Лирический мир Тракля как поэта – экспрессиониста ограничен, определен, в первую очередь, внутренним состоянием поэта, его трагическим мироощущением.

Основными мотивами его творчества являются мотивы распада, угасания жизни,

отчуждения и меланхолии, парадоксальное тождество света и мрака, духовности и кощунства. Неотъемлемой частью, характерной чертой художественного мира Тракля является набор устойчивых образов – символов, многократно используемых Траклем на протяжении всей творческой жизни в стихотворениях и лирической прозе. Наиболее часто встречаются образы животных. Самые яркие из них – образы крысы, волка, дрозда, вороны и собаки, с помощью которых поэт стремится передать атмосферу мрачности и дикости окружающего мира.

Один из таких образов – крыса, встречается в стихотворениях Тракля самых разных лет: «Крысы» («Die Ratten»): «В окнах пустых – тишина и сон./ И тут из нор выползают крысы»); «Проклятые» («Die Verfluchten»): «Склонив чело/ над падалью, вспугнешь кишенье крыс»; «Судный день» («Gericht»): «Бедный страдалец в синем огне,/ Лилий и крыс неизменная пища» и др. Крыса – символ гниения, распада,разрушения, бедствия, смерти, как отмечают словари символов (Дж. Фоли«Энциклопедия знаков и символов», Дж. Тресиддер «Словарь символов», Дж. Купер«Энциклопедия символов»). Этот образ позволяет полнее передать мрачное настроениестиха.

Другой мрачный образ – ворон– один из самых часто повторяющихся в поэзии Тракля. Словари символов связывают ворона со смертью, утратой и войной. Как пожиратель отбросов, ворон считался нечистой птицей. Черное оперение позволят придать тексту дополнительную цветовую окраску. Стихотворения, где встречается этот образ, очень многочисленны: «Зимние _______сумерки», («Winterdämmerung»): «Криком красный мрак пронзая,/ воронья густая стая/ в мертвом парке правит бал»; «Зимой» («Im Winter» ): ««Вороны плещутся в красной луже»; «Прогулка» («Der Spaziergang»):

«Сквозь душу трав горит твое чело./ Вороны вьются – гнусный пир готов» и многие другие. Многие поэты использовали этот образ, чтобы передать ощущение тоски, безысходности (например, Эдгар По, несомненно оказавший влияние на творчество Тракля, в стихотворении «Ворон» и др.) Описывая грех, соблазн как часть общего распада и пороков человечества, Тракль использует образ дрозда, обозначающий в христианстве желания тела, соблазн плоти. «Сумерки духа» 2-я редакция («Geistliche Dämmerung»): «Плач дрозда умолкает,/ и нежные флейты осени молчат в камышах»; «Молодая батрачка» («Die junge Magd»): «На бузинной ветке тихо/ дрозд поет, убитый горем»; «Отроку Элису» («An der Knaben Elis»): «…Когда из чернеющей рощи покличет дрозд,/ это смертный твой час».

Во многих стихотворениях Тракль, для создания мрачной атмосферы использует образ летучей мыши, который описывается словарями символов как «враг света, следовательно, животное, символизирующее страх и суеверие; часто ассоциируется со смертью, ночью» (Дж. Тресиддер Словарь символов). Это, например, такие стихотворения, как «Сон» 2-я редакция» («Der Schlaf»): «Этот невиданно странный сад/ Сумеречных дерев,/ Наполненный жизнью змей,/ Ночной мошкары, пауков, летучих мышей»; «За молодым вином» 2-я редакция («Beim jungen Wein»): «Мышь летучая – в окно,/ За окном чужак проходит»; «Возвращение» («Heimkehr»): Над вечереющим прудом,/ Бездомные крики летучих мышей…» и др.

Еще один устойчивый образ – змея. Она является «символом дьявола и

библейским синонимом Сатаны» (Дж. Холл Словарь сюжетов и символов в искусстве), а также «эмблемой смерти и хаоса» (Дж. Тресиддер Словарь символов). Как и многие другие, образ змеи вводится Траклем в описание обстановки, в которой находится лирический герой, с целью подчеркнуть ее чуждый для человека, опасный характер. «Сон» 2-я редакция («Der Schlaf»): «Этот невиданно странный сад/ Сумеречных дерев,/ Наполненный жизнью змей…»; «Сон и затмение» («Traum und Uumnachtung»): «И вот поднимает он немощной рукой змею, и сердце исходит огненными слезами»;

«Сон и затмение» («Traum und Umnachtung»): «Но дрожью в чреслах разъезжаются шаги по спящим змеям у кромки леса…»

Не все образы в поэзии Георга Тракля имеют традиционное значение. Так, например, образ собаки, означающий преданность, защиту, бдительность встречается в его стихотворениях не реже других, однако и его функция – углубление ощущения тревоги, беззащитности человека: лай собаки у Тракля – предупреждение об опасности.

Отличительная черта поэзии Георга Тракля – ее символичность, которая достигается за счет помещения в стихотворный текст ярких образов, понимание смысла которых играет важную роль в раскрытии содержания творчества поэта.

Семантическое значение образов, используемых Траклем, в основном (кроме образа собаки) совпадает с толкованием в словарях символов. Данный факт свидетельствует о том, что поэт использует традиционную символику. Большинство символов связано с мрачной, меланхоличной тематикой и полностью совпадают со смыслом и настроением стихотворений.

Наши рекомендации