной деятельности специалистов в области воспитания человека.

7) Терпимость и толерантность в воспитании: как вы понимаете?

Терпимость - Это способность терпимо, снисходительно относиться к чужим привычкам, обычаям и взглядам.

Толерантность - это способность спокойного восприятия чужих мыслей, поведения или методов самовыражения, которые противоречат вашим моральным принципам.

9) 9. Кого надо воспитывать: сына Отечества или гражданина мира?

стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов говорит: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын. " Здесь имеется в виду, что каждый гражданин должен вести себя так, чтобы отечеству не было за него стыдно, так же, как не должно быть стыдно отцу за сына. Но в жизни далеко не каждый гражданин оказывается "достойным сыном".

10. Насколько воспитание современных школьников имеет национальный характер?

Наши рекомендации