Определение теста. Современное понимание сущности тестов.
Тест-фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Основной инструмент психодиагностического обследования для осуществления диагноза.
Современный психологический тест –теоретически и эмпирически обоснованная система заданий, позволяющая получить измерения психологических свойств. Теоретическое обоснование - всесторонний анализ теста и результатов его применения в свете современной псих. науки. Эмпирическое-связано с обращением к опыту, измерениям и эксперименту.
В каждую из тестовых методик включен мат-стат аппарат, состоящий из:
1) системы оценивания результатов испытания
2) критериально-оценочной спецификации, в которой приведены количественные показатели, характеризующие данный тест по критериям надежности и валидности.
Тесты-научный метод психодиагностики. Признаки научности тестов:
1) информация обладает признаками воспроизводимости, проверяемости
2) способностью к предсказаниям и обобщениям;
3) возможностью математического выражения получаемых результатов;
4) практической полезностью;
5) критичностью, способностью метода тестов к развитию и совершенствованию, к созданию новых модификаций конкретных методик.
Представления о "простоте" и доступности тестов не соответствуют действительности. Тест не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих исследований.
Эффективное использование теста зависит от: теоретической концепции, области применения, весь комплекс сведений, психометрические характеристики процедуры, весь комплекс сведений о надежности и валидности теста.
Вопрос 21.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТА. ДОСТОИНСТВО И ОГРАНИЧЕНИЯ ТЕСТОВ
Достоинства тестов.
1)Стандартизация - приведение к единым нормам условий, процедуры проведения и результатов тестирования, т.е. их обработки и интерпретации. Благодаря стандартизации достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых.
2)Оперативность и экономичность. тест занимает не более часа. Тестированию может подвергаться сразу группа испытуемых.=>экономия времени (человеко-часов) на сбор данных.
3)Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизированность теста позволяет рассматривать его как "измерительный инструмент", дающий количественную оценку
4)Оптимальная трудность заданий, отличающая профессионально сделанный тест. 50 % могут справится с ним.
5)Надежность–независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов.
6)Справедливость защищенность от предвзятости психодиагноста.
7)Возможность компьютеризации.
8)Психологическая адекватность. Это важнейшее психологическое следствие оптимальной сложности. Наличие в тесте большого количества кратких заданий средней трудности дает многим испытуемым (особенно тревожным, не уверенным в себе) шанс поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку "на преодоление".
Недостатки тестов
1)Опасность "слепых" (автоматических) ошибок.
2)Опасность профанации. «бутафорские тесты» -"на все случаи жизни". В результате человеку может быть нанесен серьезный психологический вред.
3)Осознание испытуемым искусственности ситуации обследования часто приводит к фальсификации.
4)Стрессогенность.люди и тут начинают волноваться и ошибаться. Внимательней!
5)Невозможность самовыражения.
6)Отсутствие доверительной обстановки.испытуемый не чувствует, что психолог заинтересован в нем лично.
7)Неадекватная сложность. Иногда тот или иной тест может оказаться слишком сложным для конкретного испытуемого =>возможна недооценка умственного развития испытуемого. игры и ребенок выполняет его как бы играя.
8)Тесты не позволяют строить прогноз будущих успехов фиксируют лишь результат развития.
Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики. Роль тестов – дополнять эти традиционные методы.
Вопрос 22.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТА. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССИФИКАЦИЙ ТЕСТОВ.
Тест-фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Основной инструмент психодиагностического обследования для осуществления диагноза.
Основания классификаций тестов: 1) по особенностям используемых тестовых задач –вербальные /практические тесты; 2) по формам процедуры обследования –индивидуальные /групповые тесты;
3) по направленности –интеллекта/ личности; 4) по наличию/отсутствию временных ограничений –скорости / результативности; 5) по принципам конструированияя тестов – критериально-ключевые /факторно-аналитические тесты.
Вербальные тесты–мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. методики апеллируют к памяти, воображению, мышлению. Тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.
Практические тесты - материал представлен в наглядной форме. Выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Они облегчают процедуру тестирования людей с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. В качестве отдельных субтестов включены в тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
Индивидуально-ориентированные тесты- индивидуальный подход к диагностике психологических особенностей и поведения. В ходе обследования испытуемому предъявляют задания средней трудности. Если правильно ответил-уровень трудности повышается, а в случае ошибки – снижается. Таким образом может быть достоверно установлен точный показатель успешности испытуемого.
Групповые тестыособенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Недостатки: у экспериментатора меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес. Так же, человек может находится в состоянии усталости или болезни, и это повлияет на выполнение им заданий.
Тесты интеллекта –результат в виде коэффициента интеллекта (IQ). На результаты влияет принадлежность к определенной культуре, социальной группе, и "субкультурные" различия.
Тесты личности –направлен на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Подразделяют на:а)объективные тесты действия (простые процедуры, ориентирующие на выполнение какой-либо задачи) и б)ситуационные тесты(испытуемый помещается в ситуации, близкие к реальным).
Тесты скорости - тесты скорости состоят из однородных заданий (пунктов). Трудность обычно невысока и примерно одинакова. Объем материала выбирается так, чтобы за отведенное время никто не успевал справиться со всеми задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно выполненных заданий.
Тесты результативности –ориентирован на измерение или констатацию результата, достигнутого при выполнении тестового задания. К группе тестов результативности относятся большинство методик исследования личности, проективные методики, анкеты и опросники и т.д.
Факторно-аналитические тесты –конструирование осуществляется на основе выявления ограниченного разработчиком круга факторов. Применение этого анализа обеспечивает уверенность, что тест измеряет только одну переменную и каждое задание измеряет эту же переменную. (личностные опросники Г. Айзенка и др.)
Вопрос 23.