С применением элементов ритмопластики
«Веселые путешественники».
Музыка М. Старокадомского
Задачи: развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.
Описание движений
И.П. - (исходное положение). Дети стоят друг за другом.
Фигура
1 куплет
Ходьба друг за другом бодрым шагом.
Припев:
И. П. - стоя лицом в круг.
На слова "Тра-та-та" - три хлопка справа у головы.
Повторение - три хлопка слева.
На слова «Мы берем с собой кота» - на 4-х прыжках руки вниз.
На слова «чижика» - наклон вперед, руки назад "хвостиком",
«собаку» - слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опушены,
«Петьку-забияку» - шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,
«обезьяну»- наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперед,
«попугая» - наклон в том же положении влево,
«вот» - руки вперед.
«компания, какая» - руки опустить.
Повторение последней фразы - движения те же, в конце - шаг на месте.
Фигура
2 куплет
Запев:
ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками (паровозик)
На повторение музыки изменить направление движения, руки «держат руль» - имитация езды на автомобиле.
Припев: движения те же.
3 фигура
3 куплет
Запев: поскоки по кругу друг за другом (для детей 3-3,5 лет вместо поскоков - ходьба).
Начиная со слов "Нам солнышко светило" дети 4,5-5 лет одновременно с поскоками выполняют маховые скрещивающиеся движения руками над головой ("ветерок"). Эти движения можно выполнять врассыпную и к припеву остановиться лицом к зрителям (педагогу).
Припев: движения те же.
На последний аккорд - прыжок на месте, руки вверх.
Психогимнастика
Психогимнастические упражнения на своей деятельности я использую в начале ООД – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад
( в зависимости от их настроения); в конце ООД – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций - чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.
«Воздушные шарики»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Слепой танец»
Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Ведущий дает инструкцию: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».
Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
«Гусеница»
На координацию движений, групповую работу.
Цель: игра учит доверию.
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Ведущий дает инструкцию: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
«Смена ритмов»
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
Речевые упражнения.
Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т.Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства.
Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.
Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр в музыкальной деятельности эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
«Лиса по лесу ходила».
Задача: развитие ритмичности, координации, внимания.
Лиса по лесу ходила, | Дробный шаг по кругу |
Звонки песни заводила. | На последний слог- разворот лицом в круг |
Лиса лычки драла, | Хлопки-тарелки |
Себе лапотки сплела. | Поочерёдное выставление ног на пятку |
«Скок-скок-поскок».
Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.
Скок-скок-поскок, Сколочу мосток, Серебром замощу, Всех ребят пущу. | Ритмичные поскоки по кругу, в руках — деревянные ложки или кубики, на них отстукивается ритм стиха |
В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников ( «ритмический разговор»).
«Кап-Кап!» сл. Е. Макшанцевой
Задача: одновременно с игрой на треугольниках пропевать на двух нотах
( соль-ми) текст стихотворения, следить за ритмическим рисунком.
Можно разделиться на две команды (нечётные и чётные строчки чередовать).
-Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Что там за оконцем?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Что блестит на солнце?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! Капают капели!
То весна к нам пришла, птицы прилетели!
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкотерапия
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально – оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.