Психопрофилактика как одно из направлений работы школьного психолога
Профилактическая работа психолога в школе.
Профилактическая работа — вид деятельности практического психолога, направленный на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
В психопрофилактике выделяют три уровня:
I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.
II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.
III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.
Диагностическая работа психолога в школе.
46. Планирование и осуществление практическим психологом свое работы в образовательном учреждении в течение учебного года.
Деятельность педагога-психолога в течение учебного года осуществляется в соответствии с двумя основными видами планирования: перспективным и текущим.
Перспективное планирование деятельности осуществляется в июле—августе. В основе перспективного планирования — цели и задачи деятельности на ближайший год, которые раскрываются в конкретных видах работы и реализуются в различных формах. Таким образом, общая схема перспективного планирования такова: цели — содержание работы — виды работы — адекватные формы и средства.
Перспективное планирование осуществляется в двух основных формах:
1. Традиционные для данного образовательного учреждения программы психолого-педагогической работы, направленные на решение воспроизводящихся из года в год образовательных задач или на профилактику типичных для данного учреждения проблем. Такие программы представляют собой проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя системы психолого-педагогической работы. Например, программа психологической адаптации первоклассников, организации преемственности обучения в начальной и средней школе, развития социальных навыков у подростков, психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников и т.д.
2. Психолого-педагогические проекты содержательного или организационного характера. В данном случае проект рассматривается как целостная система профессиональной деятельности, направленная на решение определенной актуальной проблемы. Проект предполагает исследование того или иного пути решения этой проблемы. В дальнейшем он может превратиться в традиционную программу работы, если окажется, что проблема, для решения которой он был разработан, так или иначе воспроизводится в данной образовательной среде.
Общая схема перспективного планирования такова:
1. Класс, параллель, группа детей.
2. Проблема.
3. Цель деятельности педагога-психолога.
4. Задачи деятельности педагога-психолога.
5. Направления и виды работы.
6. Оптимальные формы и сроки проведения различных видов работ.
7. Способы оценки эффективности.
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Следует заметить, что большинство проблем и запросов, с которыми школьный психолог сталкивается в течение учебного года, требуют текущего планирования: для их решения недостаточно применения отдельных стандартных средств (например, только консультирования или коррекционно-развивающих занятий). Возникает необходимость разработки и реализации небольших проектов, в которые включаются различные виды деятельности самого психолога, а также других школьных специалистов.
Текущее планирование проектов и программ работы осуществляется по представленной выше общей схеме.
ГОДИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПлан работы педагога-психолога на текущий год формируется из совокупности программ и проектов, взятых за основу деятельности. На реализацию этих программ и проектов отводится около половины рабочего времени специалиста.
Оставшиеся 50% времени нужно использовать для реализации текущего планирования в виде краткосрочных проектов и отдельных видов работы (под конкретные текущие запросы родителей, педагогов, администрации и самих учащихся).
Наиболее удобной формой для годичного плана работы является план-сетка (см. приложение). Здесь вся предполагаемая деятельность специалиста разделена по классам (параллелям), видам работы и месяцам.
Обратите особое внимание на то, что созданию плана-сетки обязательно предшествует создание и обоснование психолого-педагогических программ и проектов с указанием целей и задач работы! В этом случае за конкретными видами и формами ежедневной работы не будет потеряно общее направление деятельности специалиста. На основании планов-сеток работы по классам (параллелям) создается общий план работы педагога-психолога на четверть и месяц.