Тема «Что за прелесть эти сказки»
Музыка: М.Мусоргский — нз цикла «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках», В. Кикта «У ручья грустит Аленушка»; русские народные песни: «Как за речкою, да за Дарьею», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Пошла млада за водой», «Жаворонки», «Веснянки».
Литература: волшебные сказки — «Летучий корабль», «Сивка- Бурка» пословииь и поговооки.
ИЗО: В. Васнецов «Сивка-Бурка», «Иван-царевич на Сером во ке», «Аленушка».
В разделе «Духовная музыка» предусмотрено знакомство с родным месяцесловом и православными христианскими пра никами, народными обрядами и приметами, колядованием - праздник Рождества Христова; литературно-музыкальной ко позицией по легенде «Сказание о невидимом граде Китеже? деве Февронии» и одноименной оперой Н.А.Римского-Корс кова и др.
В разделе «Музыкальная культура родного края» предлагаю- к изучению песни, связанные с движением (хороводные, и вые, плясовые) на открытом пространстве (на природе) и в и (игрищные, посидел очные); формы вождения хороводов — кр ряды, орнаментальные фигуры, шествие (местные названия и р новидности); игровые песни с занимательным действием (тра ции отдельных регионов), плясовые песни веселого, шутливо характера (русский плясовой шаг, кадриль, трепак, камаринс* и пр.).
Основные итоговые ориентиры для учителя III класса.
Учащиеся должны знать:
• состав симфонического оркестра, его группы: струнная, ховая (деревянная и медная), ударная;
• музыкальные термины и названия: концерт, спектакль, оп~ ра, балет, консерватория, симфоническая картина, музыка ный конкурс, музыкальные концертные залы и театры; ария, уве тюра, антракт, пауза;
• музыкальные тембры инструментов симфонического оркест
• духовные стихи;
• формы вождения хороводов.
Учащиеся должны уметь:
• выразительно исполнять песни;
• по-разному произносить текст в зависимости от характер песни;
. четко исполнять песни с пунктирным ритмом и синкопа ми;
• узнавать звучание групп симфонического оркестра, фрагме ты из опер и балетов;
• определять состав исполнителей музыки (духовой или си* фонический оркестр, народных инструментов);
• импровизировать двух-трехголосное ритмическое сопровожу дение в характере музыки; сочинять подголоски, окончания фр отдельных русских народных песен, мелодии на стихотворный тек (четверостишие) в соответствии с его эмоционально-смыслов! содержанием; <
. инсценировать сюжеты игр и тексты песен пластическими движениями, передавать музыкально-игровые образы, исполнять дробный шаг, пружинку и т.д.
IV класс
Основным содержанием музыкального обучения и воспитания р IV классе должны стать обобщенные ключевые знания о взаимосвязи национальных культур народов мира, о единстве музыкальной культуры, многожанровости народной музыки, связанной с жизнью народа, его историей, бытом. Народная музыка в творчестве композитора — формы и способы использования народного творчества: обработка, цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном духе, стилизация. Исполнительские средства выразительности — динамика, штрихи, фразировка, агогика. Музыкальные профессии: композитор, дирижер, пианист, музыкант, солист, артист.
В IV классе рекомендуются следующие произведения для слушания музыки: А.Александров «Государственный Гимн России», И.Брамс — венгерские танцы, В.А.Моцарт — симфония № 40 (1-я часть), М. Мусоргский — цикл «Картинки с выставки», С. Прокофьев — кантата «Александр Невский», Д.Гершвин — «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», Жан-Мишель Жарр — избранное, Д. Кабалевский — кантата «Песня утра, весны и мира», П.Чайковский — цикл «Времена года», Л.Бетховен — сонаты, Ф.Шопен — прелюдии.
Четвероклассники должны уметь импровизировать в определенном жанре и досочинять заданные мелодии, импровизировать имена в пении, мелодии без слов, музыкальные вопросы и ответы, транспонировать простые мотивы.
В разделе «Ритмика» в IV классе предусмотрены придумывание движений для музыкальной игры, хоровода, пляски, комбинирование знакомых элементов танца, создание собственных движений, своего простого танца, собственных композиций музыкальных игр, продумывание последовательности эпизодов и действий персонажей сценической игры.
В разделе «Игра на музыкальных инструментах» ученикам предлагается по записи несложных оркестровых партитур к песенным и музыкальным миниатюрам создать свою оркестровку из набора летских инструментов с обоснованием замысла.
В разделе «Духовная музыка» предлагается рассказать ребятам о связи духовной музыки, религиозной культуры с современностью в виде диалога поколений, соединить настоящее с прошедшим, указав на преемственность поколений в передаче глубокого Жизненного опыта от искусства Древней Руси до нашего времени. В этом помогут беседа о красоте духовной музыки и прослушивание «Херувимской № 7» Д. Бортнянского, хора «Свете тихий» фрагментов «Всенощной» С. Рахманинова.
В разделе «Музыкальная культура родного края» для изучен- детям предлагаются произведения повествовательных жанров н родного творчества — былины (богатырские, сказочно-фантас тические), исторические песни (отражающие историю России баллады, скоморошины, сказки с напевами, сочетающие ус~ ное поэтическое и музыкальное народное творчество (волше" ные, приключенческие, бытового характера с установкой на вы мысел).
В разделе «Интеграция художественных дисциплин» предста лены следующие художественные произведения по темам и р- личным видам искусства.