Основная характеристика вокального цикла Шумана « Любовь поэта»

Мы уже раньше сказали, но тут считаем необходимым это повторить, из 65 стихотворений Гейне Шуман отобрал только 16, в их число вошли первое и последнее стихотворение – самых близких себе и наиболее существенных для создания ясной драматургической линии. В заголовке же своего цикла композитор прямо назвал главного героя своего творчества – поэта.

По сравнению с циклами Шуберта Шуман усилил в данном вокальном цикле психологическое начало, сосредоточив все внимание на «страдании раненого сердца»11. События же, встречи, фон, на котором происходит драма, несколько отстранены. Акцент сделан на душевной исповеди лирического героя, что ведёт в музыке к полному «отключению от внешнего мира».

«Любовь поэта» неотделима от образов весеннего цветения природы, но здесь мы не видим изобразительности. Так, например, «соловьи», часто встречающиеся в текстах Гейне, совсем не получают никакого отражения в музыке Шумана.

Всё внимание слушателей концентрируется на интонировании текста, следствием чего становится господство декламационного начала12.

Ещё раз вернёмся к каждой отдельно взятой песне, охарактеризовав её индивидуальные особенности и получив общую характеристику всего вокального цикла в целом.

№№ 1-3рисуют короткую весну любви, которая расцвела в душе поэта однажды «чудесным майским днем». В стихотворных текстах преобладают образы весенней природы, в музыке слышны песенные лирические интонации, которые своей простотой и безыскусностью напоминаютнародные истоки. Резких контрастов мы не отмечает, так как их нет: эмоциональное настроение не выходит за пределы светлой лирики. Господствуют диезные мажорные тональности.

Открывающая цикл «майская песня» («В сиянье теплых майских дней») наполнена особой трогательностью, трепетностью.

В музыке этой песни получили отражение все оттенки поэтического текста, в ней звучат и неясное томление, и тревожная вопросительность, и лирический порыв. Здесь господствует песенность и прозрачная фактура, основанные на мелодико-гармонической фигурации.

Основное настроение песни концентрирует фортепианный рефрен, который начинается с выразительного задержания, образующего диссонанс, из которого рождается и вокальный напев.

№ 2 «Цветов венок душистый» – миниатюрное лирическое Andante – первое «погружение» в собственный внутренний мир. Эта песня ещё ближе к народным образцам, проще по изложению. В аккомпанементе присутствуют строгие, почти хоральные аккорды. В вокальной партии слышится сочетание плавной напевности и сосредоточенного речитатива. Форма этой песни– миниатюрная двухчастная репризная. Ни в одном из разделов, включая репризу, мелодия голоса не приходит к устойчивому окончанию. Этим, а также неразрешенной D fis-moll’я в середине, вторая песня напоминает трогательную вопросительность «майской»13.

№ 3 «И розы, и лилии» является выражением неподдельного пылкого восторга, слышна бурная вспышка радости, совершенно не омраченной грустью или иронией. Мелодия голоса и сопровождение льются непрерывным безудержным потоком, как будто это единый порыв любовного признания. В музыке сохраняется характерная для первых песен скромность и безыскусность: многократная повторность простейшего наивного напева, скромная гармонизация (I – III – S – VII6), остинатный

С № 4– «Встречаю взор очей твоих»– начинает развиваться основная тема цикла, звучащая как «страдания сердца». Душа героя полна любви, но сознание уже отравлено ощущением непрочности и мимолетности пришедшего счастья. Музыка воплощает серьезное и возвышенное чувство, выдержанное в духе элегии и воплощённое в диалоговой форме Та же хоральность, чистая диатоника, напевная декламация, строгость аккордовых вертикалей, которые передают глубокую серьезность15.

№ 5 «В цветах белоснежных лилий» составляет первую минорную песню цикла. Основное чувство, наличествуемое в ней, выражено в виде глубокой нежности. Музыка полна душевного волнения. Очаровательная песенная мелодия отличается удивительной простотой, как бы сотканной из поступенных плавных интонаций не шире. Песенностью пронизано и фортепианное сопровождение песен. Его верхний мелодизированный голос воспринимается как «песня цветка», вторящая лирическому монологу героя. Форма песни представлена периодом.

№ 6 «НадРейна светлым простором»– выделяется своей строгой торжественностью и присутствием эпических, характерно немецких мотивов.

Чуткость Шумана к поэтическому источнику поразительна. Его песня стилизована в старинной манере. Использованный композитором жанр позволил не только достичь колорита старины, но и соединить строгость, уравновешенность с огромной страстностью. Вокальная тема величаво проста и одновременно сурово печальна. В ее неторопливой плавной поступи чувствуются непреклонность и сила духа. Очень своеобразна партия фортепиано, в которой сочетаются пунктирный ритм и медленное движение пассакального баса.

Следующая песня- монолог «Я не сержусь» (№ 7), является поворотным моментом в развитии цикла. Его горечь и скорбь как бы проникают в остальные песни. Основное настроение стихотворного текста –представлено как упорно подавляемое страдание, отчаяние, которое сдерживается громадным волевым усилием. Всю песню пронизывает остинатный ритм сопровождения, звучащий как настойчивое движение аккордов восьмыми, опирающееся на мерные ходы басов.

Именно гармонией, в первую очередь, создается ощущение трагизма., что основано на непрерывной цепи диссонансов. Тональность C-dur, очень неожиданная в драматическом монологе, здесь вбирает множество минорных гармоний (в основном 7-аккордов) и отклонений в минорные тональности16.

«Я не сержусь» делит цикл на две половины: в первой поэт полон надежд, во второй он уже ясно убеждается в том, что любовь приносит лишь горечь разочарования. Перемена сказывается во всех музыкально-выразительных элементах и, прежде всего, в самом типе песен. Если первые песни развивали какой-то единый образ, то начиная с №8 характерным становится эмоциональный «перелом» в конце

Так, в 8-й песне («О, если б цветы угадали»), имеющей характер нежной жалобы, последние слова, говорящие о разбитом сердце поэта, отмечены резкой, неожиданной сменой фактуры. Как эмоциональный отзвук сказанного воспринимается фортепианнаяпостлюдия, которая насыщена бурным волнением. Кстати, именно во второй половике цикла фортепианные вступления и заключения играют особенно важную роль

Чем ближе к концу цикла, тем всё больше углубляется контраст между соседними песнями – 8 и 9, 10 и 11, особенно 12 и 13. Сгущение мрачных красок осуществляется и посредством перехода от диезных тональностей к бемольным.

В № 9 – «Напевом скрипка чарует» о страданиях влюбленного поэта можно лишь догадываться. Основное музыкальное содержание сосредоточивается на партии фортепиано. Это вальс с совершенно самостоятельной мелодической линией. В его непрерывно кружащейся мелодии ощущается и оживление, и тоска.

Очень трогательная и искренняя, с прозрачным аккомпанементом песня № 10 – «Слышу ли песни звуки», которая воспринимается как волнующее воспоминание о несбывшихся мечтах. Это песня о «песне, что певала любимая», о которой рассказывается в стихотворении Гейне. Волнение же фортепианной постлюдии представляет реакцию на пережитое, взрыв тоски.

Совсем иная – № 11 «Ее он страстно любит». Шуман нашел для этой песни очень точное решение. Ее музыкальный язык отмечен преднамеренной простотой: «лихая» несложная мелодия, с ясным членением, скромная (Т-D) гармония, чуть неуклюжий ритм с акцентами на слабых долях, бесшабашный аккомпанемент на манер плясовой17.

№ 12 – «Я утром в саду встречаю»– словно возвращает к началу цикла, к свежести «утренного» настроения первой песни. Подобно ей, эта песня также посвящена созерцанию вечной красоты природы. Характер светло-элегический, возвышенный. Мелодический рисунок строг и чист, гармонические краски удивительно мягки, чарующе-нежны, «струящийся» аккомпанемент.

Сопоставление этой песни соследующей, № 13 – «Во сне я горько плакал», представляет самый резкий контраст во всем сочинении. Это кульминационная вершина цикла (после «Я не сержусь»), одна из наиболее трагических песен Шумана. Потрясающий трагизм этого монолога особенно остро воспринимается по контрасту с постлюдией предшествующей песни.

Самым ярким примером песни-монолога является № 13 – «Во сне я горько плакал»,является трагической кульминацией всего цикла. Буквально вся песня – это речитатив, где скорбные фразы голоса чередуются с отрывистыми аккордами фортепиано в низком регистре. От этого раздельногозвучания возникает совершенно потрясающее ощущение трагической разорванности, одиночества. Молчание же голоса в начале третьей строфы, звучание траурного хорала у фортепьяноно воспринимается как настоящий образ смерти

Монолог «Во сне я горько плакал»как бы подводит итог мрачным краскам «бемольных» песен, а затем наступает душевный перелом. № 14 и № 15 – это еще две песни, в которых говорится о снах. Характер первой («Мне снится ночами образ твой») светло-элегический, второй – скерцозно-фантастический («Забытые старые сказки»)18. Поэт ищет утешения в мире народной поэзии, мечтая о чудесной стране, где можно забыть все горести и печали.

Цикл Гейне завершается на резко скептической ноте, прощанием со «злыми песнями». Как и в № 11 сердечная драма скрывается под иронией. Намеренно упрощая сложное, поэт превращает всё сказанное просто в шутку: он отбросит и любовь, и страдания, которые 12 великанов унесут их в огромном гробу и схоронят на дне моря, только и всего.

Однако в самом конце песни, когда выясняется, что хоронят-то любовь поэта, ироническая маска сбрасывается: в маленьком, но глубоком Adagio неожиданно возникает вариант искренней, трогательной фразы из первой песни цикла, приобретая характер глубокой скорби (прием «эмоционального сдвига»). А затем возникает еще один «поворот», на этот раз в совершенно противоположную сторону. Просветленно и задумчиво фортепиано развивает музыкальный образ фортепианной постлюдии 12 песни – образутешающей природы и романтической мечты19. Она воспринимается как послесловие, слово от автора.

Подведём итог: наиболее известный гейневский цикл Шумана «Любовь поэта», с его разнообразием образов и глубиной настроения, принадлежит к самым выдающимся произведениям мировой вокальной лирики. Шуман сочинил музыку к шестнадцати из пятидесяти шести стихов Гейне. Зарождение чувства, взаимная любовь, утрата возлюбленной, безграничное страдание и, наконец, отчаяние - таково развитие сюжетной линии, во многом напоминающая сюжеты шубертовских циклов. Но эту извечно романтическую тему Шуман раскрыл здесь по-своему, обнаружив в ней неведомое его предшественнику богатство и тонкость душевных состояний. Здесь лирическое излияние и мрачная ирония, скорбь и шутка, величественные картины и психологическая надломленность переплетаются воедино. Музыкальная драматургия этого произведения отличается особенной контрастностью, лаконизмом и целеустремленным развитием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решив поставленную цель и намеченные задачи, подводя итоги нашему исследованию можно сделать следующие выводы:

Роберт Шуман является известным композитором и пианистом. Его считают одним из самых известных композиторов первой половиныXIX века, представлявшим направление романтизма.

Этот человек был интеллектуалом и эстетом. В своей музыке Шуман, больше чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу направления романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм и структур, по его мнению, слишком ограничительных. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме.

Творчество Шумана обозначило зрелый этап музыкального романтизма с его обостренным вниманием к воплощению сложных психологических процессов человеческой жизни. Вокальные циклы Шумана открыли новый художественный мир, новые формы музыкального выражения. Музыку Шумана можно представить себе как череду удивительно емких музыкальных мгновений, запечатлевающих изменчивые и очень тонко дифференцированные душевные состояния человека.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения, дает богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен.

Наиболее популярный из его вокальных циклов считается «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Все они написаны на стихи Гейне. У Шумана в данном цикле лирика индивидуализированная и утончённая.

В цикле “Любовь поэта” Шуман передаёт огромное разнообразие оттенков чувств. Гораздо больше, чем у Шуберта. Появляются новые мотивы (горькая ирония над собой), что свойственно поэзии Гейне. Роль фортепианной партии огромна. Она досказывает то, что не досказано в стихах. Раскрывается скрытый 2-й план, а мелодия у голоса часто вырастает из него. Фортепианная партия напоминает самостоятельную фортепианную миниатюру. Важную роль играет постлюдия. В них раскрывается смысл. Иногда постлюдии контрастны самой песни. Например: “О, если б цветы угадали”.

Музыка цикла драматична. Внутри этого цикла имеются как бы маленькие песенные циклы.

Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

П. Чайковский был уверен в том, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени - ее содержанием стали таинственно-глубокие процессы духовной жизни человека, ее назначением - проникновение в глубины человеческого сердца.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Амброс А. В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество: Пер. с нем. - М., 2008

2.Великие композиторы.\ Под ред. Л.А. Аконяна. Т.17.- М.: Интеллект, 2010

3.Воспоминания о Роберте Шумане / Составление, комментарии, предисловие О. В. Лосевой. Пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. — М.: Композитор, 2009

4.Ганзбург Г. И. Песенный театр Роберта Шумана // Музыкальная академия. —-2008. - № 1.

5.Горбачёва И.М. Популярная История Музыки.-М.? Вече, 2010

6.Житомирский Д.В. Роберт Шуман - М., 2009.

7.Житомирский Д.С. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества.- М., 2009.

8.Зырянов О.В. Парадоксы оперной судьбы. Геновева Роберта Шумана.- М.: Эксмо, 2010.

9.Карминский А.И. Роберт Шуман. [электронный ресурс.]- Код доступа: http://www.belcanto.ru

10.Конен В.Д. История зарубежной музыки. Т.З.- М.: Книга, 2008

11.Куна М. А. Великие композиторы.- М., 2008

12.Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Т. 2.- М., 2009.

13.Лосева О.В. «Успех, заслуженный вдвойне» // Музыкальная жизнь М- 2007- №11

14.Музыкальная литература зарубежных стран. Т.5.- М. 2007.

15.Музыкальная энциклопедия. Коллектив авторов.- Т. 6- М., 2011

16.Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы: Сб. науч. трудов. / Сост. Ганзбург Г. И. — Харьков: РА — Каравелла, 2007

17.Свириденко С. Л. Шуман и его песни. — СПб.: Невский проспект, 2011

18.Слонимский С. М. Забытый, но живой шедевр. // Музыка.- 2008.- №12

РЕФЕРАТ

На тему: «Роберт Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта»

Подготовила:

Студентка колледжа ЛГАКИ

Им. М. Матусовского

Группы МДФ-IV

Королёва ОльгаРоберт Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта».

Наши рекомендации