Дидактическая игра-упражнение для развития умения слышать фактуру в музыке
Так как к моменту обучения в V классе учащиеся, как правило, знают основы музыкальной и нотной грамоты, ограничимся описанием дидактической игры, позволяющей с достаточной полнотой познакомить учащихся с явлением музыкальной фактуры.
Эта игра родилась в результате практической необходимости развития у ребят умения слышать музыкальную фактуру. Как известно, фактура в музыке — это музыкальная ткань произведения, включающая монодию (одноголосие) и многоголосие. Обнаружение различных видов музыкальной фактуры и стало основой занятной игры. Учитель играет учашимся известную народную песню, допустим «Во поле береза стояла». В процессе игры он на ходу меняет фактуру, а учащиеся должны отметить эти изменения специальными ручными знаками. Приводим эти знаки:
одноголосие — вверх поднимается указательный палец правой
руки;
аккордовая фактура — учащиеся поднимают две руки, плотно сжатые в кулак;
мелодия с аккомпанементом — гомофонно-гармоническая фактура — вверх поднимается указательный палец одной руки и плотно сжатая в кулак ладонь другой руки;
полифоническая фактура — совокупность самостоятельных мелодических линий, образующих многоголосное единство, — поднимаются обе руки с растопыренными пальцами.
Как видим, ручные знаки достаточно наглядно демонстр ют фактуру звучащей музыки.
Пятиклассникам эта игра очень нравится. После несколь показов музыкальной фактуры различных произведений, ис няемых учителем, используется более сложный вариант к Включается звукозапись, и учащиеся по ходу музыки опред ют ее фактуру. Так, например, большим успехом пользуе- учащихся начало «Итальянского каприччио» П.Чайковско котором музыкальная фактура предстает во всей своей полн Как известно, это сочинение, исполняемое симфоническим кестром, начинается трубным унисоном. Далее следует неско аккордов в триольном ритме. Затем возникает печальная мел с аккомпанементом, которая позднее превращается в полиф
ческое построение. Здесь учащимся «есть разгуляться где на в
* * *
В зависимости от уровня музыкально-слухового развития щихся каждого конкретного класса учитель определяет темп вторения пройденного и закрепления всех основных знани навыков в области музыкальной грамоты, полученных в нач ной школе. Если ребята пришли в V класс музыкально под ленными, они смогут восстановить в памяти пройденный риал уже в течение 1-й четверти. Если же занятия в началь школе велись на низком уровне и слух детей еще недостато восприимчив — оии не осознают, например, закономерно чередования сильных и слабых долей, не различают мажорн минорный лад, то целесообразно сначала наверстать упущеи начальной школе, а затем ставить уже более сложные задачи, дусмотренные программой V класса, как, например, разв умения различать на слух тон и полутон. С целью проверки и ков владения нотной записью и для их закрепления могут б использованы в качестве вспомогательного материала прим из песенного репертуара младщих классов.
На этих простых песнях можно закрепить представления о тельностях, о сильных и слабых долях, такте, размере, его значении при ключе, об устойчивости и неустойчивости зв о тоинке, тоническом трезвучии, мажорном ладе.
Разучивание песен и слушание музыки с привлечением ной грамоты дают материал для формирования определенной стемы теоретических знаний детей. Иначе говоря, учитель иа г мере того или иного музыкального произведения сообщает д~ понятия музыкальной грамоты с определенным отбором, ловленным конкретным этапом их музыкального развития.
Поскольку практически все программы V класса треб прочного навыка определения на слух мажорного и минори да до в, учителю следует укреплять в ребятах осознанное ощуще- нце тоники, тонического трезвучия, выделяя их при разучивании песен и слушании новых произведений. Показателем того, насколько прочно воспитано в детях ладовое чувство, может послужить их умение различать смену ладов в одном произведении.
Если учащиеся определяют на слух устойчивые и неустойчивые звуки, мажорное и минорное трезвучие, то можно считать, что они подготовлены к восприятию нового материала: к пониманию терминов «тон» и «полутон».
Хорошо при пропеваиии до-мажорного звукоряда связывать соотношение отдельных ступеней с их наглядным расположением на клавиатуре фортепиано. Изображение клавиатуры дано в ряде современных учебников по музыке. На нем наглядно видно, что самые близкие расстояния в до мажоре между ми и фа, а также между си и до, т.е. между III и IV, VII и I ступенями. Зрительное представление тона и полутона должно подкрепляться их слышанием. Для этого можно записать на доске небольшие специальные упражнеиия-попевки (во время пения пятиклассников учитель показывает на доске каждую ноту, особенно фиксируя внимание на альтерированных звуках).
Выразительное значение понижения или повышения звука на полтона хорошо воспринимается при сопоставлении мажорного и минорного ладов.
Младшие подростки будут заниматься музыкальной грамотой с большим увлечением, если практически убедятся в ее важности. Иногда, например, целесообразно привлекать нотную запись к разучиванию песни еще до ее показа; это могут быть отдельные, трудные для пения эпизоды; сольфеджируя, дети смогут точнее их интонировать. Обычно они радуются, когда узнают, что «прочли» по нотам часть песни, которую будут разучивать. Такая работа, проведенная до начала разучивания песни, ни в коей мере не нарушает художественного впечатления от последующего целостного ее восприятия при показе учителем. Напротив, узнавание мелодии, возможность ее мысленного пропевания во время слушания углубляют эстетическое переживание музыки. В качестве примера (конечно, если класс подготовлен к этому) можно взять песню В. А. Моцарта «Весенняя», записав ее на доску в тональности до мажор. Поскольку пятиклассники неоднократно пели по нотам и до-мажорный звукоряд, и трезвучие, они вполне могут выполнить предложенную им задачу. И как повышается интерес детей к музыкальной грамоте, когда неожиданно для себя они узнают, что спели знакомую песню, которую слышали еще во II классе!
Работа по разучиванию песни «Весенняя» может быть тесно связана и с решением задачи определения звучания тона и
полутона. В данной песне одной из певческих трудностей явля_ ся именно чистое интонирование чередующихся больших и лых секунд. Одновременно с показом записи каждой секунды сл дует показать и ее звучание, например: закрепляя понятия «то и «полутон», дети наглядно убеждаются в значении знаков алъ рации (в данном случае — знаков диез и бекар). При знакомств© размером \ (определении его на слух) используются не тол! специальные слуховые упражнения, но и те песни, которые д~ будут петь сами, и те произведения, которые будут слушать. В произведениях размер * должен играть определенную вырази ную роль.
Музыка С. Ведерни» |
1. Как иве - ты в ап - ре - ле, |
Таким образом, музыкальная грамота и нотная грамота как' часть не составляют на уроке особого раздела, а постоянно вхо в решение всех задач музыкального воспитания. Планируя соде^ жание отдельных уроков, их последовательность, систему, подавателю следует постоянно сочетать специальные упражнег (слуховые, по чтению нот) с основным музыкальным реперт ром. Не превращая его в тренировочный материал, учитель дс жен постоянно опираться на него, сопоставлять, сравнивать зв чание тех или других произведений (эпизодов, фраз) с цель выявления выразительной роли того элемента, который предн начен для восприятия и осознания учащимися. Между восприя" ем музыки и музыкальной грамотностью школьников существ} взаимосвязь: с одной стороны, репертуар по пению и слушан!- музыки предоставляет детям постоянную возможность делать в воды об особенностях и выразительном значении отдельных э ментов музыкальной речи (регистров, темпа, динамики, лада АР-); с другой стороны, музыкальная грамотность, знание сущн сти понятий «размер», «регистр», «темп», «лад» и других созда основу для более полноценного восприятия произведений.
Пример
Наша школа
Слова И. Денисовой
Стремительно J = 104
«7------- ---- у---- « приз - нак сен - тя [1 . | , | б-ря. | —пп—1— | В э-тот гЖ-------- , | день ве - се-лый —f—f ^— |
$ • i 1 ,j у Г J = | -Щг | ч i i 1 | 1 } Л |
А во - круг мо - и друэь-j |
Луч-iue иа-шсй щко-лц негг.
и ПО | Ю -щ—k—1— | от счасть - я я. —1---------------------------- | |
^jr----- ^---- | Г |
2. Я пенал и книжку рядом положу, Плюшевого мишку тоже посажу. Учится играя лучше детвора. Кто сказал, что школа — это не игра?Припев: