Характеристика объективных тестов решения задач

Объективные тесты –это тестовые методики, в которых возможенправильный ответ, а, следовательно, данные по этим тестам могут быть оценены независимо от лица, проводящего тестирование и интерпретацию. Примерами объективных тестов могут служить тесты интеллекта (Равена, Амтхауэра, Векслера, Мейли и др.).

Виды объективных тестов:

1)Выбор - выбрать правильный ответ из предложенных альтернатив (тест Равена, "Выбор фигур"

Амтхауэра) компьютеры, позволяют полностью автоматизировать подобные методики.

2)Восставновление данных - самим сформулировать ответ не прибегая к меню возможных ответов. ("Нахождение недостающих деталей" теста интеллекта Векслера (21 рис и 20сек); “Ряды чисел" Амтхауэра (установить закономерность числового ряда и продолжить его); Обработка результатов - подсчет количества правильно выполненных заданий.

3)Переконструированиеданных - составить комбинацию из заданных элементов-стимулов. ("Последовательность картинок" Векслера (8картинок в опр.посл.); тест интеллекта Р. Мейли (за 2 минуты составить из набора слов как можно больше предложений);

В тестовых заданиях типа "ВЧ" и "ПД" испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах.

Результаты объективных тестов может содержать как количественный, так и качественный компоненты. Данные методики достаточно четко структурированы и допускают автоматизацию.

Одна из основных и наиболее дискуссионных проблем, возникающих при работе со многими объективными тестами, – психологическое значение измеряемых переменных, которое зачастую остается неопределенным или допускает разные истолкования.

Вопрос 10.

Методы стандартизированного самоотчета: тест-опросники, оценочные (рейтинг) процедуры, методики субъективной классификации и оценки сходства-различия.

Методы стандартизированногосамоотчета –методы, с помощью которых диагностика осуществляется на основе сведений самоописания особенностей личности, для всех испытуемых предлагается единая схема, процедура, структура и тд

Стандартизованные самоотчеты –использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти. Они включают в себя: 1)тесты-опросники, 2)оценочные (рейтинг) шкалы, 3) методы субъективной классификации и оценки сходства-различия

Тесты-опросники -задания в виде вопросов или утверждений. Пункты теста бывают: Прямые апеллируют к собственному опыту испытуемого. Косвенные отражают личный опыт или переживания испытуемого опосредованно, По содержанию среди тестов-опросников выделяют:Опросники-анкеты. Биографические опросникиЛичностные опросники

Примерами личностных опросников являются: опросник 16 PF Кеттелла – опросник черт личности, базирующийся на выделении групп тесно связанных личностных признаков; тест Айзенка, Миннесотсткий многофакторный личностный опросник (MMPI) – типологические опросники, основанные на объединении похожих испытуемых в группы (типы);шкала Марлоу–Крауна – опросник мотивации, диагностирующий мотивацию одобрения. Личностные опросники могут быть одномерными и многомерными.

Оценочные (рейтинг) шкалы –оценка различных объектов по выраженности в них качества, заданного порядковой шкалой. Пример: Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, предназначенный для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми (1957). Полученные на основании процедуры данные изображаются в виде т.н. семантического профиля. Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей (признаков). Методики "САН"("Самочувствие–Активность–Настроение") и "Личностный Дифференциал" ("ЛД") являются трехфакторными. Каждый фактор в них группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. Применяя эту технику получают числовые таблицы вида "Объект – признак", в которых затем анализируются многомерные группировки как объектов, так и признаков.

Методы субъективной классификации и оценки сходства-различия (индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток Г. Келли в 1955 г.) направлены на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностногосмысла понятий. Индивидуальная система конструктов это система отношений и установок к миру. На поведенческом уровне конструкт можно рассматривать, как открытый человеком способ поведения. Его можно представить, как референтную ось, а описание конструкта проводят в биполярных понятиях.

Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними ("конструкт – конструкт") и применять методы анализа многомерных данных для выявления структуры смысловых параметров, восприятия данным человеком себя и других людей.

Основное отличие репертуарных решеток от метода семантического дифференциала заключается в том, что в решетках используются не заданные извне признаки, а выявляются собственные индивидуальные конструкты, создаваемые в ходе обследования. Целью техники ролевых репертуарных решеток является реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим,

Вопрос 11.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ И ИХ ВИДЫ

Проективные методики основаны на том, что недостаточно структурированный материал, в качестве "стимула", при соответствующей организации всего эксперимента порождает процессы фантазии, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. При этом происходит проекция неосознаваемых процессов на этот материал, благодаря чему у психолога появляется возможность их изучения.

Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача (неограниченное разнообразие возможных ответов.)

1)Предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий "проецирует" характерные для него мыслительные процессы, потребности, конфликты и пр.

2)Обычно проективные методики замаскированы, чтобы испытуемый не фальсифицировал результаты.

3)Проективные методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Классификацию проективных методик (Анастази):

1)вербальные методики – предполагают использование слов и в качестве стимульного материала, и в ответах испытуемого. (тест словесных ассоциаций К.Юнга, тесты на завершение предложений, рассказов, историй.) В основе лежит, провокация испытуемого на ответы, относящиеся к исследованию свойств личности.

2)изобразительные методики – в качестве стимульного материала используется изобразительный материал, а в ответах испытуемый может использовать речь или невербальные средства (тест Роршаха, ТАТ, тест Розенцвейга);

3)экспрессивные (рисуночные) методики – предполагают относительно свободное самовыражение посредством рисунка ("Нарисуй человека", "Нарисуй семью", "Нарисуй животное", "Нарисуй дерево" и т.п.)

В отличие от вербальных, рисуночные проективные методики представляют испытуемому более гибкий канал для воплощения своего видения мира.

Необходимо суммировать признаки в комплексном контексте вместе с известными ему обстоятельствами из жизни испытуемого.

Вопрос 12.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией и описанием фактов, а научно объясняющий психологическую природу, причины того или иного психического явления. «Измерительным инструментом», выступает сам наблюдатель.

Основным достоинством наблюдения является то, что оно позволяет регистрировать объективные психические проявления (фиксируются здесь и сейчас) в естественных условиях.

Недостатки: исследователь вынужден ждать интересующее его явление; не всегда удается пронаблюдать и причину, и следствие; ограниченный объем нашего восприятия; ошибки восприятия (эффект ореол); большая затрата сил и времени; субъективность.

Виды: свободное или стандартизированное; неконтролируемое и контролируемое; невключенное и включенное; открытое и скрытое (прячемся); случайное и систематическое; полевое и лабораторное; житейское и научное.

Принципы методики наблюдения Басова:1)максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений; 2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов; 3) избирательность записи.

Кеттелл сформулировал правила психологического наблюдения: 1)поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях (школа\работа) и в разных ролевых позициях (сын\друг\муж.), поэтому наблюдение – ежедневно в течении 2-3 месяцев; 2) заранее, вывести черты личности, которые необходимо изучить; 3) наблюдать должен быть натренирован и беспристрастен. 4) 10 наблюдателей и их средняя оценка.

Формы протоколирования наблюдений: признаковые (признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения), категорийные системы, или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок);

Свободное наблюдение– обнаружение любых симптомов по которым можно сделать вывод о наличии искомого психического свойства.

Стандартизированное - набор признаков уже задан в инструкции, подготовленной для наблюдателя.

Условия эффективности стандартизированного наблюдения:

1) за чем он наблюдаю и с какой целью. 2) наличие схемы наблюдения (где? Сколько времени? сеансов? объектов наблюдения?) 3) наличие признаков наблюдения (см. свободное и стандартизированное); 4) Надежность и Валидность.

Вопрос 13.

КОНТЕНТ – АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Контент-анализ (буквально: "анализ содержания") - это метод количественно-качественного анализа документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. (чаще всего – это вспомогательный метод). Суть:

1)Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы счета (количественные).

2)Основная трудность при работе с документальными источниками – умение выделить смысловые единицы.

3)Для так называемого "кодирования" единиц анализа , привлекаются "кодировщики", результат их работы, затем интерпретируются подготовленным экспертом-психологом.

4) К-А - основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), от этого приёма, постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционному и факторному анализу), использованию аудио и видео техники и компьютеризации.

К-А, может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (тест Роршаха, тест на завершение предложений); ), интервью, содержания бесед)

Наши рекомендации