Мелодическая и интонационная основа.
Говоря об интонационной основе хора, необходимо выделить в ней два момента.
Первый – начальная ритмоинтонация.
В ее основе лежит ритмическое обыгрывание интервала большой терции и последующее поступенное движение вниз. Эта мелодическая формула впоследствии транспонируется на кварту выше, но интервальный состав ее остается неизменным (т.11).
Второй интонационный момент характеризуется квартовым скачком вверх и поступенным возвращением к основному тону.
Мелодическое движение, основанное на варьировании этих двух интонационных зерен, имеет ярко выраженную ладовую окраску натурального соль-минора. (В хоровой партитуре, в отличие от сопровождения, ни разу не появляется ни одного случайного знака альтерации.) Характерной особенностью мелодики произведения является то, что ее движение идет в основном сверху вниз, избегая скачков. Неторопливые, несколько отделенные между собой фразы в рамках квинтового диапазона придают этому номеру образ необъятного простора, проникнутого щемящей грустью и болью.
6. Метроритм.
Шестидольный метр, в котором написана партитура, выражен размером 6/4. Этот сложный размер выражает наличие в такте одной сильной (первой) и одной относительно сильной (четвертой) доли.
Говоря о ритмической стороне произведения, уместно отметить то, что, за исключением нескольких синкоп (т.т.27, 30), ритм хоровых партий в целом основан на ровном движении половинными и четвертными длительностями. При этом существует закономерность – в началах и концах фраз лежат, как правило, более крупные длительности ( , , ), а в середине идет движение четвертями. Такая ритмика сообщает партитуре характерную для русских песен ( жанровые истоки которых лежат в основе этой музыки) эпическую повествовательность.
В сопровождении композитором использована остинатная ритмическая формула ( , ), придающая оркестровому звучанию черты мерного колокольного звона.
Темп и агогические отклонения.
Указанный автором темп произведения – Andantino con moto. В переводе с итальянского языка данный термин звучит как «быстрым шагом с движением». Изменений темпа как фиксированных, так и агогических в партитуре не предусмотрено.
Помимо словесного указания, композитор выставил также и обозначение метронома – I = 80.
Динамические оттенки.
Динамическая шкала партитуры достаточно разнообразна. Начиная с нюанса p и приходя в кульминации к f, в конце произведения звучность спадает до pp. Кроме этого, в последних трех тактах автором выставлена ремарка «morendo» (замирая).
Помимо стабильных, в произведении выставлен ряд мобильных динамических оттенков. Это crescendo при подходе к кульминационной зоне (т.28) и внутри ее (т.т.32, 36). Переход от кульминации к коде, наоборот, происходит при помощи diminuendo (т.т. 37 – 38).
Как одно из сильнодействующих выразительных средств динамики автором введено внезапное изменение силы звука – sf (т.т.37, 38), придающее кульминации неповторимое звучание набатного колокола.