Редактор нотной записи Score Edit
Score Edit — это нотный редактор, или редактор партитуры. Основное его предназначение - - коррекция MIDI-партитуры в нотном изображении и подготовка материала к печати. Для создания музыки и тем более ее "оживления" этот редактор не годится по многим причинам. Например, невозможно точно определить отставание или опережение звучащих нот, очень сложно определять и корректировать работу контроллеров. Но Score Edit очень может быть полезен музыкантам традиционной школы, которые привыкли к нотному изображению музыки и без этого чувствуют себя неудобно. Вообще, как говорится, тип редактора — это дело вкуса. Так что выбирайте то, что вам больше нравится.
Вызвать редактор можно несколькими способами:
- выделите нужный трек или его часть и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+R;
- создайте пустой трек с помощью карандаша (то есть просто нарисуйте), или комбинации клавиш Ctrl+P, или вызвав опцию Create Part из меню Structure и нажав комбинацию клавиш Ctrl+R, или вызовите опцию Score из меню Edit.
Перед вами откроется окно нотного редактора (рис. 4.31).
Рис. 4.31. Окно редактора Score:
Практически все кнопки и поля этого редактора вам уже знакомы по предыдущим редакторам, но есть и новые. Щелкните левой кнопкой мыши по списку Do (рис. 4.32):
- Fixed Note — фиксировать ноты;
Рис. 4.32. Раскрывающийся список Do:
- Delete Note — стереть ноты;
- Keep Note — все ноты заданной высоты;
- Repeat — повторить;
- Fill — наполнение;
- Reverse — обратное направление;
- Delete — стереть все;
- Compute Scale — этот пункт почему-то всегда неактивен и в руководстве по программе о нем ничего не сказано;
- Unmute All — разглушить все;
- Insert Slur — вставить лигу;
- Insert Quantize — вставить квантизацию;
- Insert Tuplet — вставить триоль;
- Connect Dynamics — подсоединить динамику;
- Make Chords — создать аккорды;
- Make Guitar Symbols — создать гитарные символы;
- Flip Stems — правильно расположить стили;
- Group — группировать;
- Auto Grouping — автогруппировка;
- Hide — скрыть;
- Show — показать;
- Multi Insert — многократная вставка;
- Mute Selected — заглушить выделенное;
- Unmute Selected — снять приглушение у выделенных нот;
- Build Trill — построить трель;
- Paste Note Attributes — вставить нотные атрибуты.
В главном окне нотного редактора появились две панели с флажками и управляющими кнопками, которых не было в предыдущих редакторах (рис. 4.33).
Рис. 4.33. Дополнительные управляющие кнопки и флажки в редакторе Score:
На верхней панели расположено девять флажков:
- флажок Ваг Handles — хендлы тактов;
- флажок Hidden Notes — скрытые ноты;
- флажок Hidden — скрытое;
- флажок Quantize — квантизация;
- флажок Layout Tool — расположение инструментов;
- флажок Grouping — группировка;
- флажок Gutflag — вырезать;
- флажок Split Rests — разделить паузу;
- флажок Stems/Beams — показать штили.
Следующая панель состоит из управляющих клавиш, обозначенных пиктограммами.
Первая группа клавиш с пиктограммами длительностей нот позволяет, если вы выбрали определенную длительность, внести ее в партитуру в нужном вам месте. Не забудьте при этом выставить соответствующие значения в полях Snap и Quantize.
Следующая группа клавиш позволит вам выставить перед нотами соответствующие знаки альтерации. Необходимо помнить, что если вы хотите, например, выбрать длительность ноты, добавить к ней увеличивающую ее точку и понизить ноту на полтона, то вам сначала необходимо последовательно набрать эти знаки в строке управляющих кнопок и только потом выставить эту ноту на нотном стане, в нужном вам месте.
Следующая группа кнопок функционально более разнообразна.
Первая кнопка с символом I вызывает диалоговое окно Staff Settings, в котором вы должны указать, как будет выглядеть ваша нотная запись (рис. 4.34).
Рис. 4.34. Диалоговое окно Staff Setting:
Это окно состоит из пяти модулей, в первом модуле в списке Staff Mode нужно определить, в каком ключе будет расписана партитура: Single — только в скрипичном ключе; Split — в скрипичном и басовом ключе; Splitpoint — в открывшемся окне вы определяете ноту, ниже которой все остальные ноты будут записаны в басовом ключе.
Следующий модуль, Display Quantize, определяет, как будут отображаться записанные вами ноты, при этом никакого влияния на звучание оказываться не будет. В списке Notes вы указываете самую короткую ноту, которую нужно показать. Все ноты короче этой длительности отображаться не будут. Список Rests — то же самое, только для пауз.
В следующем модуле Interpret Flags вы можете активизировать такие функции:
- Clean Lengths — более длинные и более короткие ноты будут отображаться как точно соответствующие установленной квантизации;
- No Overlap — ноты отображаются без лиг, что способствует визуальному восприятию;
- Syncopation — если включить эту функцию, то синкопированные ноты будут показаны более удобочитаемым способом, т. е. будет меньше лиг;
- Shiflle — более удобная группировка триольных длительностей.
Следующий модуль окна обозначен как Key / Clef — с .помощью левого ползунка вы можете менять ключ, а с помощью правого ползунка — ключевые знаки.
И последний модуль в этом окне называется Presets - с его помощью можно изменить принадлежность нотной строки, преобразовав ее, например, в строку для записи ударных или гитарной табулатуры и т. д.
В этом окне также есть кнопка Staff Options, с помощью которой вы можете вызвать следующее окно для дальнейших настроек редактора.
Следующие семь кнопок позволяют работать с написанием стилей, группировкой нот, буквенной записью аккордов (цифровка) и т. д.
Как и в ранее описанных редакторах, нотный редактор имеет свой инструментальный ящик (рис. 4.35).
Большинство инструментов инструментального ящика вам уже знакомо по предыдущим редакторам, но, как вы заметили, появилось и несколько новых инструментов.
Первый незнакомый инструмент — это кнопка с изображением шестнадцатой ноты. Если указать этот инструмент, а потом взять из линии Insert нужную длительность, то вы можете вставить в нотную строку выбранную длительность на нужной вам высоте. То есть, иначе говоря, этот инструмент подобен карандашу, но с его помощью вы можете записать толь ноты.
Следующий незнакомый пока инструмент обозначен пиктограммой четвертной паузы. Этот инструмент полностью подобен предыдущему, с той лишь разницей, что с его помощью вы можете записать не ноты, а паузы.
Следующий инструмент обозначен пиктограммой Gut, с треугольником, вершина которого направлена вниз. Этот инструмент может разделить вашу четвертную ноту на две залигованные восьмые или сделать то же самое с паузой. Поэкспериментируйте с этим инструментом, возможно, он вам пригодится.
Рис. 4.35. Инструментальный ящик редактора Score:
Рис. 4.36. Диалоговое окно Insert Quantize:
Последний инструмент имеет пиктограмму петли. Этот инструмент позволит вам квантизировать отдельно взятую ноту. При нажатии левой кнопкой мыши на этом инструменте появится диалоговое окно (рис. 4.36), в котором вы можете выбрать параметры квантизации. Очень полезная функция.
Нотный редактор Cubase очень сложный и емкий. В данной книге мы не будем его изучать досконально, потому что наша с вами задача — написание музыки, а не подготовка уже готовой к печати. Думаем, что это тема отдельной книги.