Выступление в Королевском фестиваль-холле
В следующую среду 200 учащихся школы Истли, вымытые, причесанные и одетые в свои лучшие наряды, заранее прибыли в Королевский фестиваль-холл для предварительной беседы перед концертом и, собственно, на сам концерт. По указанию Майкла Роулингса, президент представительства компании Pizza Hut в Америке, перед менеджерским составом которого я собирался выступать в следующем месяце, в концертный зал доставили пиццу — 80 штук. Мы посмотрели короткометражный фильм, посвященный нашему выступлению, проходившему перед этим в школе Истли. Энтони, который привел на концерт своего 20-летнего дядю, увидев на экране себя, немало удивился и испытал трепетное волнение.
Затем молодые люди из школы Истли перешли в зал, чтобы послушать мою речь, приготовленную специально для них. Я говорил целых 50 минут, объясняя, что подход нашего оркестpa к Пятой симфонии Бетховена весьма необычен, и сравнил наше видение этого произведения с традиционным. Напомнив ребятам известный литературный сюжет, я сыграл на фортепиано "Дон Кихота" Рихарда Штрауса, чтобы продемонстрировать, насколько мастерски удалось композитору воплотить в музыку сложную и трогательную историю странствующего идальго.
— Это и был концерт, мисс? — спросил свою учительницу Энтони после моей презентации. Он с большим трудом представлял себе масштаб того мероприятия, на которое приехал.
На самом концерте 200 ребят сидели на стульях за сценой, где обычно размещается хор, поэтому дети находились довольно близко к основному месту действия. Не отрицаю, что я беспокоился по поводу того, что их присутствие рядом с оркестром немало насторожит зрителей. Мое волнение объяснялось тем, что к началу концерта дети находились в зале уже около двух часов, и случиться могло всякое. Но школьники сидели неподвижно и с явным интересом внимали торжественному звучанию Пятой симфонии Бетховена, равно как и печальному смыслу длинной симфонической поэмы Штрауса. Могли ли мы знать наверняка, что творилось в умах этих детей? Может быть, их ангельское поведение объяснялось боязнью наказания? Они и вправду слушали музыку или вели себя прилично исключительно из чувства долга? Я взглянул мельком на Энтони, сидевшего на возвышении неподалеку от секции духовых инструментов — в тот самый момент, когда внезапно из темноты мрачной бетховенской мелодии вырываются вспышки света, превращаясь в величественное солнечное сияние финальной части Пятой симфонии. Это был момент Энтони. Узнал ли он его? Мальчик улыбнулся мне в ответ и поднял кверху большой палец.
Все происходящее с трудом укладывалось в голове. Тем более, с учетом того, что все начиналось с отказа Arthur Andersen выступить спонсором одного-единственного концерта нашей филармонии!
В конечном счете готовность Arthur Andersen содействовать преобразующей силе музыки помогла донести искру света до тысяч других людей, в том числе и детей, в душах которых концерт оставил неизгладимые впечатления. Вот письмо, которое я получил как раз перед финальным концертом от Грехема Уокера, главы фирмы Arthur Andersen.
Дорогой Бен!
Я знаю, что нам предстоит пройти заключительную и самую важную фазу нашей трилогии. Но я хотел бы написать кое-что уже сейчас. Третья часть нашего совместного проекта позволит Вам вернуться на свою родную территорию — в концертный зал, поэтому все мы уверены, что финал будет удивительным.
Две первые стадии осуществлялись в более непривычном месте! Я вел себя, как безумец, когда предложил Вам участвовать в нашей программе. Вы оказались еще более сумасшедшим, чем я, когда согласились. И Ваш заразительный энтузиазм моментально привел к тому, что 70 других взрослых музыкантов примкнули к нам в наших безумных начинаниях. К счастью, мы нашли поддержку в лице местного руководства — директрисы, которая, как выяснилось, также была достаточно сумасшедшей для того, чтобы влиться в нашу команду. Сцена была установлена, роли распределены. И вот вчера все мы в полной мере ощутили силу Вашего вдохновения, творчества и душевного порыва, подхваченную энергичным филармоническим оркестром.
Огромное Вам спасибо, Бен. Как и Вы, я надеюсь, что подобные события приведут к возникновению новых светлых возможностей, достаточно сильных для преодоления вихрей тьмы, слишком часто веющих над нашими друзьями из школы Истли.
До вторника! С пожеланием успешных репетиций,
Грехем
Возможно, жизненная сила человечества заключается ни и чем ином, как в страстном стремлении к установлению связи, к самовыражению и общению. Привлечение — это жизненная сила в действии, зажигающая искры в душах людей, излучающая свет во всех направлениях. Иногда из искры возгорается пламя. А порой она тихо, почти незаметно, по волшебству, передается от одного человека — к другому и так далее.
ЗАНЯТИЕ 10
Стань шахматной доской
"Правильно, Пятерка! Всегда перекладывай вину на других". - ЛЬЮИС КЭРОЛЛ, "Алиса в стране чудес"
КОГДА КАЖЕТСЯ, что реальное положение дел лишено каких бы то ни было возможностей; когда вы рассержены и загнаны в угол, когда, вопреки вашим стараниям, другие отказываются менять свое мнение, сотрудничать с вами, идти на компромисс или вести себя хотя бы отчасти сдержанно; когда не помогает даже тактика привлечения, а другие идеи о спасении ситуации отсутствуют, — обратитесь за помощью к нашему следующему упражнению; это уже выпускной курс обучения возможности. В этом упражнении вам необходимо посмотреть на себя как на поле, на котором происходит вся эта игра, — например, в качестве шахматной доски. Трудности любых обстоятельств следует перенести из внешнего мира и поместить в рамки, относящиеся к вам самим. С помощью подобного шага вы способны изменить мир вокруг себя.
Предстаньте такой сценарий: автомобиль мирно стоит на перекрестке, ожидай нелепого сигнала. И тут сзади в него врезается другая машина. Водитель второго автомобиля, как выясняется потом, находится за рулем в нетрезвом состоянии и, к тому же, без водительских прав. Кто виноват? Согласно закону, вне всяких сомнений, пьяный водитель. Однако в этой главе мы познакомим вас с понятием ответственности другого рода.
Эта ответственность касается вас самих. Нельзя приписывать ее другим. Это исключительно ваше приобретение, и никто другой не может на него повлиять.
Обычно мы связываем ответственность с виной и безупречностью — понятиями, свойственными Миру измерений. Обвиняя вас в какой-либо несправедливости, я отстаиваю собственную правоту. И многим из нас известно чувство удовлетворения, сопутствующее этому. Однако с той же силой, с которой я обвиняю вас, например, в том, что наш совместный отпуск прошел скверно или что между нами выросла стена молчания, я утрачиваю способность направлять ситуацию в иное русло, извлекать из нее уроки и улучшать отношения между нами. Действительно, я лишаю себя всех возможностей, которые были в моем распоряжении, поскольку я могу разбирать только собственные ошибки, но никак не ваши.
Вернемся к мирному, законопослушному шоферу из нашего примера. Чтобы применить упражнение Стань игровым полем, этому водителю, даже если он очутится на больничной койке, следует обрисовать вокруг прошедших с ним событий более широкие рамки, а не рассматривать ситуацию только с точки зрения преступления и наказания. Ему нужно рассуждать примерно так: "Вождение — занятие опасное. И каждый раз, садясь за руль, я подвергаю себя определенному риску. Поскольку нет никакой гарантии, что на моем пути встретятся опытные, бдительные и соблюдающие правила водители, всегда остается ненулевой шанс, что кто-то из них уснет за рулем, или будет слишком пьян, или у него случится внезапный приступ, или он попросту окажется юным и дерзким. Когда я веду машину, со мной всегда может произойти что-нибудь подобное. И все, что случится со мной на дороге, я отнесу к сфере собственного сознания и собственного выбора".
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ УПРАЖНЕНИЯ
Пожалуй, начнем. Первая часть упражнения состоит в том, чтобы признать следующее: "Я сам определяю те рамки, в которых происходят все события моей жизни".
Возможно, это упражнение выглядит самым радикальным и трудным по сравнению с остальными в этой книге, но, в то же время, и самым мощным. Его можно сформулировать и по-другому:
"Если я не могу воспринимать реальное положение, не сопротивляясь ему; если я лишен возможности действовать эффективно; если я чувствую себя проигравшей стороной или жертвой, я говорю самому себе — источник моей затруднительной ситуации заключается в неком предположении, автором которого стал я сам".
Это не означает, что в данном упражнении предлагается правильный или единственный выбор. Возможно, нам захочется убедиться в том, что пьяный водитель получил по заслугам. Либо же у нас возникнет потребность в сочувствии или отмщении. Еще один вариант состоит в том, что мы собьемся с прежнего курса и долгое время не сможем сдвинуться с места. Однако подход, при котором каждый из нас становится игровым полем, создает предпосылки для исключительного путешествия, способного в короткие сроки возвратить нас на ту дорогу, которой мы следовали до злополучного столкновения. Он позволяет нам продолжить путь.
Исключительность связана с тем, что мы признаем риск, присущий нашей жизни. Если вы строите дом на равнине поближе к реке Миссисипи, то можете пострадать от наводнения, и потому вам следует возвести защитные сооружения. Но если вы объявляете себя безвинной жертвой осознанного риска, то принимаете позу бедного неудачника в игре, которую сами же избрали. Без объективного взгляда вы упускаете свой шанс действовать эффективно. Возможно, вы дождетесь сочувствия от других, но только в обмен на спокойствие собственного духа.
Вина и осуждение играют важную роль в сфере законности. Водителю, соблюдающему правила, дается право возбудить дело против нарушителя и потребовать от него возмещения урона. Но мы ведем сейчас разговор о доступе к возможности, а не о победе или компенсации. Признание собственной ответственности за все происходящее в вашей жизни приводит к тому, что ваш дух остается целостным, а вы сами всегда вольны сделать новый выбор.