Пространственно-временные основы аудиального развития
В широком понимании аудиальное — это предмузы- кальное развитие детей, которое основано на умении слушать, слышать и понимать самого себя, окружающих лю дей, окружающий шумовой, звуковой и музыкальный мир. Культура восприятия шумовой, звуковой, речевой и музыкальной информации является основой аудиальной культуры школьников. Аудиальная культура личности характери зуется высокой степенью дифференциации окружающей аудиальной информации, умением определять ее качество, способностью адекватно реагировать на нее и высокой степенью защищенности от негативного воздействия источни ков отрицательных шумов, звуков и даже музыки.
Если рассматривать аудиальное развитие более детально, то очевидно, что оно шире музыкального развития детей. Это более фундаментальный уровень, без которого не могут полноценно развиваться слуховое внимание, речь, музыкальные способности ребенка. Более того, именно аудиальные способности помогают ребенку адаптироваться к невидимому миру, защититься от негативного и вредного звукового потока, что не способна сделать даже музыка. Научившись восстанавливать энергетический баланс в про цессе качественного аудиального развития, человек может восстановить свое здоровье
Звуки — не обычное явление, их нельзя увидеть, потро гать руками. Но они везде и всегда: все шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет, звучит, поэтому мы к ним привыкли и нередко не дифференцируем и не осознаем их воздействия.
Есть звуки, которые для нас очевидны, т. е. мы видим источник возникновения звука, слышим этот звук и можем при желании осознать его силу, характер, качество. Однако имеются звуки «невидимые» и, как это ни парадоксально, неслышимые. Именно они вызывали мистический страх у древних, на основе чего рождались магические ритуалы, поверья, мифы, легенды И в наше воемя некоторые явления мистифицируются: говорят, что кого-то «сглазили», в комнате «плохая энергетика», «на нас действуют неизвестные космические силы». Но всем этим явлениям уже давно даны научные объяснения, они имеют различные названия, разный характер и степень влияния на человека. Просто их никогда не соотносили со звуком, который помогает человеку стать энергичным (то, что в нетрадиционной психологии называется энергетикой человека), вдохновенным, т. е. одухотворенным, овеянным духом, божественным даром.
Мы глубоко ошибаемся, если считаем, что при выключенной аппаратуре находимся в полной тишине. Неслышимые ухом шумы и звуки наполняют наш мир. Это сверхвысокие (ультра) и сверхнизкие (инфра) звуки, которые чувствуют и на которые реагируют дети. У взрослых же частично притупляется способность чувствовать, вычленять и реагировать на их влияние. Результаты влияния этих звуков, шумов нам известны: раздражение и усталость, тревога и беспокойство, а может быть, и успокоение, и активность, и выздоровление.
На музыкальных занятиях ребенок сразу попадает в мир музыки, который ему еще не понятен, так как он (мир музыки) создавался веками и находится зачастую далеко от природы человека. Это не значит, что все методики музыкального развития ошибочны. Это значит, что систематической музыкальной работе должен предшествовать пред- музыкальный период развития.
Музыкальное творчество представляет собой неотъемлемую часть содержания аудиального развития детей. Интерпретация и импровизация является основой музыкального
3. Зак. 887 творчества. В развитии аудиальной культуры детей особое значение приобретает фантазирование, поскольку оно доступно детям младшего школьного возраста и является связующим звеном между жизнетворчеством и музыкой.
В основу аудиального развития детей положены идеи итальянского психолога А. Менегетти о голографичности сознания, российского психолога JI.C. Выготского о зоне ближайшего развития, швейцарского психолога и философа К.Г. Юнга о коллективном бессознательном, немецкого философа, педагога Р. Штейнера о духовности образования. Эти идеи легли в основу принципов аудиального развития детей:
— голографичности как целостного сознания ребенка, способного воспринимать окружающий, в том числе и музыкальный, мир нерасчлененно, объемно и гармонично, с полным погружением в происходящее;
— субсенсорности ребенка как сверхчувствительности и повышенной способности к концентрации на объекте восприятия, которое, как и голографичность, со временем утрачивается, если ее не сохранять и не развивать;
— энергетичности музыки, заложенной как на физической (вибрационный уровень), так и на духовной (художественный уровень) основе;
— ведущей сенсорной системы: аудиальной, визуальной, кинестетической; принцип, который требует учета индивидуальных особенностей восприятия;
— воздействия музыки на всех уровнях: соматическом, психическом, ментальном и духовном;
— активизации самовыражения, которое зависит от овладения различными способами фантазирования и от степени понимания и овладения общими средствами выразительности: темпом, ритмом, динамикой, фразировкой, дыханием и т.д.;
— актуализации зоны ближайшего музыкального развития. Ребенок всегда готов развиваться, и к приходу в школу он имеет достаточный генетический и жизненный опыт, который очень важно актуализировать, используя разнообразные активные методы работы.
Средства аудиального развития детей значительно шире, чем музыкального. Их можно объединить в триады, в зависимости от соподчинения и поэтапного освоения. Можно выделить следующие взаимосвязанные триады: «шум — звук — музыка», «хаос - ритм — гармония», «тишина — молчание — пауза», «голос — интонация — тембр», «жест — речь — пение». Подробнее остановимся на средствах аудиального развития детей, рассмотрим их в динамике и во взаимосвязи.