Концепции проекции в обосновании проективного метода.

Проекция – психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектам имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям.

Проективный метод –специальная техника клинико-экспериментального исследования особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

В проективную методологию термин “проекция” вошел благодаряЛ. Френку.

Основные положения рассматривались, как общие методологические принципы; задача выявления собственно психологических закономерностей и механизмов. Следствием этого явилось обращение исследователей, ориентированных на концепции проекции 3. Фрейда.

При попытке обоснования проективного метода возникает ряд трудностей:

1)недостаточная разработанность, многозначность термина “проекция” в психоанализе, 2) частичное сходство феноменов с процессами, 3) различие типов проекции в разных проективных тестах.

Классическая защитная проекция Фрейда подтверждается во многих наблюдениях.

Атрибутивная проекция —приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям. Аутистическая проекция —детерминированность восприятия потребностями воспринимающего. Рациональная проекцияотличается от классической “рациональной” мотивировкой.

Холмс выделил два “измерения” проекции.1) что проецируется: субъект воспринимает в другом свои собственные черты или черты, ему самому не присущие. 2)осознает ли субъект обладание той чертой, которая проецируется, или нет.

Беллак считает, что неадекватно использованть это понятия в целях обоснования проективного метода, так как оно не описывает и не объясняет процессы, обусловливающие проективное поведение; Основу категориальной системы Беллака составляет понятие “апперцепции”-процесс, где новый опыт усваивается и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятии.

Поведение:

1) Адаптивное(поведение детерминировано качествами стимуляции; Чем более неопределенный стимул, тем более заметны индивидуальные различия, тем больше величина апперцептивного искажения.)

2) проективное(степень апперцептивного искажения определяется-неопределенностью перцептивного материала и индивидуальными особенностями, зависящими от его аффективного состояния и мотивации)

3) экспрессивное перцептивное поведение.(стабильные особенности индивидуального стиля испытуемого (лексику, речь, способ работы с перцептивным материалом.)

Теория Беллака является одной из наиболее популярных в настоящее время психологических концептуализации природу и механизма проективного поведения. концепция апперцептивного искажения представляет собой попытку синтеза отдельных положений психоанализа с идеями холистической психологии и “Нового взгляда”.

Вопрос 31

Обоснование проективного метода в концепции личностного смысла.

Проективный метод –специальная техника клинико-экспериментального исследования особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

В основе действенности метода лежит психологический факт —пристрастности психического отражения и человеческого сознания.

Личностный смысл –осознаваемая значимость для субъекта объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него.

Смысл цели действия в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует.

Два обстоятельства делают связь мотива и цели неоднозначной:во-первых, мотив не всегда является осознанным, во-вторых,одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по своим содержательным и социально-нормативным характеристикам действия.

Смысл цели может быть неоднозначен.Смысл не существует в сознании в готовом виде, а является продуктом внутренней активности субъекта, с помощью которой он определяет, какому мотиву служит данное действие и действительно ли оно оптимально с точки зрения его соответствия мотиву и нормативным требованиям.

Выделяются и два различных обстоятельства совершения действия —

смысл благоприятствования совершению действия и смысл препятствия его совершению.

Можно выделить четыре больших класса внутренних препятствий:

Первый класспрепятствий составляют другие конфликтующие смыслы тех же обстоятельств..Второй класспрепятствий составляют личностные и характерологические черты, а также субъективные представления самого человека о них.

Третий классвысшие ценностные образования личности, ее идеалы, ценностные ориентации, интериоризованные нормы.

Четвертый класспреград составляют негативные ожидания.

Смысл действия не дан априори субъекту, а является результатом психической активности, результатом деятельности его сознания.

Всякое обстоятельство, имеющее характер препятствия, ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствия не будут преодолены или субъект не откажется от совершения действия.

Из материала проективных методик исследователь “вычерпывает” личностный смысл целей и обстоятельств действий и прежде всего — обстоятельств, имеющих для человека преградный, конфликтный смысл.

Вопрос 32

РИСУНОЧНАЯ ПРОЕКТИВНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. МЕТОДЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Рисуночные психодиагностические методики – методики, в которых для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. В содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

экспрессивные (рисуночные) методики – предполагают относительно свободное самовыражение посредством рисунка ("Нарисуй человека", "Нарисуй семью", "Нарисуй животное", "Нарисуй дерево" и т.п.)

В отличие от вербальных, рисуночные проективные методики представляют испытуемому более гибкий канал для воплощения своего видения мира.

Методика имеет 2 варианта: ручнойи компьютерный.При ручном варианте используется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации или обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики применяется электронно-вычислительная техника. «+»:

1)Не требуют сложного стимульного материала

2)Не требуют интеллектуальных усилий

3)Получ.достоверную инф-ю

4)Отстут.влияние «тестовой проективированности.»

«-»:

Ребенок может отказаться рисовать,а взрослый может исп.защитны.мех-м «я не умею рисовать».

Вопрос 33.

В разработке.

Вопрос 34.

ПОНЯТИЕ ПСИХОМЕТРИИ. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТЕСТОЛОГИЯ И ПСИХОМЕТРИЯ

Психометрия – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Понятие "психометрия" введено в 1734 г. Христианом Вольфом, впервые указавшим на возможность измерения в психологии. Одним из первых измерений в психологии было измерение времени реакции.(Впоследствии относят все, что связано с количественным определением психических явлений.) Психометрия включает в себя весь спектр вопросов, связанных с психологическими измерениями – от психофизических до личностных.

Психометрия получила развитие в психологическом тестировании, во многом благодаря развитию тестологии, в 20-30-е гг. формируется особая область психометрии, которая имеет дело индивидуальными психологическими различиями, -дифференциальная психометрия.

Дифференциальная психометрия - определяет требования к измерению индивидуально-психологических различий в психодиагностике. Основные направления: общая теория измерения психологических феноменов, конструирование средств измерения, психометрическая адаптация к новым условиям, анализ тестовых задач, обеспечение их валидности, надежности и стандартизации.

Наши рекомендации