Сергей Васильевич Рахманинов 1873-1943
Творчество великого русского композитора, вдохновенного поэта звуков, певца русской природы Сергея Васильевича Рахманинова является состоянием музыкантов и любителей музыки разных стран. Его фортепианные концерты, прелюоии и этюды картины, его симфонии и симфонические поэмы, оперы, хоры, романсы постоянно звучат в концертных залах всего мира. Исполнительское искусство Рахманинова как пианиста и дирижера оставило неповторимое и яркое впечатление в истории музыки.
Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег 20 марта 1873 года. История рода Рахманиновых уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным.
С раннего детства ребенка приобщали к музыке, и с 4—5 лет маленький Сережа уже играл на фортепьяно. В 1882 году он поступает в Петербургскую консерваторию, а с 1885 года занимается в Московской консерватории у Н.С. Зверева и А.И. Зилоти (фортепьяно), С.И. Танеева и А.С. Аренского (композиция). В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И. Чайковскому, который отметил его дарование, чем вдохновил молодого Рахманинова на серьезные занятия музыкой.
В годы учения он сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчанье ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891), которые отражали его яркую индивидуальность. Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892) с большой золотой медалью. Дипломной работой Рахманинова была зрелая, яркая одноактная опера «Алеко» по поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Спустя 10 лет, в течение которых он активно концертировал, сочинял музыку, Рахманинов вступил в должность дирижера симфонических концертов Московского филармонического общества и с невероятным успехом провел сезон, в одном из концертов которого была исполнена его симфоническая поэма «Колокола» по произведению Эдга ра По.
Как-то в беседе композитор признался: «Это произведение, над которым я работал со страстной увлеченностью, я люблю более всех прочих своих сочинений». Рахманинов всегда выделял и по особенному любил «Колокола». Музыкальное произведение, написанное накануне Первой мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины — «симфонию» русских колокольных звонов.
Не менее выразительны и ярки такие его произведения, как «Рапсодия на тему Паганини», Третья симфония и «Симфонические танцы», вызывали бурный восторг слушателей.
Рахманинов — один из крупнейших музыкантов рубежа XIX-XX веков. Его искусство отличают жизненная правдивость, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Рахманинов следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обостренное ощущение эпохи и грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и созерцательное, трепетное выражение терпимости и любви. Поэтичность и сила, настороженность и решимость, светлая радость и мрачный трагизм могли соседствовать в одном произведении.
Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национальной чертой его гармонического языка является многообразное претворение колокольных звонов. Рахманинов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора.
Рахманинов был великолепным, ярким пианистом. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф Листа и А. Г. Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворенности и яркой образности выражения. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижеров своего времени.
Рахманинову не суждено было остаться в России. Рево люционные события, разрушившие культурные традиции и уклад жизни, не были приняты композитором. И 1 ноября 1918 года семья Рахманиновых отплыла из Норвегии в Нью- Йорк. Там он прололжал творить, но лучшие произведения были написаны все же в России. Он много концертирует, при этом часто перемещаясь со своим любимым инструментом — роялем — чо время многочисленных турне. В 1925 году С. Рахманинов становится одним из основателей консерватории в Париже.
Во время Второй мировой войны в 1941 году Рахманинов глубоко переживал события, которые происходили в России, и многократно он оказывает помощь Советскому Союзу. Он выступал с концертами в пользу России и с заявлениями в поддержку Родины, высказывая тем самым свою солидаоность и причастность к русскому народу.
Умер Рахманинов в Беверли-хилз в штате Калифорния 28 марта 1943 года. До конца жизни он оставался верным русским музыкальным традициям и сохранил чувство причастности к русской музыкальной культуре.
Основные сочинения
Оперы: одноактные оперы «Алеко» по мотивам поэмы Пушкина «Цыганы», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Ри- мини».
Симфонические произведших: 3 симфонии, Три концерта для фортепьяно с оркестром, Фантазии «Утес», «Симфонические танцы».
Вокальные произведения: кантата «Весна», поэма «Остров мертвых»; литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение, романсы.
Фортепианные произведения: серия этюдов-картин, вариации на тему Шопена, 6 сюит, 2 сонаты, пьесы-фантазии.
Литература
Асафьев Б. Избранные труды: Т.2.. — М., 1954.
Ьажанов Н. Рахманинов. — М., 1962.
Брянцева В. Детство и юность Сергея Рахманинова. — М , 1972.
Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост. 3. Апе- тян — М., 1974.
Кандинский А. Оперы С.В. Рахманинова. — М., 1979.
Келдыш Ю. Рахманинов и его время. — М., 1973.
Рахманинов С.В. Сб. статей и материалов — М,-Л., 1947.
Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. — М., 1484.
Солонцов А. С.В. Рахманинов. — М., 1969.