Осипов Г.В., Кара-Мурза С.Г. Общество знания: История модернизации на Западе и в СССРО / Геннадий Васильевич Осипов, Сергей Георгиевич Кара-Мурза. €

Как пишут сами авторы: Выздоровление, укрепление и подъем отечественной науки, образования, массовой культуры мышления — условие перехода России на инновационный путь развития, а точнее — условие самого существования России. В настоящий момент эта идея оформилась как строительство так называемого общества знания. По своей глубине и масштабу это проблема цивилизационного порядка. Она предполагает изменения во всей системе жизнеустройства страны и народа — создание новой многомерной ткани общественных отношений, нового языка и нового типа рациональности.

Данная книга — первый том единого труда. В ее первом разделе рассмотрены основные положения социологии и экономики «общества знания», которые вырабатывались в ходе проектирования и практической реализации программы Запада — ив апологетической, и в критической ветви общественной мысли. К началу XXI века накопилось достаточно сигналов, позволяющих скорректировать тот проект постиндустриального «общества знания», который был разработан в 70-90-е годы XX века в обстановке технократических иллюзий. Второй раздел посвящен истории дореформенного (российского и, в основном, советского) «общества знания», а также кризису этой системы в поздний советский период. Этот кризис был «стёрт» мощным системным кризисом в ходе демонтажа советского строя в 90-е годы.

Авторы приходят к выводу, что для работы над проектом будущего российского «общества знания» надо трезво оценить главные утраты от ликвидации СССР и советского строя и найти способы компенсации этих потерь.

Книга предназначена научным работникам, преподавателям и студентам, а также всем, кто размышляет над новейшей историей России и ее будущим.

Авторы ставят сложные вопросы и предлагают свои варианты их решения. Книга написана в строго академичном ключе, использован глубокий и масштабный анализ с убедительной и разносторонней аргументацией. Книга поражает эрудицией авторов, тщательным анализом и выводами.

Актуальность проблемы подкреплена качественным анализом, основанным на современных данных и фактах, сделаны выводы с научно-обоснованным прогнозированием, и все это изложено доступно, убедительно и феноменально.

Международное философско-космологическое общество предлагает новый аспект понимания картины мира и его истории с позиций космологии в условиях развития глобального взаимодействия человечества, его надгосударственной или универсальной истории. Ведущие позиции в понимании и формировании будущего принадлежат представителям науки и образования.

К юбилею В.И. Вернадского (150 лет), конкурса исследовательских работ имени В.И. Вернадского (20 лет), ООД «Исследователь» (5 лет): наука и традиции учебно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении»…..

Макаренко З. П.,

к.т.н, заместитель директора по научно-исследовательской работе.;

Белозор Т.А.,

библиотекарь

КОГОАУ «Лицей естественных наук»,[email protected]

Головизнина Н. Л.,

– к.п.н, специалист

Кировского областного музея истории народного образования

Соловьева М. Ф.,

к.п.н, доцент, председатель регионального отделения ООД «Исследователь»

Сегодня достаточно привычным в жизни человека и общества является термин «УНИВЕРСИТЕТ». Первые университеты в Западной Европе появились в классическое Средневековье. Так, в конце XII – начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной. Университетская наука – схоластика – формируется в XI в. Ее важнейшей чертой была безграничная вера в силу разума в процессе познания мира. С течением времени, однако, схоластика все более становится догмой. Однако с самого начала процесс познания мира в университетах был связан с исследовательской деятельностью. Главными источниками исследований были ресурсы музеев самих университетов и библиотек.

В то время как самые известные в мире университеты являются «поставщиками» политической элиты: 25 британских премьер-министров закончили Оксфорд, университеты имеют свои музеи не только по истории своего развития.

Так и сегодня, Оксфорд — не только университет, но ещё и крупнейший научно-исследовательский центр, у Оксфорда больше сотни библиотек (самая обширная университетская библиотека в Англии) и музеев

Под общим названием «Гарвардские музеи искусств» известны сразу три музея, каждый из которых хорош сам по себе: это музей Фогга, музей Буша-Райзингера и музей Саклера. В настоящее время здание, которое объединит под своей крышей коллекции всех трех музеев, находится на реконструкции, а экспонаты ютятся в здании музея Саклера на кембриджском Бродвее, поэтому, к сожалению, увидеть можно далеко не все.

Музей Фогга - старейший из гарвардских музеев - может похвастаться обширным собранием работ французских импрессионистов (кстати, великолепная коллекция импрессионистов и постимпрессионистов имеется совсем рядом - в Бостонском музее изящных искусств).

Коллекция музея Буша-Райзингера - это искусство германоязычной Европы XX века (и экспрессионизм, и модерн), а также любопытное собрание средневековых экспонатов. Музей Саклера располагает большим собранием произведений искусства Востока, а также античных работ.

В современной России этой традиции придерживается ФГБОУ «Российский государственный гуманитарный университет» С момента его создания (реорганизации ряда институтов) в его здании располагаются музеи – филиалы государственных музеев. Студенты изучают искусство, культуру, историю, экономику на основе первоисточников. В основе такого познания – навыки исследовательской работы.

Поэтому с развитием в России процесса преобразования институтов в университеты и современным этапом развития экономики- экономики знания и информации, научного бизнеса требования к развитию навыков исследовательской деятельности значительно возросли. Уже несколько лет проводятся учебно-исследовательские конференции, конкурсы для дошкольников. В г. Кирове впервые такой конкурс прошел в день российской науки – 8 февраля 2013 года, организованный региональным отделением ООД «Исследователь».

Общероссийская общественная организация творческих педагогов «Исследователь» (http://www.oodi.ru/) была создана в 2008 году как результат работы научной конференции. Первая конференция Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» прошла на базе Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества 13 февраля 2008 г. В конференции приняли участие делегаты от 33 региональных отделений Движения также представители Курской и Кемеровской областей, Республики Казахстан, в которых планировалось открытие региональных отделений Движения. Были утверждены направления работы, Состав Центрального совета Движения, Программу работы Движения на 2008-2011 годы, Принципы включения мероприятий и проектов Центрального совета и региональных отделений в общую программу Движения, Президиум Движения. О росте значимости движения говорит уже тот факт, что в V Общероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» приняли участие около 500 человек из 52 регионов России и представителя 7 стран Республика Беларусь, Бельгия, Италия, Латвия, Республика Казахстан, Молдова, Украина. (Сайт конференции www.issl.redu.ru) Деятельность данной конференции включает в себя проведение рабочих конференций ООД «Исследователь».

В 2012 году 5–летний юбилей со дня создания Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь». За это время открылось 13 новых региональных отделений, реализуется свыше 30 сетевых проектов Центрального Совета Движения, 34 сетевых региональных проектов и свыше 170 региональных мероприятий. В них принимает участие более 60 тысяч учащихся. Во многих регионах эти мероприятия стали значимым направлением развития образовательных систем. Укрепилась связь между регионами, расширилась сеть межрегиональных проектов, творческих обменов.Движение явилось образцом общественно-государственного партнерства в сфере образования, эффективным инструментом межрегиональных контактов для всех учреждений и специалистов, имеющих отношение к учебно-исследовательской деятельности. 15 ноября 2012 года, прошла отчетно-выборная конференция Движения, на которой выбран новый состав Президиума и членов Центрального совета, утверждена Программа работы движения на 2012-2015 годы.

Движение известно своими проектами:

Международный уровень

  • Участие и представительство в проектах международного Движения содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET., информация о которых публикуется на http://www.milset.org. Например, в международных выставках EXPO SCIENCES, проводимых MILSET, — Брюссель (апрель), Абу-Даби (сентябрь) и др.
  • VI Международная исследовательская школа. Прием заявок на участие в конкурсе по отбору делегаций региональных отделений на Школу начнется с середины января на сайте www.irschool.ru.
  • Международный молодежный нанотехнологический конгресс.

Российский уровень

· Издание Библиотеки журнала «Исследователь/Researcher» (www.researcher.ru), развиваются региональные издания Движения, особенно Бурятское, Саратовское, Волгоградское, Московское областное, Тамбовское, Самарское, Калининградское.

  • Организация Конкурсаобразовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся (положение на сайте: http://oodi.ru/materials/34/). В 2012 году данный Конкурс включен в «Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2013 г.», поэтому лучшие молодые педагоги до 25 лет, принявшие участие в Конкурсе, будут отмечены этими премиями.
  • Президиум Движения присуждает общественные звания «Руководитель исследовательских работ учащихся», «Эксперт учебно-исследовательских конференций». Информация о порядке подачи документов на звание «Руководитель исследовательских работ учащихся» опубликована на сайте www.oodi.ru
  • В рамках Чтений им В.И. Вернадского совместно с ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» проводятся курсы повышения квалификации по теме: «Организация и содержание исследовательской деятельности». В 2012 году 68 слушателей курсов получили сертификаты государственного образца.
  • На кафедре психологии образования МПГУ открыта магистерская программа «Психология управления образованием», в рамках которой значительное внимание уделяется развитию исследовательского подхода в образовании. Информация о программе на сайтах: http://fpp-mpsu.ru и http://www.mpgu.edu
  • Развивается сотрудничество Движения с региональными программами госкорпораций, общественных организаций и т. д. (в частности, в рамках «Школы Росатома», «Школьной лиги» Роснано, МАН «Интеллект будущего и др.).
  • В 2013 году началось ежемесячное проведение скайп-конференций (вебинаров) по проблемам развития исследовательской деятельности. В них приняли участие ведущие специалисты в этой области из Москвы, а также представителей региональных отделений.
  • Впервые в феврале-марте 8 округах состоялась Междисциплинарная олимпиада школьников имени В.И. Вернадского в области гуманитарных и социальных наук 2012/2013 учебного года.
  • Организация историко-культурологических конкурсов-фестивалей реферативных, исследовательских, проектных, творческих работ «Культура и дети» (в Кировской области он проводится как «Культура. Образование. Исследователь») и «Пою мое Отечество»
  • Однако главным мероприятием-визитной карточкой Движения является Конкурс-Чтения, которые в этом году проводились в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения В.В.Вернадского.

В этом году на Конкурс (своеобразный юбилей – уже 20 лет конкурсу) поступило свыше 3000 работ из 860 образовательных учреждений 75 субъектов Российской Федерации, в том числе 168 образовательных учреждений города Москвы, а также 39 зарубежных организаций из Казахстана, Украины, Беларуси, Чехии, Словакии, Индии, Ирана, Филиппин. Было проведено дистанционное научное консультирование. Каждый автор получил профессиональную рецензию от специально подобранного рецензента с рекомендациями по совершенствованию своей работы.

В 23 субъектах РФ прошли региональные конференции им. В.И.Вернадского, на которые было представлено свыше 3500 работ.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 869, «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2013 г.» (раздел 2.2, пункт 26) 48 победителей Чтений были выдвинуты кандидатами на премию ПНП «Образование». Среди них и кировчане :

- Швайцер Анна (Вятская гуманитарная гимназия, работа «Неизвестный Юрий Васнецов»);

- Головина Анастасия (средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Яранска, работа «История обретения иконы»).

Однако наши участники Кировского регионального отделения получили и иные признания:

В специальных номинациях отмечены: работа «Вторая жизнь "Огнётовского замка"; оценка стоимости объекта недвижимости» Скулкина Александра, ученица средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов г. Яранска, как лучшее междисциплинарное исследование; лучшее представление работы – у Швайцер Анны (ВГГ).

Удостоены чести выступления на Пленарной части Чтений (лучшие выступления среди всех участников Чтений):

Наши рекомендации