Различают психодиагностику общую и частную.

ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Термин «психодиагностика был введен в 1921 Германом Роршахом и довольно быстро вышел за пределы медицины.

Диагностика понимается с 2 позиций: Как научная деятельность(структуре объекта диагностики, способах его исследования, методах постановки диагноза.) и как практическая деятельность(диагностика осуществляется в целях преобразования реального состояния объекта.)

Психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая принципы, пути и методы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей личностей и групп людей.

Объектом психодиагностики являются наделенные психикой конкретные люди, а ее целью – сбор информации об особенностях человеческой психики. Само существование психодиагностики стало возможным благодаря существованию различий между людьми.

Различают психодиагностику общую и частную.

Предметом общей психодиагностики являются:

1) изучает как нужно создавать психодиагностические методики, или инструменты, и как формулировать заключения;

2) методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований – черт личности, способностей, мотивов, сознания и самосознания, межличностных отношений;

3) дифференциальная психометрия (психометрика) – математизированная методология и технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик;

4) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

Частная психодиагностика связана с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д.

Основные понятия:Диагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать. В отличие от них, диагностические категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому их называют еще «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психодиагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей.

Вопрос 2.

ПСИХОДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.

Психодиагностика как научная дисциплина является разделом практической психологии, изучающим методы применения психологических знаний к решению возникающих в реальных жизненных ситуациях задач. В какой бы сфере не работал психолог, без психодиагностики он не сможет профессионально выполнять свои функции.

П. используется в разных областях жизнедеятельности людей: в практике здравоохранения, в спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и т.д. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические психодиагностические задачи и методы.

1) расстановка кадров, профподбор и профориентация;

2) прогнозирование социального поведения, например, стабильности брака или законопослушности;

3) оптимизация обучения и воспитания;

4) консультативная и психотерапевтическая помощь;

5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

6) прогнозирование психологических последствий изменения среды и др.

Без изучения психологических особенностей человека нельзя правильно организовать его обучение, воспитание, профессиональный труд, общение.

Все задачи обладают общей характеристикой – индивидуализированностью своей направленности.

Итак, психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога представляет собой процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях.

Вопрос 3.

ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ДИАГНОЗЕ.

ПД– конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм.

Предпосылки содержательного подхода к понятию психологического диагноза были намечены Л.С.Выготским, а затем развиты Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.Ф.Талызиной и др.

В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:

1) симптоматический (эмпирический), математическая обработка данных (что может выполнять компьютер);

2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;

3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.

4) Определять не только уровень достигнутого, актуального развития, но и «зону ближайшего развития»

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм.

В современной психодиагностике различают два типа психологического диагноза.

1) Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.

2) Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств

Вопрос 4.

НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Данный вопрос о, системе конкретных требований к разработчикам и пользователям методик.

Две основные причины необходимости контроля за использованием психодиагностических методик:

1) предотвратить делающую тест невалидным всеобщую доступность его содержания; (если индивид запомнил, к примеру, правильные ответы в тесте на цветоразличение, то этим тестом нельзя уже измерить его цветовое зрение)

2) гарантировать использование методик психодиагностики только квалифицированными специалистами. (Только психолог может также соблюсти точность в выполнении требований инструкции, т.к. он специально подготовлен к такой работе.)

Другой вопрос касается сообщения результатов теста в доступной и пригодной для использования форме

1)описания, приводимые на доступном языке, предпочтительнее специфических числовых данных.

2)обеспечить индивидуальную консультацию каждого, кого такая информация эмоционально беспокоит.

3)результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте

4)если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентной методики

Эффективные практические психологи всегда используют целый комплекс разнообразных методов, разработанных в разных научных школах

Вопрос 8.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией и описанием фактов, а научно объясняющий психологическую природу, причины того или иного психического явления. «Измерительным инструментом», выступает сам наблюдатель.

Основным достоинством наблюдения является то, что оно позволяет регистрировать объективные психические проявления (фиксируются здесь и сейчас) в естественных условиях.

Недостатки: исследователь вынужден ждать интересующее его явление; не всегда удается пронаблюдать и причину, и следствие; ограниченный объем нашего восприятия; ошибки восприятия (эффект ореол); большая затрата сил и времени; субъективность.

Виды: свободное или стандартизированное; неконтролируемое и контролируемое; невключенное и включенное; открытое и скрытое (прячемся); случайное и систематическое; полевое и лабораторное; житейское и научное.

Принципы методики наблюдения Басова:1)максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений; 2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов; 3) избирательность записи.

Кеттелл сформулировал правила психологического наблюдения: 1)поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях (школа\работа) и в разных ролевых позициях (сын\друг\муж.), поэтому наблюдение – ежедневно в течении 2-3 месяцев; 2) заранее, вывести черты личности, которые необходимо изучить; 3) наблюдать должен быть натренирован и беспристрастен. 4) 10 наблюдателей и их средняя оценка.

Формы протоколирования наблюдений: признаковые (признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения), категорийные системы, или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок);

Свободное наблюдение– обнаружение любых симптомов по которым можно сделать вывод о наличии искомого психического свойства.

Стандартизированное - набор признаков уже задан в инструкции, подготовленной для наблюдателя.

Условия эффективности стандартизированного наблюдения:

1) за чем он наблюдаю и с какой целью. 2) наличие схемы наблюдения (где? Сколько времени? сеансов? объектов наблюдения?) 3) наличие признаков наблюдения (см. свободное и стандартизированное); 4) Надежность и Валидность.

Вопрос 13.

КОНТЕНТ – АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Контент-анализ (буквально: "анализ содержания") - это метод количественно-качественного анализа документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. (чаще всего – это вспомогательный метод). Суть:

1)Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы счета (количественные).

2)Основная трудность при работе с документальными источниками – умение выделить смысловые единицы.

3)Для так называемого "кодирования" единиц анализа , привлекаются "кодировщики", результат их работы, затем интерпретируются подготовленным экспертом-психологом.

4) К-А - основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), от этого приёма, постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционному и факторному анализу), использованию аудио и видео техники и компьютеризации.

К-А, может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (тест Роршаха, тест на завершение предложений); ), интервью, содержания бесед)

Диалогические диагностические техники характеризуются максимальной степенью включенности психолога в процесс диагностики. Своими действиями, психодиагност может создать оптимальные условия для получения важной информации.

Диалогические техники называют еще интерактивными потому, что они основаны на прямом взаимодействии психолога и обследуемого. Иными словами, эти методы предполагают "живой", непосредственный контакт между ними. Могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения психолога с испытуемым по специально составленной программе.

Необходимо: четко намеченная цель беседы и основные вопросы к испытуемому (прямые и косвенные); понятная формулировка вопросов; дружеская обстановка; фиксация результатов беседы; использование метода наблюдения. Недостатки: ограничения по времени; субъективность.

Интервью – это та же беседа, но оно отличается от нее несколькими характеристиками:

1)«односторонний" диалог», 2)в интервью, ответы – чаще всего более короткие.

Структура интервью: 1)введение; 2) общие вопросы; 3) подробное исследование по плану; 4) благодарность и снятие напряжения.

Различают: диагностическое и клиническое интервью.

Диагностическое интервью - метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Служит средством установления контакта и понимания затруднений обследуемого.

Диагност должен владеть обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого, выбирать выражения и речевые обороты и.т.д.

Виды ДИ: управляемое (лучше поддается количественной оценке, неизменная тактика, испытуемый может воспринимать обследование, как ситуацию экзамена, от того – потеря эмоционального контакта; не применять с детьми!), или не управляемое (свободная тактика, менее эффективна и требует больше времени.);

Клиническое интервью – метод терапевтической беседы при оказании психологической помощь, при котором для клиента создается возможность осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения и пр.

Вытеснение

2)Отрицание реальности —“Эго” заменяет существование ситуаций несущих тревогу на воображаемые.

3)Реактивное образование— замена “Эго” неприемлемых тенденций на прямо противоположные.

4)Регрессия—возврат на более раннюю стадию развития

Более зрелое “Эго” вырабатывает более специфические и нюансированные механизмы защиты. Оговоримся, что не существует единой классификации механизмов защиты по критерию зрелости “Эго”.

1)Изоляция—неприятные эмоции блокируются

2)Идентификация — защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему.

3)Рационализация— псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. 4)Сублимация— снятие напряжения, путем переноса его в социально-приемлемые формы активности.

5)Проекция — приписывание другим людям вытесненных переживаний, черт характера.

Введение в теорию и практику проективных исследований понятий “защита”, “конфликт” в их психоаналитическом понимании означало принятие и соответствующей модели личности.

Вопрос 29.

РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ МЕТОДИКИ. ПРОЦЕДУРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

РН - психодиагностической методики вычисляется по соответствию результатов первичного и повторного обследований той же выборки испытуемых (обычно через две недели после первого замера).

Коэффициент надежности rtсоответствует коэффициенту корреляции между результатами первого обследования и ретеста. При использовании интервальных -коэффициент корреляции Пирсона, а для порядковых шкал — коэффициенты ранговой корреляции Спирмена или Кендалла.

Ретестовая надежность показывает, в какой степени результаты методики можно распространить на различные случаи ее применения. Чем выше ретестовая надежность, тем менее чувствительны результаты к обычным изменениям состояния испытуемого и обстановки тестирования.

Разумеется, требование ретестовой надежности является корректным лишь по отношению к таким психическим характеристикам индивидов, которые сами являются устойчивыми во времени.

«+» ретест.надежности:простота процедуры.

«-» ретест.надежности: 1)Фактор тренировки. 2)Запоминание испытуемыми отдельных решений и воспроизведение при ретесте .3)Эффект переноса. Повторное проведение методики может привести к изменению ее природы. В первую очередь =>упускается момент решения.

Вывод: не для каждой психодиагностической методики имеется возможность определения ретестовой надежности.

Для коррекции завышения эмпирических значений балльных оценок применяется формула

различают психодиагностику общую и частную. - student2.ru ,

где х – истинный балл; х – эмпирический балл испытуемого; rt – эмпирически измеренная надежность методики; Мt – мат. ожидание шкалы измерения.

Для стандартных шкал имеем:

различают психодиагностику общую и частную. - student2.ru ;

различают психодиагностику общую и частную. - student2.ru .

Вывод: существует не один, а большое количество коэффициентов ретестовой надежности одной и той же психодиаг.методики.

Вопрос 40.

Одномоментная надежность методики. Процедуры её определения.

Способ определения одномоментной надежности состоит в коррелировании сопоставимых форм методики.

Одномоментные методики-это серии заданий,и.возможность приведения одних показателей к др. с помощью спец.коэф-тов или таблиц эквивалентности.

3варианта вычисления одномоментной надежности:

1)метод параллельных форм,

2)метод расщепления

3)метод анализа согласованности ответов по всем пунктам методики (метод Кьюдера-Ричардсона).

1)Метод параллельных форм - использование взаимозаменяемых вариантов, соответствующих друг другу по основным характеристикам (объективности, надежности, валидности, трудности и дискриминативности). (снижает вероятность обмана, присутствуетфактор тренировки).

Вывод:относительная трудность двух параллельных форм методики может меняться от одного индивида к другому под действием факторов, связанных с прошлым опытом различных испытуемых.

Метод расщепления методики - выполнение испытуемым заданий двух равноценных частей методики. Надежность, найденная методом расщепления, является мерой согласованности выборок содержания.

Для оценки надежности методом расщепления выбирают две эквивалентные по характеру и степени трудности группы пунктов.

2)Способы разделения на 2 части:

1)разделение пунктов методики на "четные" и "нечетные"; (если задания целиковые, то делить нельзя; также при разделении на четные и нечетные необходимо произвести ранжирование по степени сложности заданий.2) распределение заданий по времени решения каждой из частей методики

После расщепления методики на две половины отдельно по каждой части вычисляются:

1)общее кол-во пунктов2)суммарные баллы отд.по каждой части3) Дисперсии4)Коэф-т корреляции5)Коэф-т надежности

Если Дисперсии 2-х частей =,то индекс ОднН. вычисляется по формуле Спирмена-Брауна:

различают психодиагностику общую и частную. - student2.ru ,

где r – коэффициент корреляции между 1-й и 2-й частями методики.

Если Дисперсии не равны, то в случае больших выборок (>100) следует пользоваться формулой Фланагана,

а в случае малых выборок (<100) – формулой Кристофа:

3)Процедура определения согласованности выполнения заданий теста была разработана в 1937 г. американскими психологами Джорджем Кьюдером и М.В. Ричардсоном. Такова известная формула KR20:

различают психодиагностику общую и частную. - student2.ru различают психодиагностику общую и частную. - student2.ru различают психодиагностику общую и частную. - student2.ru

где KR20 – традиционное обозначение для получаемого коэффициента надежности всего теста;

s2 – дисперсия суммарных показателей по всему тесту;

n – число пунктов (заданий) теста;

pi и qi – доля испытуемых, соответственно справившихся и не справившихся с i-заданием:

Здесь N+ – число испытуемых, ответивших "верно", N – объем выборки.

Подведем итог рассмотрению надежности целой методики.

Различные типы надежности отличаются друг от друга тем, какие факторы взяты в качестве источников дисперсии ошибки .

Любой коэффициент надежности можно интерпретировать непосредственно в процентах дисперсии показателей. Причем суммарную дисперсию ошибки можно разложить на отдельные составляющие.

Вопрос 41.

Надежность отдельных пунктов теста. Процедуры её определения.

Надежность целой тестовой методики обеспечивается надежностью пунктов, из которых она состоит. До включения в методику отдельный пункт должен быть оценен с точки зрения объективности, валидности, устойчивости, силы / трудности и дискриминативности.

Объективность пункта методики устанавливается экспертами-психологами. (не менее трех)

Экспертная оценка объективности каждого пункта предполагает его анализ с точки зрения:

§ соответствия концепту (соответствует – частично соответствует – не соответствует);

§ однозначности формулировки вопроса / задачи (однозначно – не совсем однозначно – не однозначно);

§ пригодности вариантов ответа (подходит – частично подходит – не подходит).

Во время анализа надо учитывать, что если пункт хотя бы в 20 % случаев оценивается как "частично соответствует концепту", то его следует признать непригодным для использования в методике. В сомнительных случаях путем опроса экспертов нужно уточнить мотивировку оценок отдельных пунктов.

Валидность. Задача считается валидной, когда в соответствии с критерием она чаще всего правильно решается теми испытуемыми, у которых измеряемый признак более выражен, чем у других.

Устойчивость. Пункт является устойчивым, если при его повторном предъявлении он вызывает у испытуемого эквивалентную первому предъявлению реакцию.

Для дихотомических пунктов (типа "решил – не решил", "согласен – не согласен", "да – нет") устойчивость измеряется с помощью четырехклеточной матрицы сопряженности:

  Тест 2
Да Нет
Тест 1 Да а b
Нет c d

Свободным от помех

3) надежным. (он должен отражать постоянство и устойчивость исследуемой функции)

Оценка валидности методик может носить количественный (коэф-т корреляции между колич.значениями и тест.показателями).и качественныйхарактер.

Коэффициенты валидности– это статистические показатели эмпирической валидности теста.

ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Термин «психодиагностика был введен в 1921 Германом Роршахом и довольно быстро вышел за пределы медицины.

Диагностика понимается с 2 позиций: Как научная деятельность(структуре объекта диагностики, способах его исследования, методах постановки диагноза.) и как практическая деятельность(диагностика осуществляется в целях преобразования реального состояния объекта.)

Психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая принципы, пути и методы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей личностей и групп людей.

Объектом психодиагностики являются наделенные психикой конкретные люди, а ее целью – сбор информации об особенностях человеческой психики. Само существование психодиагностики стало возможным благодаря существованию различий между людьми.

Различают психодиагностику общую и частную.

Предметом общей психодиагностики являются:

1) изучает как нужно создавать психодиагностические методики, или инструменты, и как формулировать заключения;

2) методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований – черт личности, способностей, мотивов, сознания и самосознания, межличностных отношений;

3) дифференциальная психометрия (психометрика) – математизированная методология и технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик;

4) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

Частная психодиагностика связана с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д.

Основные понятия:Диагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать. В отличие от них, диагностические категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому их называют еще «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психодиагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей.

Вопрос 2.

Наши рекомендации