Психопрофилактика, как одно из направлений работы школьного психолога
Психопрофилактика – это система мероприятий, направленных на снижение нервно-психической заболеваемости, на предупреждение возникновения психических заболеваний.
Психопрофилактика включает в себя разработку и внедрение законодательных мер, направленных на охрану психического здоровья, улучшение производственных и бытовых условий жизни людей.
Важным средством психопрофилактики является пропаганда психогигиенических знаний и здорового образа жизни, психологическое просвещение.
В целях психопрофилактики важно выявлять начальные проявления психических заболеваний. Для этой цели в системе здравоохранения существуют психодиспансеры, которые занимаются учетом, выявлением и лечением заболеваний. В их деятельности участвуют и медицинские психологи. Медицинские психологи участвуют также и в психологической и социальной реабилитации больных.
Основная цель психотерапии на данном этапе – восстановление потерянной активности, способности к активной жизни, помощь больному в правильной оценке своих возможностей. Длительное пребывание в стационаре вызывает у больных выраженную астению, усиление болезненных симптомов, эмоциональную напряженность, чувство страха при переходе с постельного режима к активной жизни. У многих больных вследствие заболевания утрачивается возможность заниматься прежней деятельностью, возникает необходимость приспособиться к новой работе и быту. В результате возникает повышенная тревожность. Поэтому основными задачами психотерапии на этапе реабилитации являются возрождение у больных оптимизма, веры в свои силы, готовности к активной жизни и позитивным контактам с окружающими.
В качестве профилактического и реабилитационного мероприятия может использоваться и санаторно-курортное лечение. Здесь психолог проводит сеансы релаксации, аутотренинга, психотерапии, основанной на использовании искусства (например, музыкотерапии, танцедвигательной терапии и т.п.)
Несмотря на актуальность профессиональной психологической работы в медицинской сфере, проблема конструктивного взаимодействия психологии и медицины в процессе повседневной врачебной практики остается все еще не до конца решенной и вызывает споры. Несмотря на признание многими врачами важнейшей роли психологии для медицины, формирование профессии медицинского психолога и психологической службы в системе здравоохранения происходит медленно. Включение психолога непосредственно в лечебный процесс во многих клиниках не допускается. Медицинский психолог не имеет права назначать для коррекции отклонений в психической сфере пациентов психотропные препараты. Ему запрещается проведение психотерапии. И у нас в стране и за рубежом признано, что человек без медицинского образования не имеет права заниматься любым видом лечебной деятельности.
Врачи часто недооценивают значение работы медицинских психологов в клинике и активно ее не принимают. Проявляется взаимное непонимание врачей и психологов. Заключения психологов строятся на использовании методов, несопоставимых по своей точности с диагностическими медицинскими исследованиями. Поэтому эти заключения кажутся врачам бездоказательными и субъективными. Несмотря на существующие проблемы, остается актуальной задача создания психологической службы в системе здравоохранения. В 1990 г. в Министерстве здравоохранения рассматривался вопрос о становлении практической медицинской психологии. Сейчас большинство медицинских психологов работает в области психиатрии. Детские учреждения, амбулаторная сеть здравоохранения медицинскими психологами практически не обеспечена.
Приоритетными сферами работы медицинских психологов были признаны: работа в области охраны материнства и детства; область экстремальной медицины (помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, катастрофы); службы, связанные с оказанием медицинской помощи в соматических отделениях больниц; работа медицинских психологов в различных диспансерах (онкологических, психоневрологических и др.)
23. Планирование и осуществление практическим психологом своей работы в образовательном учреждении в течение учебного года.
24.Этический кодекс и его необходимость в психологической службе образования
ическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, т. е. такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентация на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит им вред.
Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее применение к нему мер принуждения. В отличие от этого юридический кодекс опирается на нормы права, разрешающие насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия.
В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с, которыми в жизни сталкивается практический психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике. Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциально ошибочного решения.
Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это — философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В философии, например, существует и давно разрабатывается специальный раздел, который так и называется — «этика». В нем дается научное определение морали, рассматриваются ее истоки, основные нравственные категории, их преобразование в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе определенные нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях людей. Составляющими социально-психологической человеческой культуры также являются обычаи и традиции, обеспечивающие социально- или национально-специфический колорит этических норм. Идеология и политика также представляют собой специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на интересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения.
Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь. В настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба в системе образования, выработаны свои этические кодексы практических психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования в Российской Федерации на момент написания этого учебника.
Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это — позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем-либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка.
25Личностные особенности психолога образования и их влияние на профессиональную деятельность
Практический психолог образования - удивительный человек, профессионально его отличают:
¦ широта интересов и независимость взглядов;
¦ готовность к контактам и умение их поддерживать;
¦ умение эмоционально притягивать к себе людей;
¦ стремление к познанию себя и других.
Джоун Эриксон писала, что чем больше человек познает самого себя, тем терпимее он относится к другим. Не обязательно соглашаться с тем, что делают другие, говорила она, но надо понимать их мотивы. Такая позиция приводит к прощению того, чего мы не одобряем:
¦ способность сохранять эмоциональное самообладание при общении;
¦ осознание границ своей профессиональной компетенции;
¦ повышенное чувство ответственности за свои действия, слова;
¦ способность предвидеть, какого рода последствия повлечет за собой отдельный поступок или поведение в целом.
Многообразие форм и методов работы, постоянное общение с людьми разного возраста, положения, культуры, профессий предполагают постоянную работу психолога по саморазвитию этих и других профессионально-личностных качеств.
Иными словами, психолог - это умный, доброжелательный и обаятельный человек, работающий в сложнейшей профессиональной области. психический психологический психолог диагностический
Таким образом, высокий профессиональный уровень психолога включает безусловное знание психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, диагностическими средствами, развитой ум и незаурядность личности.
Только все вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, находить общий язык со всеми участниками образовательного пространства, устанавливать с ними профессиональное взаимодействие.
26. Нормативная документация, определяющая деятельность психолога в сфере образования
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога.
Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы, организационно-методическая документация, специальная документация.
Нормативно - правовые документы
В данный раздел включены документы, определяющие нормативно – правовую основу деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.
• Должностная инструкция
• Положение об аттестации педагога – психолога
• Нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность службы практической психологии в системе образования (Законы РФ и РК «Об образовании»; Конвенции о правах человека, ребенка; Инструктивные письма и приказы Министерства образования РФ и РК и др.)
• Положение о психологической службе учебного заведения (в случае, если психологическая служба является самостоятельным подразделением данного учреждения)