Методика формирования вокально-хоровых навыков артикуляции, дикции.

Артикуляция - это формирование гласных. Основа пения - гласные звуки. Красота пения зависит от правильного образования гласных звуков. У детей тембр неровный. В основном это из-за «пестроты», т.е. разного звучания гласных. Артикуляционный аппарат: голосовые связки, мягкое нёбо, язык, губы, нижняя челюсть. Надо работать над округлением гласных - это придаёт ровность звучанию. Специального округления требует гласная «и», в пении ее надо приближать к «ы». «А» - к «о», «е» - к «э». Этого добиваться надо при работе над попевками и песнями.

Дикция - ясное, чёткое произношение согласных. Утрированное произношение «р», ясное произношение согласных в конце слов. Можно показать ребятам, что получится, если спеть песню без согласных в конце слов. В словах, оканчивающихся на согласный звук, следует переносить согласные к следующему слогу или слову. Например, всем нам нет и семи, а мы в школу пришли.

Правила: петь раздельно одинаковые или две разные гласные в одном слове или в конце одного и в начале другого (А я по лугу ).

Работа над вокальными навыками требует определенных знаний, умений и навыков, а самое главное – любви к пению. 6.Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

-Слуховое ощущение, музыкальный слух;

-Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

-Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. У малыша на 10-12 день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации: подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает. Притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни.Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов «почему?», «отчего?».Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).

Певческие интонации в этом возрасте становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире использовать их в играх, танцах.

Шестой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа. У детей 6 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

7.Воспитательное значение пения

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержание. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес как самой песне, так и к ее воспроизведению. Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то … организующее труд. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…»

Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. С большим подъемом исполняются песни о Родине, о столице, о счастливом детстве. Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Важная особенность хорового пения – его массовость и доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках, студиях, хорах и ансамблях.

8.Методика обучения навыкам слушания музыки

Сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слово педагога и наглядных средств.

Художественное исполнение музыки – это выразительность, простота, точность. Здесь недопустимы различного рода упрощения и искажения, которые лишают ребят нужных эмоциональных переживаний. Так как вокальные и инструментальные произведения слушают дошкольники, то важно, чтобы звучность и темп были умеренными (без эффектной эстрадности ), а звучание естественным и мягким.

Слово педагога о музыке должно быть кратким, ярким, образным направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, её особенностях. Можно считать лишенными педагогического смысла беседы, побуждающие детей к формальным ответам: музыка громкая, тихая, быстрая и т. д. Но перед слушанием песен и пьес необходимо направляющее слово руководителя.

Слово педагога должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога при пояснениях эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения. Тепло, ласково рассказывается о колыбельной песне, радостно, с подъёмом о праздничном, торжественном марше, игриво, весело о пляске.

Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения ( вокального, инструментального ), момента ознакомления ( первоначальное или повторное слушание ), жанра, характера произведения, возраста маленьких слушателей.

Направляя внимание детей на восприятие вокальной музыки, педагог строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Знакомя с инструментальной музыкой, он делает небольшие пояснения более общего характера.

Использование наглядных приёмов для активизации музыкального восприятия зависят от источника дополнительной информации о музыке.

Если это литературное произведение ( стихи, цитата из поэтического текста песни, из рассказа, загадка, пословица ) или фрагмент исполняемого произведения ( вспомним музыкальное вступление к песням « Петушок «, « Птичка «), то можно говорить о применении наглядно – слуховых приёмов. Эти приёмы обращены к слуху ребёнка.

Восприятию музыкальных произведений помогут также изобразительные иллюстрации, художественные игрушки, пособия, т. е. наглядно – зрительные приёмы.

Слушание одних и тех же пьес, песен небходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребёнок радовался, узнавал о них что – либо новое.

Содержание и структура музыкальных занятий

Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушаниямузыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальнойграмоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают влияние на другие формы организации детей. Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Первый год жизни рассматривается как подготовительный этап к обучению, основанный на активном общении взрослого и малыша. Начиная со второй группы раннего возраста музыкальные занятия проводятся сначала небольшими подгруппами, а затем со всеми вместе по 10-13 минут два раза в неделю.

Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

Отличительной особенностью музыкальных занятий является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т.д.), чего нет на занятиях по рисованию, лепке, математике и др. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике. Другая трудность – последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствие возрастным возможностям детей. Рассмотрим эти требования.

Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям вначале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку.

Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий. В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначалезанятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера. Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.

Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например, знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности. Например, с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы. Которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим. Еще один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача. Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребенка.

Структура занятия должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала, видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движений. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.

Наши рекомендации