Сергей Васильевич Рахманинов 1873-1943

Творчество великого русского ком­позитора, вдохновенного поэта звуков, певца русской природы Сергея Василье­вича Рахманинова является состояни­ем музыкантов и любителей музыки разных стран. Его фортепианные кон­церты, прелюоии и этюды картины, его симфонии и симфонические поэмы, оперы, хоры, романсы постоянно звучат в концертных залах всего мира. Испол­нительское искусство Рахманинова как пианиста и дирижера оставило неповторимое и яркое впечат­ление в истории музыки.

Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорус­ском уезде Новгородской губернии в имении Онег 20 марта 1873 года. История рода Рахманиновых уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, про­званного Рахманиным.

С раннего детства ребенка приобщали к музыке, и с 4—5 лет маленький Сережа уже играл на фортепьяно. В 1882 году он поступает в Петербургскую консерваторию, а с 1885 года занимается в Московской консерватории у Н.С. Зверева и А.И. Зилоти (фортепьяно), С.И. Танеева и А.С. Аренского (композиция). В возрасте 13 лет Рахмани­нов был представлен П.И. Чайковскому, который отметил его дарование, чем вдохновил молодого Рахманинова на серьезные занятия музыкой.

В годы учения он сочинил ряд произведений, в том чис­ле романс «В молчанье ночи тайной», 1-й концерт для фор­тепьяно с оркестром (1891), которые отражали его яркую индивидуальность. Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892) с боль­шой золотой медалью. Дипломной работой Рахманинова была зрелая, яркая одноактная опера «Алеко» по поэме А. С. Пушкина «Цыганы».

Спустя 10 лет, в течение которых он активно концерти­ровал, сочинял музыку, Рахманинов вступил в должность дирижера симфонических концертов Московского филар­монического общества и с невероятным успехом провел сезон, в одном из концертов которого была исполнена его симфоническая поэма «Колокола» по произведению Эдга ра По.

Как-то в беседе композитор признался: «Это произведе­ние, над которым я работал со страстной увлеченностью, я люблю более всех прочих своих сочинений». Рахманинов всегда выделял и по особенному любил «Колокола». Музы­кальное произведение, написанное накануне Первой миро­вой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины — «симфонию» рус­ских колокольных звонов.

Не менее выразительны и ярки такие его произведения, как «Рапсодия на тему Паганини», Третья симфония и «Симфонические танцы», вызывали бурный восторг слуша­телей.

Рахманинов — один из крупнейших музыкантов рубе­жа XIX-XX веков. Его искусство отличают жизненная правдивость, искренность и эмоциональная полнота худо­жественного высказывания. Рахманинов следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обостренное ощущение эпохи и грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением обра­зов родины. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и созерца­тельное, трепетное выражение терпимости и любви. По­этичность и сила, настороженность и решимость, светлая радость и мрачный трагизм могли соседствовать в одном произведении.

Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым ме­лодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкаль­ного стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национальной чертой его гармонического языка является многообразное претворение колокольных звонов. Рахмани­нов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зре­лом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воп­лотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломив­шись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора.

Рахманинов был великолепным, ярким пианистом. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф Листа и А. Г. Рубинштейна. Феноменальная техника, пе­вучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело под­чинялись в игре Рахманинова высокой одухотворенности и яркой образности выражения. Рахманинов был также од­ним из крупнейших оперных и симфонических дирижеров своего времени.

Рахманинову не суждено было остаться в России. Рево люционные события, разрушившие культурные традиции и уклад жизни, не были приняты композитором. И 1 ноября 1918 года семья Рахманиновых отплыла из Норвегии в Нью- Йорк. Там он прололжал творить, но лучшие произведения были написаны все же в России. Он много концертирует, при этом часто перемещаясь со своим любимым инструментом — роялем — чо время многочисленных турне. В 1925 году С. Рахманинов становится одним из основателей консерва­тории в Париже.

Во время Второй мировой войны в 1941 году Рахмани­нов глубоко переживал события, которые происходили в России, и многократно он оказывает помощь Советскому Союзу. Он выступал с концертами в пользу России и с заяв­лениями в поддержку Родины, высказывая тем самым свою солидаоность и причастность к русскому народу.

Умер Рахманинов в Беверли-хилз в штате Калифорния 28 марта 1943 года. До конца жизни он оставался верным русским музыкальным традициям и сохранил чувство при­частности к русской музыкальной культуре.

Основные сочинения

Оперы: одноактные оперы «Алеко» по мотивам поэмы Пушкина «Цыганы», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Ри- мини».

Симфонические произведших: 3 симфонии, Три концерта для фортепьяно с оркестром, Фантазии «Утес», «Симфони­ческие танцы».

Вокальные произведения: кантата «Весна», поэма «Остров мертвых»; литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение, романсы.

Фортепианные произведения: серия этюдов-картин, ва­риации на тему Шопена, 6 сюит, 2 сонаты, пьесы-фантазии.

Литература

Асафьев Б. Избранные труды: Т.2.. — М., 1954.

Ьажанов Н. Рахманинов. — М., 1962.

Брянцева В. Детство и юность Сергея Рахманинова. — М , 1972.

Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост. 3. Апе- тян — М., 1974.

Кандинский А. Оперы С.В. Рахманинова. — М., 1979.

Келдыш Ю. Рахманинов и его время. — М., 1973.

Рахманинов С.В. Сб. статей и материалов — М,-Л., 1947.

Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. — М., 1484.

Солонцов А. С.В. Рахманинов. — М., 1969.

Наши рекомендации