Из каких разделов состоит фуга? Назовите самые известные прелюдии и фуги из ХТК Баха.
Фуга — высшая и самая сложная форма в музыке полифонического склада.
Фуга состоит из трех частей: экспозиции, разработки, репризы.
Экспозиция содержит первоначальное изложение темы последовательно во всех голосах. Классическая экспозиция фуги заканчивается модуляцией и каденцией в параллельной тональности.
Разработка (Свободная часть фуги) начинается с проведения темы в новой тональности. Строение этой части не типично.
Реприза обычно начинается с проведения темы в главной тональности и может не выходить за её рамки, но иногда используется и доминантовая тональность. Кодой называется заключительное повторение темы, возникающее после заключительного каданса в главной тональности. В заключительной части все голоса звучат сразу.
13. Назовите наиболее известные баховские музыкальные символы. С каким философским содержанием они связаны?
Жизнь и творчество Баха неразрывно связаны с протестантским хоралом и по его вероисповеданию, и по деятельности в качестве церковного музыканта. Он постоянно работает с хоралом в самых разных жанрах.
Хоралы пелись протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый, органично вросший в психику и сознание элемент мироощущения. Все люди Германии того времени знали мелодии хоралов наизусть. Они настолько прочно ассоциировались с определенным смыслом, что могли служить паролем при узнавании единомышленников. Поэтому для слушателей времени Баха хоральные мелодии являлись по существу знаками, отражающими содержание хорала.
БАХОВСКАЯ СИСТЕМА СИМВОЛОВ
1. Равномерное движение нижнего голоса уподоблялось шаганию ( ); такое движение, разумеется, было скорее шагов человека, но
2. Пунктирный ритм изображал бодрость, величие, торжество: Рис.
3. Триольный ритм ... — усталость, уныние.
4. Скачки вниз на большие интервалы — септимы, ноны — старческую немощь <..> Октава же считалась признаком спокойствия, благополучия, объятия вокруг.
5. Ровный хроматизм из 5-7 звуков — острую печаль, боль (и вверх, и вниз)...
6. Спускающиеся движения по два звука — тихую печаль, достойное горе...
7. Трелеподобное движение — веселие, даже смех, хохот при соответствующем регистре и тембре.
8. Страдания распятого Христа (уменьшенная кварта, несопряжение из гармонического вида двойной системы)[8]:
9. Мотив искупления (воскресения, вознесения)[9]:
10. Удвоения в терцию, сексту, дециму знаменуют спокойное чувство, довольство, радостное созерцание»[10].
11. Символ креста, распятия, Страстей Господних
Этот символ в обращенном виде означает искупление через свершившуюся крестную муку.
12. Постижение воли Господней — восходящий тетрахорд.
13. Символ жертвенности — квартсекстаккорд (нередко с проходящим звуком в прямом или возвратном движении):